23
июня 2006 №25 (421)
Алия Адамбаева
Капчагай - это бывшее озеро
Казахстан служит транспортным коридором между Востоком
и Западом. Так повелось со времен Великого Шелкового пути...
Скудные сведения по истории привели к необратимым последствиям,
о которых мы узнаем только сегодня...
Тагир
Гайнуллин, историк и краевед, уже делился с читателями нашей газеты
интересными фактами из жизни древнего Казахстана. Великий Шелковый
путь стал частью его жизни, а исследования - целью. Во время нашей
прошлой встречи мы писали об уникальном месте, созданном природой,
- переправе через реку Или и обещали, что скоро сможем поделиться
с вами еще многими интересными подробностями.
Сегодня нашу беседу с Тагиром мы начали с его нового открытия -
древнего озера на Капчагайском плато, которое неразрывно связано
с историей образования той самой переправы...
- О существовании древнего озера я узнал пятнадцать лет назад.
Все вы видели нашу достопримечательность - каньон, который образовался
много тысячелетий назад. Как это произошло? Возьмем, к примеру,
озеро Иссык-Куль. В это озеро впадает более семидесяти рек, и большая
часть поступающей воды испаряется. Поэтому Иссык-Кулю сейчас более
двух миллионов лет, и он еще существует.
С древним озером на Капчагайском плато была несколько иная картина.
Оно образовалось в период позднего палеолита, когда произошел сдвиг
тектонических плит и извержение расплавленного базальта залило долину
реки пра-Или и образовало естественную плотину. Плотина сдерживала
поток какое-то время, образовалось озеро. Но поскольку масса поступающей
воды в озере была в десятки раз больше испарявшейся, она, вымыв
себе проход сквозь горный массив, ушла через базальтовое плато и...
исчезла.
В конце этого самого каньона, сквозь который ушла вода, образовалась
переправа для Великого Шелкового пути через реку Или. Это в сорока
пяти километрах от плотины. Глубина современного Капчагайского водохранилища
всего сорок девять метров, а высота Капчагайского плато - это как
минимум сто тридцать-сто сорок метров. Таким образом, хочу сказать,
что древнее озеро было в два с половиной раза больше, чем нынешнее
Капчагайское водохранилище.
- То есть, вы хотите сказать, что древнее озеро находилось на
территории современного водохранилища?
- Да, прямо на этом месте. Более ста двадцати километров - расстояние
от плотины до Чарынского каньона. Это та самая площадь исчезнувшего
древнего озера. Капчагайское водохранилище примерно такой же длины,
но по объему в два с половиной раза меньше. Я могу дать приблизительные
данные плюс-минус полкилометра: ширина его была от правого берега
до современного поселка Заречное, то есть примерно двадцать с лишним
километров. Но это было самое узкое место водоема.
Поскольку данная местность пологая, кромка воды доходила дальше
и территория нынешнего поселка Чилик была тогда под водой. Границы
озера доходили вплоть до нынешней трассы Алматы - Нарынкол. Вот
такой был водоем. Повторяю, что установить точный контур озера не
составляет труда, можно сделать это посредством нивелир за один
день.
- Как случилось, что при проектировании Капчагайского водохранилища,
в котором участвовал не один проектный институт, никто не заметил,
что создают его на месте бывшего древнего озера?
- Я сам этого не понимаю! Повторяю, я догадывался о древнем озере
еще пятнадцать лет назад, а подтверждение своей гипотезы обнаружил
только в 2001 году. В книге по истории Казахской СССР, изданной
в 1977 году (пятитомное издание, первый том, стр. 63), есть строки,
что “река пра-Или в результате тектонического поднятия плато образовала
озеро на месте современно среднего течения Или”.
- Плотину построили в 1970 году. Почему никто из ученых не обратил
на это внимания?
- Не знаю, но это привело к очень большим ошибкам в рассчетах. Если
вы помните, там хотели оросить, поднимая воду посредством насосных
станций, четыреста девять тысяч гектаров. На это затрачивалось огромное
количество электроэнергии. Сейчас советской власти нет, электроэнергия
дорогая и все совхозы развалились. И это оправдано, потому что,
если качать воду и тратить огромные деньги на электроэнергию, то
там будут выращиваться “золотые” помидоры.
Естественно, что все производство прекратилось, ведь без воды там
нечего делать. Зная о древнем озере, мы могли бы построить плотину,
тем самым подняв воду, которая самотеком поливала бы плато Итжон.
