26 мая 2006 №21 (417)
     События

Анна Шелепова
Дворцовые интриги

Судьба Дворца молодых талантов по-прежнему в центре внимания общественности. Нам стали известны новые детали этой темной истории, которые ставят под сомнение законность сделки между бывшим собственником здания Республиканским фондом поддержки молодых талантов имени аль-Фараби (больше известным как Фараби-фонд) и нынешним владельцем ТОО “Альпари”

Наш источник рассказал увлекательную историю о том, как здание и сосновый парк оказались в собственности Фараби-фонда. Интриги вокруг этого лакомого куска земли плетутся не первый год. Уж больно соблазнительное местечко - центр города и парк, который автоматически в несколько раз поднимает стоимость здания.
Как утверждает наш источник, в 1992 году решением главы Алма-Атинской городской администрации было создано городское отделение Республиканского фонда поддержки молодых талантов имени аль-Фараби. Тогда же на баланс Фараби-фонда передали городской Дворец школьников и переименовали его во Дворец молодых талантов. Руководил фондом Досмухамбет Нурахмет, а Виктор Храпунов со стороны администрации города отвечал за передачу здания.
Подразумевалось, что фонд вложит инвестиции и разовьет дворец для молодых одаренных деток, но бывший дом пионеров пришел в упадок, несколько лет пустовал. В 2005 году руководство республиканского фонда наконец отремонтировало здание, после чего было заявлено, что во дворце могут заниматься 7500 детей. По некоторой информации, сразу же после этого делами фонда заинтересовался прокурор Алматы и подал иск в специализированный межрайонный экономический суд о ликвидации этого юридического лица.
Здание попытались вернуть в коммунальную собственность... Однако президент фонда Досмухамбет Нурахмет живо отреагировал на исковое требование прокурора Алматы, обвинив его в незаконности и надуманности предъявляемых претензий в адрес фонда. Иск в итоге был отозван. А к концу 2005 года, как утверждает наш источник, вероятно, из-за страха потерять землю и здание, директор фонда продал дворец ТОО “Альпари” за очень странную сумму.
Мы бы хотели выслушать точку зрения бывшего владельца фонда, но это оказалось невозможным. Фараби-фонд располагался в здании Дворца молодых талантов, теперь, когда оно продано, там никого нет. Но журналисту “НП” удалось связаться с Виктором Храпуновым и выслушать его точку зрения:
“Я могу ошибаться в датах, поскольку дело было давно и воды с тех пор утекло много. По-моему, в 1992 году Нуркадилов вызвал меня и сказал, что принято решение о передаче на баланс Дворца школьников Фараби-фонду. Приказ обсуждению не подлежит. Он отметил, что нужно сохранить профиль дворца и Фараби-фонд займется этими вопросами.
У меня была конкретная задача: решить вопрос о передаче дворца Фараби-фонду и мы его передали. Дворец функционировал, детишки занимались. Потом появилось предписание соответствующих структур, что дворец находится в плохом состоянии, бассейн не соответствует нормам. Дос (так его все называли) сделал в 2003 году ремонт...
Если быть откровенным до конца, то когда передавали здание, я, будучи первым заместителем акима, не беспокоился, потому что балансодержатель - не значит собственник. Собственником оставалось государство. Но все течет, все меняется.
Около трех лет назад вышел Закон “Об общественных объединениях”. В нем четко написано, что если местные органы власти вступают в фонд и вкладывают свое имущество, а после выходят из числа учредителей, то имущество остается в этом фонде. Имущество забрать невозможно. Оно становится имуществом этого фонда. Тот человек, который возглавлял фонд последнее время, воспользовался этим правом и получил в собственность здание дворца в соответствии с законом.

В чьих руках городская земля?

Стал его собственником и имеет право изменить, разобрать или продать. Просто человек оказался юридически грамотным и воспользовался ситуацией. Тут возникает вопрос, кто создавал этот закон и с какой целью?”
Тут мы, видимо, должны прийти в дикий восторг от того, что у нас есть и такие добрые законотворцы, и те ребята, что этими законами умело пользуются (не по их ли заказу, не под их ли интерес и создавались эти, с позволения сказать, законы?). И теперь эти законы открывают дорогу бульдозерам - в прямом и переносном смысле, поскольку грести те деньги, что крутятся на рынке недвижимости и вокруг него, никакой лопаты не хватит.
У журналистов “НП” возникают и другие вопросы. Нам совершенно не ясно, существует ли вообще единый план застройки южной столицы и как можно его увидеть? Возможно ли проведение в Алматы городского референдума о судьбе так называемого исторического центра и будущем облике центральной части южной столицы? И не пора ли акимату города поставить точку в конфликтах, часто возникающих по этому вопросу в последнее время, учитывая, что чиновники все время говорят о необходимости сохранить центральную историческую часть южной столицы, чтобы она окончательно не лишилась прежнего колорита.
А возвращаясь непосредственно к Дворцу молодых талантов, заметим, что нам совершенно непонятно, почему соответствующим государственным структурам, которые должны были бы досконально проконтролировать сделку, все в этой истории видится прозрачным.
P.S. Кстати, недавно и здание Республиканского учебно-методического центра дополнительного образования (бывший Республиканский дворец пионеров и школьников) было передано в собственность акимата Алматы. Какая участь ждет его теперь? По некоторым данным, республиканский центр, скорее всего, разместится в столице, однако алматинские власти обещали не менять профиля здания. Впрочем, мы это уже проходили...

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск