13
октября 2006 №41 (437)
Авторский бизнес
В рубрике “Из первых рук” “НП” предоставляет слово
Мастеру, который расскажет о своем деле.
Сегодняшняя тема - инструменты в бизнесе.
А лектором-экспертом выступит предприниматель Нурлан Смагулов. Он
расскажет:
1) о мотивации; 2) о кризисном опыте; 3) об имени и репутации
1. О мотивации
У каждого своя морковка перед носом. Я хочу сказать, что у разных
людей и мотивация [в делах и жизни вообще] разная: кто-то хочет
разбогатеть, кто-то - самореализоваться. Лично для меня, когда я
стартовал, этот вопрос [что движет меня вперед?], наверное, был
в большой степени вопросом амбиций.
[Если точнее, то был вызов судьбы] - смогу ли я реализовать те возможности,
которые выпадают человеку один раз в жизни? Мы [наше поколение]
очень удачно оказались на водоразделе, которым я называю 1990-1991
годы, распад Советского Союза, переход в новую среду с совершенно
иными параметрами. К тому же совпало, что я в этот момент окончил
университет, был без работы, [но что еще важнее] без стереотипов
в голове вроде аспирантуры, которую жалко бросать. Не было и семьи,
которую надо кормить и не думать о фантазиях... Я был свободен:
духовно и физически - поэтому и рискнул. Именно рискнул - ведь это
было время авантюристов.
Первые деньги я заработал на хаосе. На три года в начале 90-х годов
пришелся взлет биржевой торговли, поскольку распались связи, которые
создавались в СССР десятилетиями, и вместо них появились новые хозяйственные
площадки, где все нужно было приобретать заново, - биржи. Многие
[нынешние крупные предприниматели] тогда зарабатывали здесь первоначальные
капиталы, среди них, не скрою, и я. Я работал брокером сразу на
двух биржах, мы осуществляли большое число самых разных операций,
но [подчеркиваю] - легальных.
Однако многие компании так и остались на уровне посреднических услуг,
не смогли пройти этот барьер накопительства и выстраивания деловой
идеологии. И лишь некоторым удалось его преодолеть. С 1993 по 1996
год был период самоорганизации бизнеса - компании стали создавать
собственные бренды и вообще более осознанно подходить к тому, для
чего зарабатывать деньги и куда затем их вкладывать. В числе этих
немногих повезло [употреблю это слово] и мне.
Наша компания называлась “Мадина”, в ней работали Мухтар Аблязов,
Ержан Татишев, Жанна Омарова, я... Первоначально мы интегрировали
сразу несколько направлений, но вскоре каждый выбрал свой профиль.
Так, в недрах нашей компании появился торговый дом “Жанна”, Ержан
Татишев занялся финансами, Мухтар Аблязов - промышленными объектами,
перспективными для инвестирования... Я же ввозил автомобили, и впоследствии
компания “Мадина” стала называться “Астана Моторс”.
И, в общем, тогда уже был очерчен современный казахстанский бизнес
- то, что мы видим сейчас.
[Конечно, не скажу, что мной всегда двигали лишь мотивы самореализации.]
Материальность присутствовала. И, однако, даже в самом начале, в
1990 году, когда я окончил университет, у меня не было желания обладать
большим капиталом. Дело, впрочем, еще и в том, что тогда не было
социальных ориентиров вроде бизнесменов, банкиров... А были совсем
иные [общественные кумиры]: космонавт, профессор, директор райпищеторга,
да, пожалуй, юрист какой-нибудь известный.
Мы попросту не знали, что такое капитализм. Если не считать литературных
примеров из книжек Голсуорси и Драйзера. Но, разумеется, было нормальное
для любого молодого человека желание купить хороший автомобиль (меньше,
наверное, думали о том, чтобы построить дом или виллу)... И вообще,
просто хотелось иметь какие-то деньги и купленную на эти деньги
степень свободы.
Но очень скоро это желание оформилось, как я уже сказал, в амбиции
- сделать компанию в 50-100 человек, открыть первый в стране автосалон...
