18 ноября 2005 №46 (390)
    Культура

Алия Адамбаева
Игра без правил

“Неувядаемая классика” - так был назван концерт, данный квартетом саксофонистов “Саксофоны Иерусалима” в органном зале Казахской консерватории имени Курмангазы

В словах Ж. Бизе, известного французского композитора, о том, что “только саксофон может передать нежность и страсть, оттененные сдержанной силой”, очень точно охарактеризована выразительная сторона звучания инструмента. Звуковая палитра саксофона, богатая красками, способна создать самые различные по настроению и содержанию музыкальные образы. Звучание инструмента действительно индивидуально, подобно человеческому голосу. И “приструнить” этот голос подвластно только лишь профессионалам.
Настоящих асов, к сожалению, в этом искусстве очень мало. Но об одном из них мы сегодня и поговорим...
Речь пойдет о Герше Геллере - саксофонисте, профессоре консерватории Академии Рубина в Иерусалиме и художественном руководителе квартета “Саксофоны Иерусалима”. Сегодня он приехал с концертной программой на Родину.
Виртуоз игры на саксофоне родился в Казахстане, в Алматы, где профессионально работал во многих творческих коллективах, в том числе и в знаменитом ансамбле “Медео”. Ансамбль “Сакс хорус”, пользовавшийся в свое время огромным успехом, который позже он передал Якову Ткаченко, тоже его заслуга. Этот ансамбль существует до сих пор. После он уехал в Израиль, где практически сразу же стал преподавать в музыкальной академии Иерусалима, и создал несколько камерных групп, а в 1993 году - даже целый саксофонный оркестр. Воспитанники Геллера награждались стипендиями Американо-Израильского фонда культуры и часто гастролируют по всему миру.

Справка “НП”

Саксофон - гибридный музыкальный инструмент, изобретенный примерно в 1840 году Адольфом Саксом в Брюсселе и запатентованный им в Париже шесть лет спустя. Сакс использовал одинарную трость и мундштук от кларнета и, соединив их с коническим, расширяющимся книзу стволом, напоминающим большую табачную трубку, создал инструмент с диапазоном в две с половиной октавы, который по тембру хорошо сочетается с разными инструментами. Были изготовлены семь разновидностей саксофона, отличающихся по высоте, - от сопрано до контрабаса, однако самый высокий и самый низкий из представителей семейства используются редко. В симфонической и оперной музыке, главным образом французских и итальянских композиторов, альту иногда поручаются соло напевного характера, но “постоянной прописки” в симфоническом оркестре саксофон так и не получил. В военных и концертных духовых оркестрах и особенно в ансамблях популярной музыки трио и квартет саксофонов (альт, тенор и баритон) встречаются весьма часто. Широкое применение саксофон получил в джазе. Несмотря на общую звуковую однородность всего семейства, не все виды саксофона одинаковы и равноценны по своим звуковым качествам в различных регистрах.

В Казахстане у него осталось очень много друзей, с которыми он до сих пор тесно общается и которые помнят о нем. Герш Геллер был однокурсником и другом Дюсена Касеинова, который, собственно, и организовал его концерт.
- Герш в 1965 году поступил в Алма-Атинскую государственную консерваторию и учился у Абрама Ефимыча Мовши - известного дирижера и кларнетиста, причем был одним из его любимых учеников. По окончании Герш многие годы работал преподавателем в Алма-Атинском музыкальном училище имени Петра Ильича Чайковского. Вообще, Герш Геллер является одним из создателей нашей казахстанской саксофонной школы, я имею в виду педагогическую школу. Позже, уже при мне, когда я был ректором консерватории, мы открыли здесь класс саксофона. Сегодня, правда, я выступаю в роли его друга, однокурсника и одним из организаторов его приезда и концерта. Основной целью его приезда стал все-таки фестиваль “Шабыт”, где он является членом жюри. Кстати, в этом же конкурсе его ученик Ким Кейдар получил вторую премию. Вместе с Гершем приехал и его квартет, выступление которого смог увидеть казахстанский зритель.
- Герш начал здесь саксофонную и камерную игру, а продолжил в Израиле?
- Да, и довел ее до такого высокого уровня, что теперь он и его ученики являются лауреатами многих престижных мероприятий. Как он их обучает? Он берет из одного класса четверых учеников и работает с ними, пока это возможно. Возможно в том смысле, что сейчас его ученики вернутся домой и пойдут служить в армию. Так что теперь Герш будет следующий квартет готовить. У него есть множество компакт-дисков, на которых он всегда пишет, что родился в Казахстане.
- Насколько мне известно, на юбилей вы вручили Гершу Геллеру почетное звание “Мадениет кайраткеры”?
- Летом ему исполнилось 60 лет - юбилей. Я был в Израиле, и мы вручили ему там знак Министерства культуры, информации и спорта “Мадениет кайраткеры”. А ученый совет Алматинской государственной консерватории избрал его почетным профессором. Таким образом, его приезд и концерт тоже приурочены к его юбилею - это его творческий отчет, определенный итог, что ли. Мы его приглашали много раз, он, конечно же, приезжал, но без выступления. На его день рождения в Израиле собрались его ученики из Австралии, Германии, Франции, Канады и многих других стран.
- Вы с Гершем старые друзья. Как удалось сохранить дружбу за тысячи километров друг от друга, да еще и с временными рамками более 10 лет?
- У нас ведь как? Можно жить на соседних улицах Алматы и видеться раз в пять лет, не так ли? Я же за это время три раза был в Израиле, и он два раза к нам приезжал. Кстати, Герш был на 50-летнем юбилее консерватории.
И потом, мы дружили не просто как сокурсники, мы дружили семьями, наши дети выросли у нас на глазах. Я знал его родителей, к сожалению, их сейчас уже нет. Моя мама жива, и два дня назад ночью после концерта мы вылетели в Караганду, чтобы просто ее навестить, а под утро вернулись в Алматы. Он, с тех пор как уехал, ее не видел.
- Вы ведь тоже хорошо играете?
- В свое время мы организовывали очень много джазовых концертов, вот он был одним из инициаторов. А я, несмотря на то, что не джазмен, тогда тоже очень увлекался джазом. Я играл с ним, и с тех пор у меня особенная любовь к джазовой музыке и коллективам, которые ее исполняют. Поэтому, наверное, я с огромным удовольствием стараюсь помогать джазовым коллективам и организаторам их концертов. Сегодня Герш, конечно, исполнял не джазовую музыку, но когда-то он был одним из известных джазменов. Поэтому сегодня в зале собралось очень много джазменов.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск