13
января 2006 №2 (398)
Едины парус и душа,
судьба и родина едины
Государственная программа по воспитанию патриотизма,
вышедшая недавно из-под пера Министерства образования (мы писали
о ней в №51 за 2005 год в статье “Мы вас научим Родину любить”),
предусматривает новые подходы к воспитанию патриотических чувств
у детей и молодежи Казахстана, начиная с преподавания “Граждановедения”,
кончая посещением хосписов и ношением государственных флажков. Программа
рассчитана на три года - за этот срок министерство рассчитывает
внедрить приоритеты патриотизма в детские массы. Реализация программы
стоит государству примерно восемь миллионов долларов. Гражданское
общество, не менее чиновников обеспокоенное судьбой подрастающих
поколений, тоже имеет свой ответ на вопросы: с чего начинается патриотизм
и как надо его преподавать? Почему это мнение не было учтено, неизвестно.
Наши эксперты попытались восполнить пробел и все-таки высказать
свое отношение к новорожденной программе с трибуны “Нового поколения”.
Итак, с чего же начинается Родина: с картинки в букваре, с хороших
товарищей, распевания гимна по утрам, с флажка в руке или посещения
наркодиспансера и какова истинная цена патриотического воспитания?
 |
Флажок в руке и пламя в сердце? |
И.Гайкалова: Давайте начнем с определения патриотизма.
С.Раева: Знаете, еще Василий Розанов говорил, что родину
надо любить, даже если она порочна. Я как библиотекарь определяю
патриотизм так: это любовь к родине, к своему отечеству. Меня очень
тревожит эта тема. Мне кажется, наше государство и общество в целом
недостаточно задумываются о патриотизме. Нынешние родители пережили
за десять лет период от социализма к дикому капитализму. Дети остались
без ориентиров, без духовных авторитетов. Взрослые тоже сделали
неправильно: к примеру, мы много лет поливали свое бывшее государство
грязью. Так нельзя делать.
 |
Ирина Гайкалова,
ведущая форума, обозреватель “НП” |
И.Гайкалова: То есть мы навязали свой нигилизм
детям.
С.Раева: Да, мы навязали свое отрицательное отношение к своему
прошлому и теперь у детей создался социальный нигилизм. На мой взгляд,
сейчас самое главное - дать детям знание истории.
 |
Софья Раева,
директор Государственной республиканской детской библиотеки
им. Бегалина |
А.Сатмурзаев: В одном из словарей я прочел такое
определение: патриотизм - это один из принципов, обозначающих любовь
к отечеству. То есть любить надо так, чтобы считать себя гражданином
своего отечества.
 |
Асан Сатмурзаев,
проректор по учебно-методической и воспитательной работе
Казахского экономического университета им. Т.Рыскулова |
И.Гайкалова: И вопрос в том, как прививать эту
любовь молодым людям?
А. Сатмурзаев: Очень многое зависит от самого молодого человека:
как он относится к процессу обучения, к общественно-полезному труду,
поручениям, к старшему поколению. Если человек сам будет над собой
работать, заниматься самообразованием, думать над прочитанным, а
не принимать готовое...
И.Гайкалова: Такого человека надо еще воспитать каким-то
образом. Анвар, теперь я хочу обратиться к вам. У вас была возможность
уехать за границу, жить там. Вы даже стали почетным гражданином
Америки...
А.Мамраимов: Я даже уезжал...
 |
Анвар Мамраимов,
тележурналист, режиссер-документалист |
И.Гайкалова: Так вы, значит, извините, утрирую,
предавали родину?
А.Мамраимов: Да нет, я не предавал. Я, во-первых, вернулся...
И.Гайкалова: Так зачем же вы уезжали?
А.Мамраимов: Затем, что мне хотелось показать американскому
народу нашу культуру, нашу историю. Я ее в какой-то мере, показал,
рассказал о ней. За что, впрочем, и получил звание почетного гражданина.
Вот и все... Я считаю очень символичным, что мы собрались именно
сегодня: в мажилисе сейчас принимают историческое решение - текст
нового гимна. С другой стороны, давайте подумаем: почему принимается
текст, написанный полстолетия назад. Как говорили порой - во времена
проклятого советского прошлого. Так что же мы все лезем в это проклятое
прошлое? Значит, не все так плохо было?
И.Гайкалова: В советском прошлом очень хорошо работал идеологический
механизм. Но почему-то как только Союз развалился, люди начали стремительно
уезжать...
А.Мамраимов: А потому, что бытие определяет сознание. Родину
мы должны любить в любое время и в самое тяжелое для нее особенно.
Потому что мы - ее дети. И место жительства не имеет отношения к
этой любви - можно любить родину, помогать ей, находясь за много
тысяч километров от нее.
С.Раева: Да, это так. Мы же не говорим о квасном патриотизме,
мы говорим о настоящем патриотизме.
А.Мамраимов: Почему люди уехали? Потому что разочаровались
в том, что происходило: разрушалось все то, на чем они воспитывались
и с чем жили. Допустим, когда я встречаю краеведа Проскурина в Берлине
- а он влюблен в наш город так, что словами не передать - я понимаю,
что он уехал от этого разрушения - это трагедия человека, это форма
протеста, если хотите...
Р.Бектемисова: Я хочу добавить, что в пресловутый советский
период было действительно много хорошего. Если вы помните, была
такая программа “Гармонично развитая личность”, составляющими которой
выступали военно-патриотическое, трудовое, эстетическое, физическое
воспитание. Сейчас этого нет, к сожалению. Хотя подобная государственная
программа необходима. Надо обратить внимание и на учебники истории,
литературы. История не должна “забивать” цифрами, а литература должна
давать представление о времени, показывать его героев, как это делала
она в советское время.
 |
Райхан Бектемисова,
директор литературного дома “Алма-Ата” |
О.Ушанов: Так герои есть! Никто о них не говорит.
Р.Бектемисова: Герои есть в каждом времени. И надо выстроить
учебный процесс таким образом, чтобы каждый отрезок истории был
иллюстрирован героями, их поступками. В советской литературе это
было сделано очень четко, и не надо отказываться от такого подхода
к обучению и воспитанию.
О.Ушанов: Патриотизмом можно назвать и... любовь к своему
делу. Я считаю, если человек предан своему делу, он не покинет родину.
Я могу сказать о себе: воспитал десять призеров мира, в том числе
олимпийских чемпионов, меня приглашали работать за границу в очень
многие страны. И, надо сказать, от нас все хорошие тренеры уезжают.
Потому что зарплата у нас смешная. В любой стране мира мне говорят:
с твоими результатами мы бы тебе столько заплатили! Но мне хочется
работать здесь, наверное, потому что я - фанат своего дела.
 |
Олег Ушанов,
заслуженный тренер Национальной сборной РК по вольной борьбе |
И.Гайкалова: А как вы воспитываете в спортсменах
дух патриотизма: говорите своим воспитанникам высокие слова?
О.Ушанов: А спорт - это и есть патриотизм и без высоких слов.
Нельзя добиться больших результатов, не будучи патриотом. Вы же
знаете, что государственный флаг поднимается только в честь президента
и в честь спортсмена-победителя. Это очень мощный стимул. Возьмем
кубинцев. Они выступают не ради денег - им до сих пор, как при социализме,
почти ничего не платят за победу. Американцы, японцы, напротив,
обеспечены до конца дней своих. А у нас за олимпийскую медаль дают
сто тысяч долларов.
И.Гайкалова: Это немало.
О.Ушанов: Это неплохо, но в сравнении с другими странами
мало. Мы все равно работаем больше за идею. Есть некоторые нюансы
спортивных состязаний, которых вы можете не знать. К примеру, если
соперники видят, что вы выходите в финал, можете взять медаль, они
начинают предлагать за нее деньги - мол, откажись, продай нам эту
победу. Предлагают очень большие суммы. Так вот, могу с полной уверенностью
заявить: сколько бы денег нам ни предлагали, ни один казахстанец
никогда медали не отдавал. Потому что мы его так воспитали!