По нынешним критериям это, может, и скромные масштабы, а тогда представлялось
грандиозным.
Я перегонял свои первые автомобили в 1992 году из Самары, с ВАЗа
- сам, вместе с таксистами из 3-го автопарка - и продавал их, еще
не въезжая в Алматы: на перекрестках к нам подъезжали люди, спрашивали,
сколько стоит, и брали. Сначала я их возил по 5-10 штук, затем стал
загружать вагоны, а в 1993 году пригнал 150 машин Hyundai из Прибалтики,
и пока они шли эшелоном в Казахстан, продал их. Я хочу сказать,
спрос был огромный - страна тотального дефицита! И многие мои соплеменники-автомобилисты
остановились на этом, не хотели вкладывать деньги в бизнес. А надо
мной смеялись: зачем строить шоу-рум, когда машины и так разбирают
прямо со стоянок?! Зачем сооружать автоцентры, сервисные базы, привозить
запчасти, обучать людей? Но я знал, что период дикого насыщения
рынка пройдет и люди будут требовать цивилизованной торговли.
Потом мы [компания] участвовали в приватизации, покупали элеваторы
и мельничные комплексы, где устанавливали современнейшее оборудование,
построили первую частную гостиницу “Астана-Интеротель”... много
было проектов, где мы были первыми. [И со временем появилась только
одна новая мотивация - неудовлетворенные когда-то амбиции.] К примеру,
сейчас мы построили в Алматы торговый центр MEGA. Это моя давняя
мечта. В свое время я не смог договориться, чтобы участвовать в
строительстве “Рамстора” на Фурманова - меня опередил Булат Абилов,
он лучший переговорщик, чем я. И все это время у меня были нереализованные
амбиции. А потом пришел какой-то год... 2003-й - и я почувствовал,
что в стране нет хорошего торгового центра, куда я мог бы пойти
с детьми и получить от этого удовольствие. И даже тот, существующий
[на улице Фурманова], уже не актуален. На дворе 2006-й - центр построен
и недавно показан главе государства...
В общем, деньги - очень слабая мотивация, они не могут долго поддерживать
в тонусе. Мы никогда не подсчитывали, сколько стоим или зарабатываем.
Не знаю, какое отношение у следующего поколения бизнесменов, которое
за нами идет, но мое поколение - первых казахстанских предпринимателей
- относится к бизнесу, как раньше советские люди - к освоению целины
или космоса.
 |
| Нурлан Смагулов |
|
Известный бизнесмен, президент одной из старейших (и крупнейших)
казахстанских компаниий “Астана Моторс”. У компании, созданной
в 1993 году, три основных направления: автомобильный, зерновой
и девелоперский бизнес. В период с 1996 по 2002 год частный
предприниматель Смагулов был на службе у государства - возглавлял
национальную компанию “Государственная продовольственная корпорация”
|
2. О кризисном
опыте
Когда-то я служил в армии - два года срочной службы - и когда в
середине 90-х глава государства пригласил топ-менеджеров из частного
сектора возглавить национальные компании, работающие по идеям частного
бизнеса, я, откровенно говоря, воспринял это опять-таки как призыв.
Примерно как в армию или [лучше сказать] в комсомольский отряд.
Сыграло роль советское воспитание, и возможность отказа даже не
приходила в голову.
Призыв был масштабный: Еркин Калиев, Мухтар Аблязов, Нурлан Каппаров,
Сауат Мынбаев, Зейнулла Какимжанов... С каждым проводили частные
беседы. Нас к тому времени уже лично знал президент. Меня, например,
он впервые увидел на близком расстоянии при открытии гостиницы “Астана-Интеротель”,
задал вопросы, что я окончил, что умею. Видимо, то, что я окончил
биологический факультет, повлияло - и в 1996 году мне поручили “Продкорпорацию”.
Известно, что нас позвали как кризис-менеджеров. Время тогда, если
помните, было критичное. Баррель нефти стоил не 70, а 8 долларов.
Не было такого понятия, как профицит бюджета, - только дефицит.
