14 июля 2006 №28 (424)
     Культура

Кульпаш Конырова
Мелодии степей с английским акцентом

Сначала Альберт- Холл в Лондоне, потом - Конгресс-Холл в Астане.
В этих двух столицах музыкальную композицию “Тлеп”, созданную известным английским композитором Карлом Дженкинсом на основе казахских народных песен, сопровождали повышенный интерес специалистов и публики, а затем вполне заслуженный успех. На презентациях и в Лондоне, и в Астане присутствовал Герцог Йоркский - принц Эндрю

“Дударай” - именно с этой любимой и ставшей практически народной песней, написанной русской девушкой Марией, и начинается музыкальная композиция “Тлеп”.
“...Дудараааай, дуу - дай, сен бир ушун ту - удым...” - звучал красивый и нежный голос Арухан Бисенгалиевой - 15-летней дочери Марата Бисенгалиева, которая дебютировала на родине своего отца в качестве вокалиста во время презентации “Тлепа”. Правда, слова песни Арухан произносила с характерным английским акцентом, отчего имя “Дударай” слышалось, как “Тутарай”, а слово “тудым”, как “тутым”.

Но если даже опустить эти языковые моменты: во время презентации музыкальной композиции в Астане вместо финского хора был английский, то, прослушав весь концерт, понимаешь, что знакомые и любимые казахские мелодии приобрели некие европейские тональность и обработку.
По сути, так оно и есть. “Тлеп” - это своеобразный синтез казахской музыки и достижений современной европейской музыки. В основу музыкального сочинения легли семь известных казахских песен и мелодий: вышеупомянутая “Дударай”, два произведения великого Абая - “Козимнын карасы” и “Заманай”, а также “Би”, “Карлыгаш”, “Тулпар” и “Жайлау”. Но в “Тлепе” был использован не только синтез музыки, но и синтез музыкальных инструментов. Прекрасно дополняя друг друга, звучали кобыз и скрипка, сазсырнай и саксофон, домбра и контрабас...
Напомню: эта идея - соединить в музыке “восток и запад” - пришла известному скрипачу Марату Бисенгалиеву и казахстанскому предпринимателю и потомственному ценителю казахской культуры Сапару Искакову. Их идея нашла воплощение в лице известного английского композитора Карла Дженкинса.
“Он даже приехал в Казахстан, чтобы лучше понять характер казахской музыки”, - рассказал на пресс-конференции за день до презентации журналистам Марат Бисенгалиев. “Во время работы мы чемоданами возили в Англию записи многих казахских песен и мелодий, но выбор пал именно на те семь, которые, по мнению композитора, самые яркие и лучше всего подходят для аранжировки”. Из уст Марата Бисенгалиева прозвучали такие слова: “Козимнын карасы” всегда будет восприниматься как творение Карла Дженкинса”.
“Казахская музыка очень страстная”, - так охарактеризовал свое впечатление приехавший в Астану на презентацию “Тлепа” саксофонист Найджел Хичко. Отвечая на вопросы казахстанских журналистов на пресс-конференции, он отметил, что больше всего его потрясло горловое пение. “А музыканты на национальных инструментах просто фантастического уровня”.
Забегая вперед, скажу, что презентация “Тлепа”на ее исторической родине прошла с большим успехом. Вся композиция прозвучала, словно на одном дыхании. И в течение концерта все зрители были во власти звучавшего сочинения. Это вроде была и родная казахская музыка, но в то же время другая...
Но одними комплиментами дело не ограничивается. За ними стоит вполне обоснованный коммерческий интерес. Как сообщил журналистам дирижер и глава в одном лице компании SONY BMG Крис Крейкер, диск с композицей “Тлеп” сегодня вошел в десятку самых продаваемых в Англии. И такой финансовый успех, который дал им эксперимент с казахской музыкой, не может остаться без внимания. Именно поэтому западные специалисты и бизнесмены сегодня заинтересованы в продолжении сотрудничества с казахскими коллегами. “Мы готовы к началу нового интересного проекта”, - сказал в завершении пресс-конференции Крис Крейкер.
Что ж, благодаря идее Марата Бисенгалиева, финансовой поддержке Сапара Искакова и таланту Карла Дженкинса казахская музыка смогла прорубить себе окно в Европу. Кто знает, может, в будущем мы сможем услышать казахские мелодии с экранов мировых музыкальных каналов.

Астана
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск