15
апреля 2005
№ 15 (359)
Галина Галкина
Что мне вечность?
Владимира Тюлькина интригуют проблемы, судьбы далеко
не очень счастливых людей. “Обреченные жить” - последний, только
что завершенный фильм казахстанского документалиста. Он отправил
материал на форум кинематографистов стран СНГ, который откроется
25 мая. Получил Владимир Тюлькин также предложение сделать короткую
версию для демонстрации на медиа-форуме в Алматы, который очень
скоро стартует
Владимир Тюлькин снимает неигровое кино. Он получил
отменное режиссерское образование: окончил Ленинградский институт
театра, музыки и кинематографии, Высшие режиссерские курсы игрового
кино (мастерская Григория Наумовича Чухрая). Владимир Тюлькин буквально
осыпан наградами, титулами и званиями - лауреат общенациональной
премии “Тарлан” (в номинации “Платиновый Тарлан” с коллегами Владимиром
Назаровым и Тарасом Поповым), а также лауреат множества отечественных
и международных премий. В настоящее время - режиссер канала “Caspio
Net”.
 |
В яме
По признанию Владимира Тюлькина, на этот раз он собрал по-настоящему
страшный материал. Для съемок нового документального фильма группа
сняла квартиру. Поселили там одноногую женщину-наркоманку, ВИЧ-инфицированную,
чтобы показать ее повседневную жизнь.
- Когда начали вникать, то оказалось, что гораздо больше сложностей
у нее связано с наркоманией, чем со СПИДом. У нее нет особых проблем
с ВИЧ-инфекцией, так как это еще не СПИД. Мы уговорили ее, что она
“соскочит” с иглы: попытается бросить принимать наркотики во время
съемок. И вдруг увидели, что наша героиня - совершенно безвольный
человек. Она вроде бы и хочет бросить колоться, но не то чтобы не
может... А как будто смирилась с этой жизнью: с утра нужно думать,
где достать наркотики, а потом весь день их доставать. Вечером их
надо купить, что тоже непросто. Не каждый ей продаст - нужен посредник,
а ему тоже надо уколоться, значит, будет двойной расход.
Съемочная группа ездила по “ямам”, создатели фильма наблюдали, как
это все непросто. С одной стороны - милиция не дремлет, с другой
- неизвестно, вернется ли посредник с “товаром”. У него могут просто
отобрать деньги и оставить без наркотиков. Владимир спросил свою
подопечную: если так все сложно с приобретением наркотиков, не проще
ли один раз бросить это жуткое пристрастие, чем вести такую изнурительную
жизнь? Однажды девушка год лежала в больнице, казалось, уже излечилась...
Но потом опять начала.
Досье “НП”
|
1987 год. “Буду защищаться сам” - приз за лучший фильм
на Всесоюзном фестивале документального кино, г. Волгодонск.
Приз зрительских симпатий на Всесоюзном смотре работ молодых
кинематографистов, г.Москва. 1988 год. “Босиком по снегу”.
1989 год. “Маленькая Нина”. 1990 год. “Повелитель мух”. Первый
приз и приз критиков на первом Всесоюзном фестивале авторского
кино, г. Полоцк. Гран-при и приз критиков на открытом фестивале
документальных фильмов “Россия”, г. Екатеринбург. “Серебряный
сестерций” и приз критиков на Международном кинофестивале
в г. Неоне (Швейцария), 1991 г. Специальный приз жюри Международного
фестиваля документального кино в г. Златоборе (Чехословакия,
1994 г.) 1991 год. “Чемпион №1”. Гран-при на первом фестивале
телепрограмм и авторских фильмов РК, 1993 г. 1992 год. “Случайный
гость” -курсовая работа на Высших режиссерских курсах, г.Москва.
1993 год. Художественный фильм “РЭМ” (курсовая работа на Высших
режиссерских курсах). 1995 год. “Опыт креста” (док. фильм).
Второй приз открытого фестиваля документальных фильмов “Россия”,
г. Екатеринбург. Приз экуменического жюри и специальный приз
независимого подросткового жюри на Международном фестивале
неигрового кино в Лейпциге (ФРГ, 1995 г.) Гран-при фестиваля
правозащитных фильмов “Сталкер” г. Москва. Серебряный приз
Международного фестиваля документальных фильмов г.Биарриц
(Франция), 1996 г. Гран-при Международного фестиваля “Medjawafe”,
г. Гиори (Венгрия). 1996 г. Приз ФИПРЕС-СИ на фестивале “Арсенал”,
г. Рига (Латвия), 1996 г. Гран-при Международного фестиваля
документальных фильмов “Амнистия” интернешнл”, г. Амстердам
(Голландия), 1998 г. Гран-при Международного фестиваля правозащитных
фильмов, г. Прага (Чехия), 2000 г. Номинант премии “Эмми”
(Нью-Йорк). 1998 год. “Ангел-хранитель”. Приз “Памяти друзей”
на первом Международном фестивале горных фильмов, г. Москва,
1999 г. 2000 год. “Патетическая симфония”. Показ в Голландии,
Амстердаме на фестивале документальных фильмов JDFA. Дипломы
фестиваля “Россия” (г. Екатеринбург) “За высокий профессионализм”,
“За показ трагической двойственности человеческого и собачьего
существования”, главный приз за документальное кино на фестивале
“Звезды Шакена-2004” . 2002 год. “Непокоренная вершина” -
приз фестиваля “Звезды Шакена”. Телевизионный фильм “Маленький
уголок”.
В мире кинематографа имя Владимира Тюлькина ассоциируется
с документальными историями людей совершенно необычной, нелегкой
судьбы. Почему? Владимир Тюлькин ответил на этот вопрос в
стихотворении “Братья по разуму”: “Но что мне вопросы вечные,
иные планеты во мгле?
Хватает проблем человеческих на маленькой нашей земле”.
|
Жизнь вируса
Наблюдая в непосредственной близости все процедуры наркоманки, Владимир
пришел к выводу, что вполне было возможно подхватить страшную инфекцию
(хотя и говорят, будто не так просто заразиться от ВИЧ-инфицированного
человека).
- Девушка сделала инъекцию и вдруг потеряла сознание, “поплыла”.
Шприц выпал из рук. А промывала она его в чайный пакетик на столе,
а в другой раз - в сигаретную пачку. Представьте, какой-нибудь дурак
случайно опустит пакетик в чашку, а у него окажутся во рту ранки...
Значит, он заболеет. В естественных условиях вирус живет 16 часов
- достаточный срок, чтобы он был опасен для здорового человека с
микропорезами, ранками на руках.
- Как согласились сниматься ваши герои?
- Это была проблема. В СПИД-центре, заказчике фильма, нам нашли
людей, согласных сниматься. Мы выехали в город, начали работать,
вдруг в середине съемок наши герои отказываются от договора, хотя
и дали сначала расписки, что не возражают. Сначала мы подумали,
что из-за не полученных вовремя денег. Но потом я понял, что причина
в другом: любому ВИЧ-инфицированному нет смысла “засвечивать” лицо.
Они боятся за своих близких - детей, отцов, которые не знают о болезни.
- Отца не посвящают, а мать в курсе?
- Все матери знают о проблеме больных детей. Они упорно борются
за здоровье дочери или сына, и даже если эта борьба не увенчалась
успехом, не оставляют своих детей, помогают им выживать.
- Как же все-таки согласились некоторые из героев сняться?
- При условии, что фильм не будет демонстрироваться в их регионе.
Лента, видимо, будет использоваться на кинофестивалях. Как быть
с показом на центральном телевидении - это пока неясно. Признаться,
я и сам удивлен, как могло прийти в голову инициаторам осуществить
такой проект. Ведь больные СПИДом защищены законом.
Но как иначе рассказать о глобальной проблеме, которая стала реальностью
и в Казахстане? Как предотвратить распространение эпидемии? Только
гласностью. Понимают это и сами больные, поэтому они все же дали
согласие участвовать в проекте.
- “Обреченные жить” - это те, кто в своей почти тупиковой ситуации
нашли смысл жизни. Согласились сняться, пусть и с определенными
условиями.
Больные желают оставаться в среде здоровых людей, они принимают
все меры предосторожности, чтобы не заразить окружающих. Но есть
и такие, кто об этом не заботится. Оказалось, что одна из героинь
фильма, ВИЧ-инфицированная, работает проституткой. Она пользуется
презервативами, но, разумеется, не извещает клиентов о своей проблеме.
Скоро общество придет к ситуации, когда не столько нужно будет помогать
больным, сколько заботиться о безопасности граждан.
Хочу сделать
комедию
- Володя, после съемок “Обреченных” не пропало желание снимать
фильмы о столь пограничных ситуациях и людях, балансирующих на грани?
- Честно говоря, возникло огромное желание снять документальную
комедию. Я бы хотел найти человека, всерьез возомнившего себя новым
Христом. Даже название фильму придумал - “Второе явление Христа”.
Однажды познакомился уже с новоявленным мессией, но он, к сожалению,
уехал в Россию. Так что я в поиске. Хочу снимать мыльную оперу.
Но после “Перекрестка” ничего интересного не было.
Владимир увлекся также новым для себя жанром арт-видео, участвовал
в нескольких фестивалях в Германии, Швейцарии.
- Мне нравится, что мои фильмы дают основание рассматривать их как
арт-видео.
- Каковы особенности этого жанра?
- Я понял, что продуктом арт-видео должно быть что-то очень глубокомысленное,
необычное, непонятное и с претензией на искусство. Хотя, на мой
взгляд, самого искусства там не так много, и оно настолько завуалировано,
что остаются вопросы. Но, в принципе, это очень своеобразный подход.
Если говорить о документальном кино, то арт-видео - его грань, которая
подробно, как в лупу, исследует какой-то объект или явление.
- Что привлекло, а что оттолкнуло в арт-видео?
- Привлекательно то, что мысль можно изобразительно выразить очень
необычно. А оттолкнуло то, что простая, в общем-то, мысль выражается
на протяжении 20 минут. Мне показалось, что это чрезмерно. Иногда
за поиском формы теряется содержание: не “врубаешься”, что же, собственно,
происходит? Но, как в любом жанре, в арт-видео есть свои мастера
и свои бездарности.
- Герои фильма “Обреченные жить” не считают себя отрезанными
от жизни?
- Они строят планы на будущее, считают, что самое важное еще не
сделано. Их жизнь страшна, над ними висит занесенный меч, но осознание
этого заставляет их концентрироваться и жить более плодотворно.
Человек всегда должен жить и думать о жизни.
|