Л.Ахметова: Мы всегда наступаем на одни и те же грабли. В
советское время мы воспитывали в детях советский патриотизм и он
дал свои замечательные результаты. Но тогда мы воспитывались историей,
которая начиналась со второй половины девятнадцатого века. До этого
как бы истории в Казахстане и не было. Или же мы воспитывались на
великолепном труде Ауэзова “Путь Абая”. И все. Что произошло после
развала Союза? Охаив все советское, отринув двадцатый век, мы копаемся
в пятнадцатом, шестнадцатом веках, а поскольку истории как таковой
нет, то мы начинаем ее выдумывать, мифологизировать. То есть снова
наступаем на свои же грабли. Так вот до тех пор, пока мы не примем
за аксиому, что двадцатый век со своими плюсами и минусами был,
пока мы не посмотрим на историю глазами беспристрастных историков,
движения не произойдет...
Когда я еду в “маршрутке” и маленький ребенок, русский по национальности,
начинает петь гимн по-казахски, у меня мурашки по коже, я думаю:
вот так, с детсадовского возраста, детей учат патриотизму - они
первые казахские слова узнают - это слова гимна. Я читала программу
по патриотическому воспитанию, созданную Министерством образования,
и хочу сказать следующее: да, можно иронизировать, что в ней соединилось
и наше родное советское, и западное, но мне кажется, что это правильно,
что это шаг вперед. Единственное, что удивило: почему без обсуждения...
 |
Лайла Ахметова,
председатель Союза женщин интеллектуального труда, доктор исторических
наук |
С.Раева: Вот-вот, без обсуждения, келейно выросла
программа и под нее выделяются деньги.
Л.Ахметова: Да, меня как ученого, занимающегося проблемой,
это удивило. Посчитайте, сколько в Казахстане ученых, защитивших
докторскую диссертацию по патриотическому воспитанию? Их очень мало.
Свою докторскую по этой теме я защитила уже в период суверенного
Казахстана, и, разумеется, многое могу сказать. Но, если все эти
мысли отбросить, как бы там ни было, создание такой программы -
это шаг вперед. И к нему надо подключаться, работать. Я думаю, гражданское
общество готово действовать, а вот готовы ли что-то реально делать
чиновники, это другой вопрос.
С.Раева: Продолжаю мысль Лайлы Сейсембековны. На самом деле,
без знания истории не может быть патриотизма. Нельзя жить в государстве,
не уважая его. К примеру, необходим хотя бы документальный очерк,
посвященный тем же биям. Никто в государстве не придает значения
воссозданию истории с помощью кинематографа, телевидения, не выделяются
на это деньги. Из ничего такие вещи не возникнут, - вот над этим
надо работать. А сейчас все сводится к аля-улю - шоу какому-то!
Занять душу и сердце никто не собирается. Самыми главными нашими
патриотами я считаю русского Евгения Сидоркина, который, читая казахский
эпос, так иллюстрировал его, как никто лучше этого не делал, еврея
Эмиля Фаина и немца Герольда Карловича Бельгера.
Л.Ахметова: Брусиловский есть еще. Это лучшие казахи!
О.Абилов: Я считаю, что нельзя весь груз проблемы сваливать
на плечи государства. Есть много инициативных граждан, которые могут
объединиться, разработать свою программу и предложить государству,
найти поддержку в СМИ. Далее: давайте разберемся, в чем главная
проблема, почему нет патриотизма? На мой взгляд, потому что нет
четких механизмов его внедрения. В советское время была единая идеология,
которая объединяла весь многонациональный народ страны, благодаря
ей мы победили в войне. Но после распада в странах СНГ образовался
идеологический вакуум, который заполняют разные течения, лозунги
и религия в том числе. Подрастающие поколения лишены патриотической
основы, поэтому именно сейчас надо придумать эти механизмы воспитания
патриотизма... А кто такой патриот? На мой взгляд, это энтузиаст,
любящий свое дело, исполняющий его от души.
 |
Олжас Абилов,
лидер молодежного крыла
республиканского движения “Болашак” |
С.Раева: Давайте не будем далеко ходить: знание
казахского языка - это патриотизм?
И.Гайкалова: Вот Анвар Мамраимов делает замечательную программу
о нашем историческом достоянии...
А.Мамраимов: Знаете, иногда я чувствую себя каким-то Дон
Кихотом: пятнадцатиминутная программка на фоне бесконечного потока
грязи, насилия. Но программа востребована, люди смотрят. Другое
дело - как мы ее пробивали...
О.Абилов: В разговоре о патриотизме нельзя не сказать о национальной
идее. Есть люди, которые считают межнациональное согласие национальной
идеей... Но мне кажется, что национальная идея должна быть другой,
более глубокой основой, ядром формирования гражданского общества.
Если представители гражданского общества совместно с государством
сумеют разработать эту матрицу, если правильно построить стратегию,
то, конечно, тогда можно будет внедрить патриотические настроения.
Л.Гирш: Мы действительно забыли свою историю - я согласен
с прозвучавшим здесь мнением. Без прошлого нет будущего. То героическое
поколение, к которому я себя отношу, - мне восемьдесят два года,
я начал войну семнадцатилетним юношей, - было воспитано в духе патриотизма.
В вопросах патриотического воспитания в Советском Союзе было много
хорошего - это была целая национальная программа. Были комсомольцы,
октябрята, пионеры и ты должен любить родину, хорошо учиться, быть
сильным, смелым, чтобы вступить в эти ряды. Это было очень почетно
и к этому стремились. А что есть сейчас? В современной истории Казахстана
Отечественной войне выделено четыре с половиной страницы. Это что
же такое?! Столько казахстанцев погибло в годы войны, сколько героев
есть, и четыре с половиной страницы! На войне было страшно, но был
сильный моральный дух, была сплоченность людей, интернационализм
был высок - я под Сталинградом командовал взводом, в котором были
представители девяти национальностей. И никто друг за друга не прятался.
В прошлом году мы отметили шестидесятилетие Победы - это наша общая
Победа, Победа всех республик бывшего Союза, в том числе и Казахстана.
И если бы этой победы не было, вряд ли бы сегодня с вами сидели
здесь и рассуждали о патриотизме. Так что же такое патриотизм? Конечно,
любовь к родине, но еще и готовность к этой любви. Ты должен отлично
учиться, быть хорошим специалистом - только отличный специалист
может быть патриотом своей страны. Недавно я слушал выступление
министра энергетики В. Школьника, который говорил о будущем нашей
страны, о том, что надо строить атомные станции, которые могут поднять
уровень нашей экономики. Но уровень сопротивления населения очень
высок - люди боятся повторения Чернобыля... Вот над этим надо работать
- это тоже патриотизм - надо думать о будущем Казахстана.
 |
Леонид Гирш,
председатель городского совета Общества охраны природы,
член Ассамблеи
народов Казахстана, писатель |
И.Гайкалова: Это все так, конечно... Но ясно
и другое: в тоталитарном государстве гораздо проще выстроить идеологический
механизм, когда не надо думать, а надо следовать четким указаниям,
а как создать его в демократическом государстве, чтобы не случилось
перекоса, чтобы не посягнуть на моральные свободы личности, не создать
очередные мифы. Вот что пугает лично меня в программах по патриотическому
воспитанию...
С.Раева: Вы ошибаетесь, Ирина, этого перекоса не случится,
история не идет вспять. И потом: неужели лучше, когда в СМИ ни одной
позитивной новости, одни гадости. Это лучше?
А.Мамраимов: Если мы целыми днями наблюдаем кровь и грязь
по телевизору, если “кидалы” - герои нашего времени, а человек порядочный
- это “лох”, то это тоже плохо. Это тоже идеология, и ее нужно менять.
Разумеется, когда мы говорим о национальной идее и патриотизме,
надо знать, что существуют определенные рамки, перешагнув которые
мы можем прийти к национализму, шовинизму, нацизму, поэтому надо
очень осторожно к этим материям подходить.
