Алия Адамбаева
Игра без правил
“Неувядаемая классика” - так был назван концерт,
данный квартетом саксофонистов “Саксофоны Иерусалима” в органном
зале Казахской консерватории имени Курмангазы
В
словах Ж. Бизе, известного французского композитора, о том, что
“только саксофон может передать нежность и страсть, оттененные
сдержанной силой”, очень точно охарактеризована выразительная
сторона звучания инструмента. Звуковая палитра саксофона, богатая
красками, способна создать самые различные по настроению и содержанию
музыкальные образы. Звучание инструмента действительно индивидуально,
подобно человеческому голосу. И “приструнить” этот голос подвластно
только лишь профессионалам.
Настоящих асов, к сожалению, в этом искусстве очень мало. Но об
одном из них мы сегодня и поговорим...
Речь пойдет о Герше Геллере - саксофонисте, профессоре консерватории
Академии Рубина в Иерусалиме и художественном руководителе квартета
“Саксофоны Иерусалима”. Сегодня он приехал с концертной программой
на Родину.
Виртуоз игры на саксофоне родился в Казахстане, в Алматы, где
профессионально работал во многих творческих коллективах, в том
числе и в знаменитом ансамбле “Медео”. Ансамбль “Сакс хорус”,
пользовавшийся в свое время огромным успехом, который позже он
передал Якову Ткаченко, тоже его заслуга. Этот ансамбль существует
до сих пор. После он уехал в Израиль, где практически сразу же
стал преподавать в музыкальной академии Иерусалима, и создал несколько
камерных групп, а в 1993 году - даже целый саксофонный оркестр.
Воспитанники Геллера награждались стипендиями Американо-Израильского
фонда культуры и часто гастролируют по всему миру.
 |
|
Справка “НП”
|
|
Саксофон - гибридный музыкальный инструмент, изобретенный
примерно в 1840 году Адольфом Саксом в Брюсселе и запатентованный
им в Париже шесть лет спустя. Сакс использовал одинарную
трость и мундштук от кларнета и, соединив их с коническим,
расширяющимся книзу стволом, напоминающим большую табачную
трубку, создал инструмент с диапазоном в две с половиной
октавы, который по тембру хорошо сочетается с разными инструментами.
Были изготовлены семь разновидностей саксофона, отличающихся
по высоте, - от сопрано до контрабаса, однако самый высокий
и самый низкий из представителей семейства используются
редко. В симфонической и оперной музыке, главным образом
французских и итальянских композиторов, альту иногда поручаются
соло напевного характера, но “постоянной прописки” в симфоническом
оркестре саксофон так и не получил. В военных и концертных
духовых оркестрах и особенно в ансамблях популярной музыки
трио и квартет саксофонов (альт, тенор и баритон) встречаются
весьма часто. Широкое применение саксофон получил в джазе.
Несмотря на общую звуковую однородность всего семейства,
не все виды саксофона одинаковы и равноценны по своим звуковым
качествам в различных регистрах.
|
В Казахстане у него осталось очень много друзей, с
которыми он до сих пор тесно общается и которые помнят о нем.
Герш Геллер был однокурсником и другом Дюсена Касеинова, который,
собственно, и организовал его концерт.
- Герш в 1965 году поступил в Алма-Атинскую государственную консерваторию
и учился у Абрама Ефимыча Мовши - известного дирижера и кларнетиста,
причем был одним из его любимых учеников. По окончании Герш многие
годы работал преподавателем в Алма-Атинском музыкальном училище
имени Петра Ильича Чайковского. Вообще, Герш Геллер является одним
из создателей нашей казахстанской саксофонной школы, я имею в
виду педагогическую школу. Позже, уже при мне, когда я был ректором
консерватории, мы открыли здесь класс саксофона. Сегодня, правда,
я выступаю в роли его друга, однокурсника и одним из организаторов
его приезда и концерта. Основной целью его приезда стал все-таки
фестиваль “Шабыт”, где он является членом жюри. Кстати, в этом
же конкурсе его ученик Ким Кейдар получил вторую премию. Вместе
с Гершем приехал и его квартет, выступление которого смог увидеть
казахстанский зритель.
- Герш начал здесь саксофонную и камерную игру, а продолжил
в Израиле?
- Да, и довел ее до такого высокого уровня, что теперь он и его
ученики являются лауреатами многих престижных мероприятий. Как
он их обучает? Он берет из одного класса четверых учеников и работает
с ними, пока это возможно. Возможно в том смысле, что сейчас его
ученики вернутся домой и пойдут служить в армию. Так что теперь
Герш будет следующий квартет готовить. У него есть множество компакт-дисков,
на которых он всегда пишет, что родился в Казахстане.
- Насколько мне известно, на юбилей вы вручили Гершу Геллеру
почетное звание “Мадениет кайраткеры”?
- Летом ему исполнилось 60 лет - юбилей. Я был в Израиле, и мы
вручили ему там знак Министерства культуры, информации и спорта
“Мадениет кайраткеры”. А ученый совет Алматинской государственной
консерватории избрал его почетным профессором. Таким образом,
его приезд и концерт тоже приурочены к его юбилею - это его творческий
отчет, определенный итог, что ли. Мы его приглашали много раз,
он, конечно же, приезжал, но без выступления. На его день рождения
в Израиле собрались его ученики из Австралии, Германии, Франции,
Канады и многих других стран.
- Вы с Гершем старые друзья. Как удалось сохранить дружбу за
тысячи километров друг от друга, да еще и с временными рамками
более 10 лет?
- У нас ведь как? Можно жить на соседних улицах Алматы и видеться
раз в пять лет, не так ли? Я же за это время три раза был в Израиле,
и он два раза к нам приезжал. Кстати, Герш был на 50-летнем юбилее
консерватории.
И потом, мы дружили не просто как сокурсники, мы дружили семьями,
наши дети выросли у нас на глазах. Я знал его родителей, к сожалению,
их сейчас уже нет. Моя мама жива, и два дня назад ночью после
концерта мы вылетели в Караганду, чтобы просто ее навестить, а
под утро вернулись в Алматы. Он, с тех пор как уехал, ее не видел.
- Вы ведь тоже хорошо играете?
- В свое время мы организовывали очень много джазовых концертов,
вот он был одним из инициаторов. А я, несмотря на то, что не джазмен,
тогда тоже очень увлекался джазом. Я играл с ним, и с тех пор
у меня особенная любовь к джазовой музыке и коллективам, которые
ее исполняют. Поэтому, наверное, я с огромным удовольствием стараюсь
помогать джазовым коллективам и организаторам их концертов. Сегодня
Герш, конечно, исполнял не джазовую музыку, но когда-то он был
одним из известных джазменов. Поэтому сегодня в зале собралось
очень много джазменов.