27
октября 2006 №43 (439)
Ольга Шишанова
Карнавал половецких плясок
На сцене Театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой
города Астаны вновь состоялась встреча с волшебным миром балета.
На сей раз вниманию ценителей прекрасного было предложено три
одноактных балета: “Шопениана” композитора Ф.Шопена, “Карнавал”
Р.Шумана и “Половецкие пляски” А.Бородина
Все три произведения объединяло одно - чуть более
ста лет назад они были впервые поставлены талантливейшим балетмейстером
Мариинского театра Михаилом Фокиным. Балет “Шопениана” готовился
им для “Русских сезонов” в Париже в 10-х годах XX века, “Карнавал”
Шумана помог ему воплотить самые большие чаяния музыкального романтизма
в балетной постановке, а “Половецкие пляски”, создание которых
и вовсе - отдельная история, были предназначены для оперы “Князь
Игорь”.
Нынешняя же постановка сцен из трех балетов по реконструкции хореографии
Михаила Фокина на столичной сцене была осуществлена под руководством
российского хореографа-постановщика из Санкт-Петербурга Сергея
Вихарева.
Сюжет “Шопенианы” в чем-то сродни истории маленького принца Сент-Экзюпери.
И там и здесь главный герой одинок и безмерно влюблен в красоту.
Сильфида - крылатая надежда в его мечтах - посещает освещенный
таинственным мерцанием луны романтический сад. Главный герой (во
сне ли, наяву ли) начинает ее преследовать. Все действо - это
танец в стиле Тальони, в стиле того забытого времени, когда в
балетном искусстве господствовала поэзия, когда танцовщица поднималась
на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать свой стальной
носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем
впечатление легкости и чего-то неземного, фантастического. В этом
танце не было ни одного пируэта, ни одного трюка. Но как поэтичен,
как прелестен и увлекателен был этот дуэт в воздухе.
Публика была просто очарована. Похоже, зрители увидели воплощение
своей мечты об истинно классической постановке балета.
При этом великолепен был и состав исполнителей. Обладательница
Гран-при Международного фестиваля, дипломант Международного конкурса
артистов балета Гульфайрус Курмангожаева просто летала по сцене
в мазурке. Если смерить на сантиметры высоту ее прыжка, то, вероятно,
окажется, что он совсем не так велик. Но ее поза на воздухе, ее
тонкая фигура, ее с каждым разом все более крепнущий талант делали
то, что она не прыгала, а действительно летала.
Лауреат Международного фестиваля Айжан Мукатова исполняла прелюд.
Она замирала на пальцах одной ноги и в танце, почти лишенном прыжков,
и достигала впечатления воздушности.
Главный герой - юноша-мечтатель в исполнении дипломанта Международного
фестиваля Жандоса Аубакирова - целыми сериями танцевальных па
сумел передать поэтически возвышенный образ, что живет в своем
внутреннем мире, в своем воображении, но стремится к чему-то иному,
более воздушному, более романтичному, но в то же время и к более
реальному.
Вторую часть концерта открывал балет “Карнавал” на музыку Шумана.
У Роберта Шумана Михаил Фокин распознал удивительную способность
создания в музыке портретов людей, научился и сам схватывать одним
штрихом самое характерное в облике человека или в его настроении.
Все это нашло свое выражение при его постановке балета “Карнавал”
на музыку великого немецкого композитора, где словно кружатся
в стремительном танце или медленно проходят погруженные в свои
мысли персонажи под масками Пьеро и Арлекина, веселых бабочек
или Кьярины, Флорестана или Эвсебия.
Хореограф-постановщик Сергей Вихарев попытался пойти по стопам
Фокина при реконструкции хореографии “Карнавала”, и ему это блестяще
удалось. С помощью тонкого проникновения в жизнь человеческого
сердца, огромного желания не только увидеть в жизни чудесное и
необыкновенное, но и постараться передать это зрителю, все это
оказалось залогом того успеха, которого, несомненно, и достигли
российский балетмейстер и столичная труппа артистов балета при
воссоздании постановки “Карнавала”.
Что касается постановки “Половецких плясок”, то она была для Михаила
Фокина одной из самых важных его работ. И вот почему. На рубеже
XIX-XX веков до некоторых пор задачи кордебалета в спектакле сводились
главным образом к фону для танцев балерины или солистов, к аккомпанементу,
к орнаменту в движении, к объединению танцующих в одном ритме.
Но о выражении чувств, об экстазе, о душевном подъеме с кордебалетом
не говорили. Михаилу Фокину предстояло решить этот вопрос в “Половецких
плясках”, создав танец волнующий, возбуждающий, и при этом дать
пример танца выразительного и массового.
Но прежде чем у него зародилось хоть какое-то подобие мысли об
этом неистовстве, балетмейстера поначалу страшно мучили вопросы
отсутствия материала и в то же время восторга перед музыкой Бородина,
которую Фокин очень боялся испортить. Это настолько смущало мэтра,
что он готов был даже уклониться от постановки. Но, к счастью,
его поддержали Дягилев и Рерих, которые в один голос утверждали,
что Михаил “сделает что-нибудь замечательное”.
Это вселило в него уверенность. И насколько Фокин колебался до
начала работы, настолько уверенно он почувствовал себя, когда
начал постановку. Все так ясно нарисовалось ему, что сегодня невозможно
и представить себе, что если половцы должны были танцевать и не
так, как это представлялось знаменитому хореографу, то под оркестр,
исполняющий музыку Бородина, они должны будут танцевать все же
именно так, а не иначе.
Астана