С.Раева: Нельзя, чтобы этим занимались дилетанты. Мероприятия,
которые проводятся для “галочки”, а не от ума, никогда пользы не
принесут.
Л.Ахметова: Вот другая сторона медали: в Советском Союзе
были советский патриотизм и социалистический интернационализм. Если
будет казахстанский патриотизм, должен быть и аналог интернационализму
- межнациональное согласие. Это две составляющие на чаше весов.
Я часто повторяю, что надо возродить слово “космополит” - человек
мира. Космополит - не враг патриотизма, космополиту просто не безразлична
судьба людей другого государства, потому что мы живем на одной планете.
И еще одна составляющая - коллективистское начало. Мы в рыночных
условиях резко стали индивидуалистами, а в душе остались номадами,
общинниками. Войну может выстоять только коллективист, большое дело
сделать - тоже он.
И.Гайкалова: Какие могут быть программы по воспитанию патриота
- мы снова возвращаемся к этому вопросу?
О.Ушанов: Пока не сделают школы и детские сады по-настоящему
бесплатными, никакого воспитания не будет. А какие у нас педагоги,
какой у них уровень?
И.Гайкалова: Так вы тоже педагог, на вас ответственность.
О.Ушанов: Да, это так. Но один в поле не воин. Ко мне приходят
дети с десяти-двенадцати лет. А ведь до этого времени их кто-то
уже воспитывал.
А.Мамраимов: Так это уже сформировавшиеся личности.
О.Ушанов: Проблема еще и в том, что все секции спортивные
тоже платные.
И.Гайкалова: Значит, лично вы, Олег Жанович, считаете, что
государство должно выделить гораздо большие деньги на развитие тех
же спортивных секций и еще всяких других, и вот эти восемь миллионов
долларов, которые заложены на реализацию программы, ничего не решат?
И флажки тоже не помогут?
О.Ушанов: Не помогут, тут нужна долгосрочная государственная
поддержка.
А.Мамраимов: Надо собрать мнения людей, у которых горят глаза,
у которых болит душа.
Н.Хаитова: Я хочу добавить, что истинный патриотизм - сильнейший
источник внутренней жизненной энергии для человека. Именно благодаря
ему выиграли войну. Да, была тоталитарная машина, но если бы не
было струн в душе человека, которые она задевала, то не было бы
такого отклика. Генерала Карбышева заморозили фашисты. Что дало
ему выстоять? Чувство патриотизма. Стахановские годы, когда люди
перевыполняли план в десять раз. Почему? Отчего? Тоже из чувства
патриотизма. И сейчас есть своеобразный метод лечения наркомании
- этнопсихотерапия. Наркоману, человеку падшему, говорят: поезжай
туда, где ты родился, прикоснись к родным местам, к деревьям, камням,
почувствуй их здоровый дух и где-то в глубине тебя твои здоровые
корни дадут о себе знать, дадут тебе силы жить и работать дальше.
И помогает. И действует. Мне кажется, что в процессе работы над
программой патриотического воспитания очень важно помнить о людях,
которые сегодня живут рядом с нами - не прошлые герои, а настоящие.
 |
Надежда Хаитова,
врач-психотерапевт |
И.Гайкалова: А хождение в наркодиспансеры, ношение
флажков - это тоже необходимо?
Н.Хаитова: Это все частности.
С.Раева: Почему бы не использовать имеющийся колоссальный
потенциал нашего кинематографа? В “Транссибирском экспрессе”, где
в одном эпизоде показывают голую некрасивую степь, но за кадром
звучит голос Шакена Айманова с песней “Жиырма бес”. Это - колоссально,
это потрясающий кладезь для воспитания.
Л.Гирш: Четыре года назад я задумал и написал книгу “Cквозь
пламя войны” - о казахстанцах, прошедших войну. Как они начинали
войну и кем стали после войны. В целом, эта книга об истинных патриотах,
они многого достигли! Я дарю “Новому поколению” свою книгу.
Ведущая полосы Ирина Гайкалова
|