Георгий Афонин
Золотая домбра Муратбека
Когда-то Муратбек Джунысбеков захотел усовершенствовать
домбру. Поначалу идея показалась неосуществимой: традиционный музыкальный
инструмент почти не менялся на протяжении нескольких столетий. Но
природное любопытство и талант Муратбека взяли верх. Так началась
история создания уникальной коллекции казахских народных инструментов
История эта, по признанию самого мастера, началась намного
раньше - в родном ауле Муратбека Джунысбекова Жаунгер в отрогах
Джунгарского Алатау. Там прошло детство Муратбека, и рано проявился
его поэтический и песенный дар. Впрочем, это неудивительно. Песнями
и мелодиями домбры выражали свои чувства и отец, и дед Муратбека,
который, услышав песню “Сары Шокы”, написанную внуком, подарил ему
домбру необычной пятиугольной формы. Этот подарок, пожалуй, все
и предопределил в жизни будущего певца и музыканта.
Муратбек Джунысбеков часто берет в руки эту старенькую домбру, на
которой он впервые заиграл в шесть лет. Многое изменилось с тех
пор. Неизменным осталось одно - любовь к музыке, жажда постичь истоки
народных мелодий.
Восьмиклассником он победил на Республиканском конкурсе молодых
талантов. Сама Бибигуль Тулегенова вручила ему диплом и... домбру
в подарок. Годы спустя, вернувшись из армии и будучи студентом республиканской
эстрадной студии по классу вокала у народного артиста Казахстана
Жусупбека Елебекова, Муратбек опять столкнулся с домброй. И у его
учителя, и у знаменитого Амре Кашаубаева, еще в двадцатые годы прошлого
века покорявшего мир народной песней, были свои инструменты, изготовленные
известными в народе мастерами. Подарив любимому педагогу собственноручно
выточенную изящную трость, он услышал: “Муратбек, ты ведь знаешь,
по нашим обычаям у каждого хорошего акына должна быть домбра. Попробуй
и ты сделать инструмент для себя”.
Муратбек решил, что совпадений не бывает, и с загадочной домброй
ему просто так не разойтись. Начались поиски “золотого сечения”.
Где гармония между формой домбры и тембром ее голоса? Муратбек нашел
полено из лиственницы и принялся за дело. Днем репетирует, выступает
на сцене алматинской областной филармонии, солистом которой он к
тому времени стал, а ночью создает свою первую домбру. Сколько бессонных
ночей провел мастер за работой, знает только он сам и жена Зере
- его внимательный слушатель и бесценный советчик. А домбра не получилась.
Слишком твердое для музыкального инструмента было выбрано дерево.
В старину из него делали колеса для повозок. Вот и у домбры звук
оказался не бархатный и нежный, как должно быть, а неприятный, с
металлическим оттенком. Но Муратбек не отчаялся. Ведь любой опыт,
пусть это даже и неудача, лишь прибавляет настоящему мастеру силы
и желания творить новое.
 |
Чтобы запела домбра, нужно постичь душу этого инструмента.
Этому и решил посвятить свою жизнь Муратбек Джунысбеков. Сегодня
в его коллекции около сотни народных инструментов: адырна, жетыген,
шертер, несколько разновидностей кобызов и три десятка домбр. Даже
у двух с виду одинаковых инструментов в этой коллекции разное звучание.
А секрет, как объяснил мастер, в том, что одна домбра сделана из
клена, другая из тополя. Разный материал - разный тембр. У каждого
инструмента свой голос - как и у человека. И голос этот может сказать
о многом. Недаром хан Джучи из легенды об Аксак-Кулане приказал
залить “глотку” расплавленным свинцом домбре, на которой безмолвный
поэт поведал о гибели ханского сына.
Немало инструментов собственноручно сделал Муратбек, прежде чем
понял, что лучше всего домбра выходит из ели, стенки по толщине
должны быть равномерными и просвечивать на свету. Сколько книг перелистали
они с женой, чтобы найти нужный орнамент, восстановить старинную
форму инструмента.
Одна из домбр в коллекции Муратбека вызывает особый интерес, как
его подлинное изобретение. Обычно струны домбры настраивают поочередно
с двух колков. Муратбек же приспособил третий колок, поворачивая
который можно стразу две струны перевести в нужную тональность,
что очень удобно для артиста во время концертного выступления.
- Раньше, говорит Муратбек, домбра была пятиугольной, плоской, чтобы
могла поместиться в походную сумку наездника. Но встречались и треугольные
инструменты и домбры грушевидной формы. Интересная деталь - насколько
ярок орнамент национальных одежд и ковров, настолько прост узор
на домбре. Главное - ее голос. Может быть, поэтому люди, истинно
влюбленные в нее, как Муратбек, всегда скромны.
В отличие от любимой музыки, о своих заслугах и достижениях он говорить
не любит. А их немало. Взять хотя бы его детище - фольклорный ансамбль
“Кобыз сарыны”, выступление которого было удостоено Гран-при на
состоявшемся в ноябре Восьмом международном конкурсе “Шабыт” в Астане.
Как признается сам Муратбек, этот ансамбль - плод двадцатипятилетнего
труда и непрестанного поиска. Ведь все концертные инструменты, звучащие
в ансамбле, сделал он сам. Вместе с мечтой разгадать секрет звучания
домбры жила в нем мечта создать ансамбль кобызистов. Ведь существуют
же ансамбли скрипачей. А чем хуже кобыз? Чтобы воплотить мечту в
жизнь, пришлось идти невероятно трудным, но единственно возможным
путем. А именно - создавать все инструменты собственноручно. Но
рассказ об этом Муратбек прерывает легендой.
