Амина Джалилова
Солярис в степи
В Казахстане несколько сотен месторождений нефти
и газа: от гигантских, таких как Тенгиз, Кашаган, Карачаганак, до
совсем небольших. А то и вовсе заброшенных, где давно не ведется
промышленная добыча, но какой-нибудь предприимчивый делец ставит
там небольшую качалку и возит нефть в ближайший населенный пункт.
Об этих сокровищницах страны, о том, как геологи-энтузиасты искали
залежи нефти в бескрайних степях, о том, какие нешуточные страсти
разгораются вокруг них, мы поведаем в серии статей “География нефти”.
Первый материал серии посвящен месторождению Северные Бузачи. На
днях Казахстан отмечает 30 лет с момента его открытия
Хотя о наличии нефти на полуострове Бузачи было известно
еще за семьдесят лет (!) до открытия знаменитых месторождений Узень
и Жетибай на юге Мангистау, детальные работы здесь проводить никто
не спешил. А после того, как в 1975 году здесь были обнаружены неплохие
объемы углеводородов, опять же никто не торопился это месторождение
осваивать - оно прождало своих разработчиков до 1998 года. Удивительное
невнимание к залежам черного золота сначала правительства СССР,
а потом потенциальных инвестров. Однако стоит один раз увидеть эту
местность, как начинаешь понимать отсутствие энтузиазма у нефтяников.
Поверхность земли здесь покрыта жуткой серой массой, совершенно
не пригодной не только для земледелия и скотоводства, но и для обыкновенного
перемещения по суше. Основу “большого сора”, как здесь называют
это явление, составляет глина. За несколько дней до нашего визита
на месторождение здесь прошел дождь, и эта земля не желала принимать
влагу - в итоге все месторождение представляло собой море дождевой
воды с островками глиняной суши и нелепо выпирающими ржавыми железяками.
Этакое путешествие на планету Солярис.
Кстати, ржавые железяки, столь импрессионистски оживляющие пейзаж,
остались еще со времен разведки месторождения, то есть с семидесятых
годов. В некоторых контрактах с недропользователями есть пункт об
ответственности иностранного инвестора в том числе и за тот мусор,
что появился там задолго до него, но оказывающий негативное воздействие
на окружающую среду. Видимо, разработка Северных Бузачей этого не
предусматривает.
В 1975 году после долгих дискуссий в кабинетах бригада нефтяников
с передвижным буровым станком, несмотря на все пессимистические
прогнозы, которые давали специалисты, прибыла на Северные Бузачи.
Была зима (а температура на месторождении обычно колеблется от +40
летом до -40 зимой): страшные метели, мороз, непроходимый сор -
в общем, Мертвый Култук, так называется эта местность. И буровики
тянут на листах железа, используемых как салазки, буровую. Как рассказал
нам первооткрыватель Бузачей Адиль Нурманов, и техническую воду
(так в Мангистауской области называют воду для умывания, но не для
питья, не очищенную, такая идет обычно в ванных комнатах актауских
квартир), и еду возили туда на тягаче, иногда использовался вертолет.
Потому что дороги, да даже земли в нашем ее понимании, там нет.
Это определило и своеобразный стиль отчетности, принятый в компании
Buzachi Operating Limited, разрабатывающей месторождение. Наряду
с объемами добычи, закачки воды в пласт и другими характерными для
нефтедобычи показателями упоминается пункт “строительство дорог”.
Потому что проложить здесь дорогу - не поле перейти. На сор кладется
геотекстиль (это такой синтетический материал, не пропускающий влагу),
потом еще один слой пластмассоподобного покрытия, лишь затем обычная
для дороги основа и асфальт. Кстати, с прошлого года здесь внедряется
технология использования отходов бурения в качестве строительного
материала внутрипромысловых дорог и площадок на месторождении.
 |
Справка “НП”
|
Геологические запасы месторождения Северные Бузачи составляют
более 200 миллионов тонн тяжелой нефти. Извлекаемые запасы
при использовании закачки горячей и холодной воды в пласт
- 33%.
В этом году на месторождении планируется пробурить 100 скважин,
на что будет затрачено 48,5 миллиона долларов. Столько же
скважин будет пробурено в 2006 году. Эти мероприятия повлекут
за собой значительный рост объемов добычи. С 465 тысяч тонн
в 2004 году добыча увеличится до 1 миллиона 250 тысяч тонн
в текущем и 1,8 миллиона в следующем. На пиковый уровень компания
планирует выйти в 2010-2011 годах.
Нефть с Северных Бузачей поставляется как на внутренний рынок
(15%), так и на мировой (85%) - через порт Актау танкерами
на Махачкалу и далее.
|
В поисках хозяина
Интересна история кочевания этого месторождения от одного хозяина
к другому. За семь лет с момента начала разработки Северные Бузачи
успели побывать под крылом компании из Саудовской Аравии, американцев,
китайцев и канадцев.
В 1997 году на Бузачи пришла компания Nimir Petroleum из Саудовской
Аравии, но, по всей видимости, большой сор испугал предпринимателей,
на родине которых нефть добывают практически без усилий, и уже в
1998 году 65% акций месторождения перешли к Texaco, которая в скором
времени слилась с Chevron. Американцы и наладили здесь вполне успешную
работу - построили около 50 километров дорог, а также неказистый
снаружи, но очень комфортный внутри поселок для менеджеров, работников
и подрядчиков. Также американцы провели мощную доразведку, проанализировали
данные советских геологов и свои исследования и составили план разработки
месторождения, который вскоре был одобрен властями.
Потом, к удивлению аналитиков рынка, китайская CNPC приобрела не
только 35% Nimir Petroleum, но и 65% ChevronTexaco, которая уже
столько сил и денег потратила на Северные Бузачи. Почему американцы
отказались от своей доли, остается загадкой. Не менее удивительным
был второй этап этой операции - половину проекта у CNPC, которая
вроде бы только что эти акции купила, приобрела канадская компания
Nelson Resources. Сейчас эти компании работают на проекте вместе,
на равных условиях. Новое предприятие получило название Buzachi
Operating Limited.
Сейчас ему предстоят два важных события. Уже 20 июня вводится в
эксплуатацию цех по подготовке и перекачке нефти, который позволит
отправлять нефть с месторождения сразу в трубопроводную систему
“КазТрансОйла”, а также увеличить добычу с 12 тысяч баррелей в сутки
до 20 тысяч.
Кроме того, в скором времени “КазТрансОйл” построит нефтепровод
к самому месторождению, и Buzachi Operating ltd. не придется отправлять
нефть через соседнюю компанию СП “Арман”.
|