Прокопав туннели до правого берега, вообще можно было бы оросить
его вплоть до Баканаса и дальше, а это миллионы гектар. Но сейчас
наблюдается острый дефицит воды, и это уже не спасет, шанс был упущен
из-за некомпетентности пректирующих умов.
- А что касается города Капчагая...
- Капчагай находится в глубокой яме. Даже древние люди, которые
не знали строительного дела и архитектуры, строили дома на высоком
берегу реки. А мы же построили город в яме - на дне древнего озера!
И еще... Недалеко есть карьер, где берется песок для строительства.
Это огромные барханы. И если, так как сейчас идет глобальное потепление,
произойдут какие-то природные катаклизмы и эти барханы начнут двигаться,
то песок может засыпать город.
Проектировщики не думали об этом, когда строили Капчагай, а сейчас
хотят там возвести Лас-Вегас! Это глупость. Там, по правому берегу,
есть прекрасное плато Итжон - идеально ровная поверхность. Для строительства
города это просто находка. Почему эту местность не используют, я
не понимаю?
- Вы говорили о переправе Великого Шелкового пути, образовавшейся
благодаря древнему озеру в конце каньона...
- Окунемся в глубь истории - это поздний палеолит от 10000 до 35000
лет назад. В это время река пра-Или несла свои мутные воды по долине
между плато пра-Итжон и пра-хребтом Малай Сары с правого берега
и пра-Чу Илийскими горами с левого берега.
Но вот однажды, после сильного землетрясения, вся долина покрылась
трещинами, из которых начал извергаться расплавленный базальт, заполнивший
всю долину на расстоянии многих десятков километров. Образовалось
Капчагайское плато и древнее озеро, на дне которого в 1970 году
XX века построили Капчагайское водохранилище и город Капчагай.
Вернемся опять в древность... Прошло не одно тысячелетие и, как
я уже говорил, река Или, пропилив Капчагайское плато, образовала
каньон, а озера не стало.
Тысячелетняя работа реки не прошла даром. В конце каньона река создала
уникальную, не имеющую аналогов в мире переправу, которая помогала
людям переправляться через реку со времен великого переселения народов
с Запада на Восток, а потом с Востока на Запад.
Не секрет и местонахождение этой переправы - это 45 километров вниз
по течению от плотины Капчагайского водохранилища, там где река
Или под углом 90 градусов поворачивает на север.
 |
Схема переправы |
- Почему вы решили, что именно это место стало точкой
переправы, ведь река Или большая, следовательно, и возможностей
было много?
- Основной секрет заключается в вопросе, как могли на судне в этом
месте переправляться через горную реку со стремительным течением?
В районе переправы, перед поворотом на расстоянии 2-3 километров,
река течет строго с востока на запад. На этом участке воды реки
получают дополнительное ускорение за счет вращения земли.
Водяной поток, скорость которого выше средней скорости реки, ударяется
в базальтовый массив, и, срикошетив, отскакивает в противоположный
правый берег. Скорость потока воды и сила, с которой водяной поток
ударяется о камни, настолько велика, что отскочившая масса воды
достигает противоположного берега и, отрекошетив от правого берега,
под углом 45 градусов уходит к левому берегу.
Подтверждением такой схемы работы переправы служит то, что на левом
берегу есть и поныне залив, который мог образоваться только при
наличии сильного бокового течения. Такое течение могла создать,
например, впадающая в этом месте с правого берега река. Но в этом
месте никакая река в Или не впадает. Значит, залив мог образоваться
только за счет потока воды, отскочившего от правого берега. Если
согласиться с этой схемой, то тогда становится понятным, как переправлялись
на судне через переправу.
Судно загружалось на левом берегу в тихой заводи за базальтовым
массивом. Гребцы выводили судно из тихой заводи, судно подхватывал
отскочивший поток и мягко переправлял его на правый берег.
Гребцы с помощью весел только управляли движением судна. На правом
берегу была пристань, к которой пришвартовывалось судно. Судно разгружалось
и загружалось другим грузом теперь уже на левый берег. На левом
берегу в заливе была пристань, к которой приставало судно. Судно
разгружалось и бичевой доставлялось к тихой заводи, откуда процесс
повторялся.
Так и только так могло переправляться судно через реку со столь
стремительным течением. Только при наличии такой переправы могли
существовать Великий Шелковый путь и почтовая служба монголов.