Но именно при таких условиях нас и призвали. “Если бы в государстве
были деньги, - говорили нам в правительстве, - на вашем месте сидели
бы другие люди”.
Не скрою, уже в первый день работы я был разочарован. И дело не
только в том, что к моему приходу долг “Продкорпорации” превышал
200 миллионов долларов, векселя перед крестьянами не погашены, а
закрома пустовали. Я никогда прежде не работал в госструктурах и
был просто удручен здешней ситуацией тех лет: от системы ценностей
до мебели.
Но я прошел хорошую школу. Узнал страну и научился общаться с самыми
разными людьми - от крестьянина до главы государства. Увидел мир.
Побывал и в таких странах [в которые вряд ли бы поехал по турпутевке],
как Иран, Ирак, Пакистан...
Узнал, как строится мировая торговля зерном, и мы стали применять
рыночные схемы в сельском хозяйстве, когда крестьяне еще находились
в иждивенческом настроении, ждали помощи от государства.
Я стал менеджером странового размера. По большому счету, этим багажом
я до сих пор живу. Не случайно в 2002 году, вернувшись в свою компанию,
я начал осваивать новые для себя виды бизнеса, помимо автомобильного
и зернового: строительство новых форматов жилья, деловых и торговых
центров - девелоперские проекты.
|
Наш герой - участник знаменитой казахстанской команды
“Снежные барсуки”, в которую также входят другие отечественные
активисты. Они известны тем, что совершили альпинистские восхождения
на высочайшие вершины континентов: Маунт-Кук в Новой Зеландии,
Килиманджаро в Африке и т.д. Кроме того, увлекается горными
лыжами, подводным плаванием и виндсерфингом. И даже победитель
нескольких любительских турниров по большому теннису.
Меценат и вообще ценитель изящных искусств. Основатель галереи
“Арт-Центр Алма-Ата” и обладатель коллекции скульптуры и живописи.
Много читает, в том числе и современную прозу (сейчас, например,
“Планку” Гришковца).
Среди выдающихся личностей, по версии Нурлана Смагулова, -
американский бизнесмен Дональд Трамп и японец Тойода-сан,
основатель почти одноименной компании “Тойота”. Кстати, именно
эта марка машин (наряду с “БМВ”) относится к числу любимых
главного казахстанского автомобилиста.
|
3. Об имени
и репутации
Имя для бизнесмена очень важно, но для его бизнеса еще важнее репутация.
Кодекс слова, которое, если дал, непременно сдержишь, а дело доведешь
до конца.
Имя я себе сделал еще до работы в “Продкорпорации”. Например, когда
меня останавливали инспекторы дорожной полиции, и я им показывал
служебное удостоверение, они скучающим взглядом изучали мою должность,
но оживлялись, видя фамилию: “Астана Моторс”? Ну, тогда о чем разговор?!”
Имидж у меня, скорее, удачливого бизнесмена, чем хорошего чиновника.
И создал я его, спонсируя “Азия дауысы” и привезя в голодный до
зрелищ Казахстан российских звезд... Имя то есть содержательно для
обывателей, для знакомого и незнакомого населения - для общества.
А вот для бизнес-сообщества, в котором живешь, имеет значение репутация.
В силу того, что имя можно заработать по-разному. И я знаю много
очень известных людей, с которыми бизнес-сообщество не желает иметь
дела. А если есть репутация, достаточно одного телефонного звонка
- в банк или партнеру, чтобы все закрутилось.
В конечном счете именно репутация - главный инструмент для бизнесмена
в его деле. И даже круг людей, которым он доверяет, еще один важнейший
бизнес-инструмент - в сущности является продолжением деловой репутации.
[Кстати, не меньше, чем для партнеров, репутация важна и для тебя
самого.] Первая сделка, первый созданный объект, первый заработанный
миллион и так далее - вся эта “история побед” (как я ее для краткости
называю) помогает нам затем заняться любым новым делом, не боясь
неудач и не ломаясь под ними (а без неудач не бывает). И в итоге
добавить еще одну победу в нашу индивидуальную историю.
Со-ведущий рубрики Андрей Губенко
|