Алия Адамбаева
Жизнь под лупой
Помните известную фразу Шекспира: “Жизнь - театр,
и каждый играет в нем не свою роль”? Наверное, у каждого есть
свое собственное ощущение театра. Для одних это родной дом, под
сводами которого всегда найдешь тепло и понимание, получишь ответы
на тысячи волнующих тебя вопросов. Для других театр - удивительный
мир, вселенная, к тайнам которой так хочется прикоснуться. Наверное,
именно поэтому актеры и ведут счет не прожитым годам, а сыгранным
ролям
“Ад” - так называется спектакль молодого режиссера
уйгурского театра Азизжана Искандерова по одноименному роману
киргизского драматурга Ж.Озубековой. Пьеса исследует психологию
современной жизни и ее реалии. Это драма скорее трагическая, нежели
печальная, скорее бытовая, чем бытийная, полная щемящего лиризма,
глубокая, исполненная сердечного сочувствия, проникновения во
внутренний мир героев.
Перед зрителем открывается яркая сценическая метафора искушений
и пороков, которыми пронизана жизнь.
Главная героиня - прекрасная актриса Саида Заитова играет историю,
характер, судьбу своего персонажа на пределе художественной достоверности,
истово и бесстрашно, всепонимающе и влюбленно. Ее и других первоклассных
актеров, а также работу замечательного художника Мадина и режиссера-постановщика
Азизжана Искандерова алматинцы и гости южной столицы смогут оценить
уже в марте нынешнего года.
А пока немного о сюжете.
Город. Небогатая семья переезжает из аула в надежде на лучшую
жизнь и другие возможности. Но суровая реальность калечит их и
бьет по самым болезненным местам - детям. Денег нет, а младший
сын угодил в тюрьму, и на его вызволение требуется пять тысяч
долларов. Отец давно уже болен и находится при смерти, мать убита
горем и безвыходностью, а младшая дочь ищет пути решения. Тут
объявляется родственница, разыгрывающая искреннее желание помочь
и одолжить денег. Мать в надежде на помощь просит богатую попечительницу
пристроить дочь на работу. Чем та и занялась...
 |
Сцена из спектакля А. Цагарелли “Ханума” |
Обманным путем она вывозит девушку за границу и продает
ее в Стамбуле в публичный дом. Именно с этого момента начинается
ад на земле для бедной и наивной Малики - не единственной пленницы
своей тети.
И несмотря ни на что, ни на предательство близкого человека, ни
на физическое надругательство, ни на побои и унижения, в душе
героиня остается чистой и искренней девушкой. Всем нам известно,
что многие сбившиеся с пути волею судьбы опускают руки, подчиняются
и даже привыкают. Малика же, тысячи раз умирая от боли и ненависти
к оскверненному телу, остается маленькой беззащитной женщиной.
Что может быть страшнее?
 |
Ж. Асимов, А. Садыров. “Анархан” |
Но и это еще не все испытания, выпавшие на долю хрупкой
Малики. Хозяина черного бизнеса и его наложниц разоблачают, и
она вместе со всеми попадает в тюрьму Стамбула. Прошло несколько
лет... Она возвращается домой. Казалось бы, все позади, но злобная
родственница успела хорошенько поработать и тут. Общество не принимает
Малику, мать осуждает и отвергает дочь: ведь родная тетя, обрекшая
ее на муки, хитрыми путями перевернула все так, что якобы работавшая
на престижной работе племянница пошла по кривой дороге...
А что будет дальше?.. О том, чем же закончится эта история, вы,
как и мы, узнаете только на премьере. Сейчас же на сцене уйгурского
театра идет полным ходом работа, оттачивается мастерство игры
актеров, подбираются костюмы. В общем, репетиции в самом разгаре.
Но мы можем сказать однозначно: спектакль уйгурского театра в
сотый раз подтверждает слова В.Маяковского, что “театр не отображающее
зеркало, а увеличительное стекло”.
Досье “НП”
|
На сегодняшний день в Уйгурском театре музыкальной комедии
несколько творческих коллективов: фольклорный ансамбль “Нава”,
молодежный вокально-хореографический ансамбль “Сада”, группа
“Яшлык”, хореографический ансамбль “Рухсара” и драматическая
труппа.
|
За более чем 70-летний период своего существования
Уйгурский театр музыкальной комедии прошел путь от небольшого
творческого коллектива до профессионального театра. Богатая творческая
история Уйгурского театра позволяет нам уверенно говорить о том,
что он является центром уйгурской культуры не только в Казахстане,
но и на постсоветском пространстве. И примечательно то, что у
нас в стране есть и корейский, и немецкий, и уйгурский театры,
а также другие национальные культурные объекты.
 |
М. Задорнов. “Хочу вашего мужа” |
Жизнь театра, как и жизнь человека, проходит стадии
юности, становления, зрелости. Сейчас уйгурский театр находится
в самом расцвете сил, а коллектив - это сочетание опыта и молодости.
Он формировался в трудных исторических условиях. Но, несмотря
на это, не только складывался в профессиональный коллектив, но
и выполнял широкие общественные задачи, беря на себя функции просветительского
характера, знакомя своего зрителя с лучшими произведениями отечественной
и мировой классики, параллельно формируя свою национальную драматургию.