Что собой представляет Или? Или - река горная. А значит, что и скорость
течения соответствующая, и если еще принять во внимание то, что
на поверхности реки часто появлялись воронки, которые способны затянуть
на дно неискушенного пловца, то переправа через реку представляет
не только определенную трудность, но и реальную опасность для жизни.
И уж вообще невозможно представить, как переправляли грузы, которые
везли по Великому Шелковому пути. Любое груженое судно, будь то
лодка, плот или само судно, попадая в стремительный поток, становится
неуправляемым.
 |
- Вы говорили про почтовую службу монголов...
В 1235 году монголы для эффективного управления своей империей создали
почтовую службу, в обязанности которой входило перевозить послов,
гонцов и чиновников. Были организованы почтовые станции - ямы, на
которых должны были находиться по двадцать человек улачинов и табун
свежих лошадей, а также стадо баранов для продовольствия приезжающих.
Большая часть почтового тракта проходила по территории современного
Казахстана, по маршруту Шелкового пути. Трудно представить эффективную
работу почтовой службы без надежной переправы через Или.
Даже сейчас, когда река потеряла значительный объем воды, который
забрали на хозяйственные нужды, и скорость за счет строительства
Капчагайского водохранилища, можно, проведя исследование, восстановить
схему работы переправы и найти место, где находилась пристань на
правом берегу.
Именно этот участок в 50-70 квадратных метров может быть единственным
в мире клочком земли, который хранит след великого сына монгольского
народа, величайшего полководца и государственного деятеля, признанного
мировым сообществом в 2000 году человеком тысячелетия, потрясателя
вселенной - Чингисхана.
- Есть ли какое-то документальное подтверждение вышесказанному?
- Тому, что на Или была переправа и что через нее переправлялись
на судах, есть подтверждение в литературных источниках - у Махмуда
Кажгарского, который жил в XI веке, в одном из стихотворений есть
такая строчка “Кеме ичра олдуруб Иля суын кечтимиз”, которая в переводе
с древнетюркского означает “Сев на судно, переправился через реку
Или”.
Другой очевидец - это посол французского короля Людовика IX в Монголии
уже в XIII веке, то есть через 200 лет, также свидетельствует о
том, что через реку Или он переправлялся на судне. То, что два очевидца,
один в XI, другой в XIII веке, а это через 200 лет, пишут о том,
что переправлялись на судне, значит, что этой переправой пользовались
веками.
Ведь здесь поток подхватывал пловца и мягко переправлял на противоположный
правый берег. Люди того времени знали, что в полутора днях ходьбы
от начала каньона есть удобная переправа и поэтому не искали других
мест, чтобы переправиться на противоположный берег. Вспомним отрарскую
катастрофу, тогда Чингисхан отправил 600 верблюдов в Хорезм шаху
Мухаммеду. Это примерно 150 тонн груза. Попробуй переправь это через
бурную Или. И плот, и судно разобьет о камни или унесет. А все произошло
благодаря переправе. Не поверите, но через эту переправу шли несторианцы
(религиозное течение, которое возникло в Сирии в V веке. Римская
католическая церковь притесняла их, поэтому они вынуждены были по
этому маршруту уйти в Монголию). Свидетельством этого служит то,
что несторианские церкви есть в Таразе и в Кайалыке.
Через эту переправу прошли все русские князья, в том числе и Александр
Невский.
Кстати, на этой самой переправе есть участок каньона и там волнами
стекает застывший базальт и на гребне второй волны огромный булыжник
светло-серого цвета, весом в килограммов пять, захваченный со дна
во время вытекания базальта. Можете представить себе эту картину
30-35 тысяч лет тому назад! И все сохранилось. Этот камень является
еще одним подтверждением!
Я в акимат два раза писал, что это интересный объект для туризма,
ведь сам президент говорил много раз о развитии этого направления
в нашей стране. А лучшего места, чем эта историческая переправа,
не найти. Надо говорить о реальной истории. А не выдумывать про
Ноев ковчег в Чимкентской области.
P.S. В 1206 году короновали Чингисхана, эта дата считается
периодом образования монгольской государственности. С тех пор прошло
восемьсот лет. В честь этого события будет выпущен сборник по истории
Монголии. Открытие Тагира Гайнуллина займет в нем свое место.
Экспедиция “НП” в скором времени отправится на Капчагайское
плато. Нашей целью будет исследование точного контура древнего озера.
Подробности читайте на страницах нашей газеты.
|