15
сентября 2006 №37 (433)
Акжол Садешов
Банковская урбанизация
Похоже, что эра провинциальных банков в Казахстане
постепенно проходит. Из 34 существующих банков второго уровня только
у 3-х головные офисы находятся в регионах. Эволюция отечественного
финансового рынка с каждым годом характеризуется все более жесткими
критериями выживания. В итоге некоторым банкам пришлось поменять
свой ареал обитания
Последним из банков, кто принял решение о переезде в
финансовую столицу, был павлодарский Данабанк. Согласно информации
Казахстанской фондовой биржи (KASE) от 11 сентября, его новым местом
нахождения стал Алматы. Всего за пару месяцев до этого события из
Актау в южную столицу свой головной офис передислоцировал “Нефтебанк”.
Переезд региональных банков в финансовый центр страны в последние
годы вполне нормальное явление. Это тенденция объясняется ответной
реакцией банковских организаций на изменяющиеся финансово-экономические
условия. Зачастую основной причиной смены места жительства у банков
является приход новых акционеров, интересы которых не ограничиваются
регионом пребывания банка. В итоге владельцы ставят перед финансовой
организацией новые задачи, выстраивается новая стратегия развития,
которая нередко предполагает выход на другие регионы.
К примеру, “Нефтебанк” в прошлом году сменил своих старых акционеров
и стратегию развития банка. Теперь он намерен выйти на республиканский
уровень и развивать новые сегменты банковского бизнеса, такие как
малый бизнес и розница. Четыре года назад в Иртышбизнесбанке также
поменялись акционеры, которые приняли новую стратегию активного
развития банка. В рамках новой стратегии подразумевался переход
от межрегионального к республиканскому уровню, перевод головного
офиса из Павлодара в Алматы и смена названия “Иртышбизнесбанк” на
“Альянс Банк”.
По мнению заместителя председателя правления АО “Нефтебанк” Малика
Шкубарова, “на переезд в южную столицу также влияет и присутствие
в Алматы контролирующих органов и основных финансовых институтов.
Это Национальный Банк РК, Агентство финансового надзора, KASE, отечественные
и международные банки-партнеры, различные организации, работающие
на финансовом рынке”. Иначе говоря, город обладает современной финансовой
инфраструктурой. Дополнительным аргументом в пользу переезда служит
географический фактор. Отдаленность от финансового центра страны
при растущем бизнесе банка негативно сказывается на качестве и скорости
оказываемых услуг.
Присутствие банка в Алматы напрямую влияет и на формирование клиентской
базы. Речь идет о более широких возможностях населения вкладывать
на депозиты и высоком спросе на дорогие кредитные ресурсы. Однако
не все участники банковского рынка стремятся перевести свои головные
офисы в Алматы. Как утверждает председатель правления АО “Цеснабанк”
Куат Кожахметов, “деятельность “Цеснабанка” сфокусирована, в основном,
на малом, среднем и розничном бизнесе. Поэтому южного филиала банка
вполне достаточно, чтобы функционировать в Алматы, а наши крупные
клиенты в большинстве представители северного региона страны. Так
что планов по переезду в Алматы у банка нет. Но для лучшего взаимодействия
с другими финансовыми институтами в дальнейшем возможен перевод
в Алматы отдельной части головного офиса. При этом планируется постоянное
присутствие в южной столице члена правления банка”.
Ужесточающиеся с каждым годом требования органов, контролирующих
финансовый рынок, заставляют провинциальные банки пересматривать
свои стратегии развития в пользу отхода от региональной направленности.
И похоже, что эра провинциальных банков в Казахстане заканчивается.
По мнению заместителя председателя правления АО “Альянс Банк” Нуртазы
Байтенова, “на финансовом рынке идет вполне естественный процесс
укрупнения основных игроков. Для того чтобы выжить в высокой конкурентной
среде, банки вынуждены непрерывно расширять свой бизнес на всю республику.
Региональным банкам все сложнее конкурировать с банками республиканского
уровня, ведь последние обладают рядом преимуществ, которых нет у
первых банков. Прежде всего это касается кадрового потенциала, наличия
конкурентоспособных продуктов, технологических новшеств, стоимости
ресурсной базы”.
|