В созданном Муратбеком ансамбле “Кобыз сарыны” все инструменты уникальны.
Например, массивный нар-кобыз, гриф которого венчает вырезанная
из дерева голова дикого козла. Этим инструментом Муратбек решил
заменить контрабас. Вернее, создать ему казахский аналог. Струны
изготавливаются из кетгута, а смычок - из конского волоса. Жез-кобыз
пришел в ансамбль в прямом смысле слова из легенды. Такого инструмента
в наше время попросту не существует. Да и в источниках ничего не
упоминается ни о его форме, ни о звучании. Если понимать его название
дословно, то выходит, что корпус его должен быть медным. А это говорит
и о своеобразном тембре инструмента. Муратбеку ничего не оставалось
делать, как... придумать этот инструмент самому. Традиционному по
форме кобызу он подарил деку из кожи теленка и две струны. Вместо
шпиля внизу корпуса - изящный сапожок. Получился вид вполне оригинальный.
Ансамбль интересен еще и тем, что он разнородный по своему составу.
В него Муратбек ввел барабан дангру и, на равных со всеми правах,
шумовые инструменты: бул-бул-саз, кылышпан, муйиз-сылдырмак и сакпан-саз.
У этих неприметных с виду инструментов в исполняемых произведениях
небольшие эпизоды. Но какие точные акценты они создают, как ярко
подчеркивают индивидуальность каждого инструмента. Они помогают
добиться того, о чем мечтает Муратбек Джунысбеков - приблизить звучание
рукотворного инструмента к звукам природы.
- Народная музыка - это философия, - говорит Муратбек. Сегодня она,
выйдя за рамки прикладного значения, существует не для культовых
целей, как прежде, а для высокого искусства. И вполне в состоянии
обогатить не только нашу национальную, но и мировую культуру.
Кому-то это может показаться громкими словами. Но вот подтверждение
сказанного. И опять из биографии Муратбека. С невероятным успехом
при полном аншлаге прошли все десять сольных концертов певца в 1991
году в Париже. Муратбек исполнял казахские песни, аккомпанируя на
домбре в престижнейших залах французской столицы - Доме Инвалидов
и Центре Жоржа Помпиду. А началось все с приглашения администратора
парижской Гранд-оперы, который побывал в Казахстане и услышал пение
Муратбека. Вскоре он получает вызов во Францию. Муратбек, смутившись,
вынужден был ответить, что он не оперный тенор, а исполнитель народных
песен, поет под домбру. Но приглашение все же принял. И на заключительном
концерте певца искушенные французы в знак благодарности и восхищения
забросали всю сцену букетами цветов.
Потом были гастроли в Анголу, на Кубу, в Индию, Португалию, Германию,
Польшу, Чехословакию, Турцию и почти по всем республикам бывшего
СССР. И везде музыканта ждал успех. Секрет его, по признанию Муратбека,
в том, что он старается перенести культуру древности в наши дни.
То есть трактует все произведения по-своему, как человек XXI века.
Казалось бы - невозможно. Возможно! Если быть преданным своему делу
так, как Муратбек. Доказательством тому - Гран-при Международного
фестиваля искусств “Шабыт”. Среди выступлений 16 ансамблей высокое
жюри отдало предпочтение коллективу Муратбека Джунысбекова именно
за оригинальную трактовку известных мелодий. На суд зрителей и жюри
Муратбек с ансамблем вынесли кюй Коркыта “Коркыт”, кюй Ыкыласа “Ерден”
и две песни - “Караторгай”, написаную Аханом Серэ, которую Муратбек
спел в сопровождении ансамбля, и песню “Зауреш” народного поэта
Мухита.
Казалось бы, о чем еще может мечтать заслуженный артист республики
Муратбек Джунысбеков? Я спросил его об этом и понял, что мечты его
находятся совсем в ином “измерении”. У редких людей и мечты редкие.
Муратбек мечтает отыскать тот самый прекрасный звук домбры, который
бы гармонично слился с голосом певца. Он изготовил десятки инструментов,
но еще по-прежнему сомневается - нашел ли он их истинное звучание.
Кстати две домбры из коллекции Муратбека хранятся в республиканском
музее народных инструментов имени Ыкыласа. В 1989 году инструменты
из его коллекции экспонировались на музыкальной выставке в Париже.
- Искусство вечно, а человек - нет, - с грустью говорит Муратбек
Джунысбеков. Мне лишь краешком глаза удалось увидеть то, что наш
народ создавал и приумножал столетиями. Но и того, что я увидел,
мне хватит на всю жизнь. Главное - сохранить то, что создано.
Может быть, поэтому Муратбек с щедростью, присущей только одаренным
людям, бескорыстно отдает свои творения. Вначале несколько инструментов
он принес в фольклорно-этнографический ансамбль “Адырна” алматинской
областной филармонии. Затем - в созданный им самим ансамбль кобызистов.
- Человек, посвятивший себя музыке, всю жизнь сам себя воспитывает,
- считает Муратбек. Я понял, что настроение, мысли и чувства человека
влияют на звучание инструмента. Я и раньше об этом задумывался,
но всерьез эту мысль не воспринимал. А теперь - убежден. Инструмент,
изготовленный настоящим мастером, “чувствует” состояние музыканта.
И если тому плохо - будут звучать ноты, но не мелодия. Такова уж
природа музыки, особенно народной. Ведь все кюи, созданные на основе
легенд или реальных событий, - это произведения с огромным этическим
и духовным потенциалом. Они призваны заставить человека думать,
чувствовать, сопереживать. Хотя, нет. Заставить делать это невозможно.
Они могут изменить человека, а в этом - истинная сила и предназначение
искусства.
|