29 апреля 2005 № 17 (361)
    Культура

Дюсенбек Накипов
Танцующий па-де-де

29 апреля - Международный день танца. Поэтому именно сегодня в Казахском академическом театре оперы и балета имени Абая пройдет вечер памяти Бауржана Ешмухамбетова - заслуженного артиста Республики Казахстан, великого танцора, педагога и хореографа

Бауржан Ешмухамбетов - одна из самых ярких и значимых фигур отечественного балета последней трети ХХ века. В нем сочетались два огня: один - добрый, внутренний, а другой - сильный, артистический. Соединяясь на сцене и в жизни, эти два огня создали его неповторимый творческий стиль исполнения и жизненных ценностей.
Как и многие его современники, он пришел в балет из аула и степей, будучи одним из тех, кого та давняя война опалила сиротством и ранним пониманием самой жизни как непрерывного испытания и преодоления трудностей. И Бауржан был хорошим учеником этой школы. Он родился 9 мая 1948 года и всегда гордился тем, что он появился в День Победы, и как оказалось, сам стал победителем по духу своего искусства.
Он никогда не входил в число послушных учеников, неустанно гонял футбол и упорно овладевал основами танца в балетном зале. Зал и улица - вот еще две стихии, которые формировали будущего большого танцовщика Бауржана Ешмухамбетова. Он начинал обучение в классе выдающегося педагога Александра Селезнева, а окончил школу в классе мэтра танца Булата Аюханова. И вновь он оказался меж двух величин: один - основатель хореографического образования в Казахстане, другой - основатель прославленной труппы “Молодой балет Алматы”.

Бауржану повезло. В труппе Аюханова он был востребован и в самое короткое время занял ведущее положение. Блестящие физические данные, хорошая школа, техника и любовь к танцу - вот слагаемые его успеха. Он исполнил практически все ведущие партии в труппе “Молодой балет”. Это Гамлет, Хозе, Козы-Корпеш, ряд блистательных классических па-де-де (“Дон Кихот”, “Корсар”, “Актеон”) и сольные партии в современных и национальных композициях и номерах (“Грезы любви”, “Жарыс”, “Вечное движение”, “Рапсодия в стиле блюз”). Не каждому танцовщику за всю жизнь дана возможность исполнить такое разнообразие ролей, стилей, но и не каждому дано освоить и сделать их явлением нашего искусства. Бауржану это удалось, как истинному первопроходцу и первому исполнителю. Уже к тридцати годам он сложился как мастер и по праву стал одним из лучших артистов своего времени.
Не менее блистательным был и период его работы в Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая, куда он пришел в 1981 году ведущим танцовщиком. Он принес в труппу театра свежий ветер перемен и свой особый творческий мир, в нем сочетались качества прекрасного исполнителя, партнера и актера, что само по себе явление редкое в балете. Красс, Базиль, Шерхан. Но был и один момент его творчества, уникальный. В балете “Ромео и Джульетта” ему довелось станцевать все три главные мужские партии: Меркуцио, Тибальда и Ромео. И все одновременно хорошо, по-разному, с высшими выражениями, как в исполнительском, так и в актерском мастерстве. Таким он и останется в нашей памяти, многогранный, щедрый, преданный танцу и друзьям. Последние годы он преподавал, и его уроки еще долго будут вспоминать как синтез основ классического танца и нашей отечественной школы хореографии, где он всегда будет занимать свое выдающееся место. По праву таланта, по законам искусства балета.
“Бауржан Ешмухамбетов - один из пионеров-создателей ансамбля “Молодой балет Алма-Аты”. Его танцы завораживали зрителей обаянием, радостью ощущения жизни. Он знаковый лидер артистической молодежи тех лет. Такое явление неповторимо. Оно единично”, - вспоминает о нем Булат Аюханов, а Наталья Гончарова говорит, что он был чутким партнером, самоотверженным: “С ним легко танцевалось. Любая балерина знает, что это значит. Я часто смотрела на него из-за кулис, и всякий раз энергия его исполнения, техническое совершенство вновь и вновь вдохновляли меня.”
На грани города,
Между степей и гор
Не зная гордости
Веду душевный спор...
Там наверху снега,
А здесь поля асфальта,
В горах острятся камни -
Архаровы рога.
А здесь, как сель,
Лавина фальши.
И все ж, мой друг -
Ловитель высших трансов.
Нас тоже вспомнят,
Введя в последний круг...
Среди пространства
странствий -
В любви и Танце
Оставим след,
пока не ляжем
В божий луг, Как свет.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск