29
апреля 2005
№ 17 (361)
Дюсенбек Накипов
Танцующий па-де-де
29 апреля - Международный день танца. Поэтому именно
сегодня в Казахском академическом театре оперы и балета имени
Абая пройдет вечер памяти Бауржана Ешмухамбетова - заслуженного
артиста Республики Казахстан, великого танцора, педагога и хореографа
Бауржан Ешмухамбетов - одна из самых ярких и значимых
фигур отечественного балета последней трети ХХ века. В нем сочетались
два огня: один - добрый, внутренний, а другой - сильный, артистический.
Соединяясь на сцене и в жизни, эти два огня создали его неповторимый
творческий стиль исполнения и жизненных ценностей.
Как и многие его современники, он пришел в балет из аула и степей,
будучи одним из тех, кого та давняя война опалила сиротством и
ранним пониманием самой жизни как непрерывного испытания и преодоления
трудностей. И Бауржан был хорошим учеником этой школы. Он родился
9 мая 1948 года и всегда гордился тем, что он появился в День
Победы, и как оказалось, сам стал победителем по духу своего искусства.
Он никогда не входил в число послушных учеников, неустанно гонял
футбол и упорно овладевал основами танца в балетном зале. Зал
и улица - вот еще две стихии, которые формировали будущего большого
танцовщика Бауржана Ешмухамбетова. Он начинал обучение в классе
выдающегося педагога Александра Селезнева, а окончил школу в классе
мэтра танца Булата Аюханова. И вновь он оказался меж двух величин:
один - основатель хореографического образования в Казахстане,
другой - основатель прославленной труппы “Молодой балет Алматы”.
|
Бауржану повезло. В труппе Аюханова он был востребован
и в самое короткое время занял ведущее положение. Блестящие физические
данные, хорошая школа, техника и любовь к танцу - вот слагаемые
его успеха. Он исполнил практически все ведущие партии в труппе
“Молодой балет”. Это Гамлет, Хозе, Козы-Корпеш, ряд блистательных
классических па-де-де (“Дон Кихот”, “Корсар”, “Актеон”) и сольные
партии в современных и национальных композициях и номерах (“Грезы
любви”, “Жарыс”, “Вечное движение”, “Рапсодия в стиле блюз”).
Не каждому танцовщику за всю жизнь дана возможность исполнить
такое разнообразие ролей, стилей, но и не каждому дано освоить
и сделать их явлением нашего искусства. Бауржану это удалось,
как истинному первопроходцу и первому исполнителю. Уже к тридцати
годам он сложился как мастер и по праву стал одним из лучших артистов
своего времени.
Не менее блистательным был и период его работы в Государственном
академическом театре оперы и балета имени Абая, куда он пришел
в 1981 году ведущим танцовщиком. Он принес в труппу театра свежий
ветер перемен и свой особый творческий мир, в нем сочетались качества
прекрасного исполнителя, партнера и актера, что само по себе явление
редкое в балете. Красс, Базиль, Шерхан. Но был и один момент его
творчества, уникальный. В балете “Ромео и Джульетта” ему довелось
станцевать все три главные мужские партии: Меркуцио, Тибальда
и Ромео. И все одновременно хорошо, по-разному, с высшими выражениями,
как в исполнительском, так и в актерском мастерстве. Таким он
и останется в нашей памяти, многогранный, щедрый, преданный танцу
и друзьям. Последние годы он преподавал, и его уроки еще долго
будут вспоминать как синтез основ классического танца и нашей
отечественной школы хореографии, где он всегда будет занимать
свое выдающееся место. По праву таланта, по законам искусства
балета.
“Бауржан Ешмухамбетов - один из пионеров-создателей ансамбля “Молодой
балет Алма-Аты”. Его танцы завораживали зрителей обаянием, радостью
ощущения жизни. Он знаковый лидер артистической молодежи тех лет.
Такое явление неповторимо. Оно единично”, - вспоминает о нем Булат
Аюханов, а Наталья Гончарова говорит, что он был чутким партнером,
самоотверженным: “С ним легко танцевалось. Любая балерина знает,
что это значит. Я часто смотрела на него из-за кулис, и всякий
раз энергия его исполнения, техническое совершенство вновь и вновь
вдохновляли меня.”
На грани города,
Между степей и гор
Не зная гордости
Веду душевный спор...
Там наверху снега,
А здесь поля асфальта,
В горах острятся камни -
Архаровы рога.
А здесь, как сель,
Лавина фальши.
И все ж, мой друг -
Ловитель высших трансов.
Нас тоже вспомнят,
Введя в последний круг...
Среди пространства
странствий -
В любви и Танце
Оставим след,
пока не ляжем
В божий луг, Как свет.