Галина Галкина
Музыка нашего поколения
Ноэль Шаяхметов поступал на подготовительный курс
консерватории после средней школы, не имея музыкальной подготовки.
Необычного абитуриента, сочинителя музыки, прослушивала сама Газиза
Ахметовна Жубанова. Ее вердикт был таков: “Это наш человек!” Он
учился в 120-й школе вместе с Григорием Марченко, Ержаном Казыхановым,
постоянным представителем РК в ООН. Ерлан Идрисов, ныне посол РК
в Великобритании, школьником играл в группе Ноэля Шаяхметова на
барабанах. Нельсон когда-то обучал многих нынешних музыкантов игре
на гитаре, в частности, Казбека Спанова, лидера JCS, известного
джазового гитариста-виртуоза Заура Рыскулова
Интервью с легендарным Нельсоном - так по сей день его
зовут алматинские меломаны - состоялось в его доме с табличкой “Abby
Road”: улица названа в честь группы “The Beatles” хозяином дома
в пределах двора семьи Шаяхметовых, проживающей в районе “компота”.
На столе популярного радиоведущего лежит объемный труд российского
теоретика радиожурналистики Шерля. Судя по количеству закладок и
подчеркнутых мест, Ноэль Шаяхметов буквально штудирует пособие.
Рядом - книга из серии “Мультимедиа для профи” Майкла Кида “История
развития радиовещания в США”. По признанию Ноэля, это его настольные
книги.
 |
- В связи с тем что я проработал в эфире больше 10 лет,
сверяю по этим книгам, насколько правильно делал свои программы.
- Чем сегодня занимается четырежды лауреат отечественной премии
“Алтын Жулдыз”? Услышат ли алматинцы в эфире знакомый голос человека,
знающего о популярной музыке все?
- Надеюсь, что мой опыт пригодится. Когда открылась наша первая
радиостанция “Максимум”, там собрались лучшие, кто мог прийти в
то время - Евгений Бычков, Нурберген Махамбетов, Лариса Коковинец,
Таня Рау, Илья Солодилин, Александр Кириченко, Маша Трескунова,
Роман Райфельд, Костя Иванов. Считаю, что этот период был золотым
временем казахстанского независимого радио. Мне казалось, что у
нашего радио очень светлое будущее. Но, к сожалению, с приходом
российских радиостанций мы совершенно утратили все, что имели. Потеряли
собственное лицо. Вы сами знаете, что разрушать легче, чем строить.
Сейчас воцарилось радио для бездарных людей - с узкими вкусами,
ограниченным кругозором.
- Каким же было радио “Максимум”, на ваш взгляд?
- Самое важное, что мы утратили от радио тех лет - интеллигентное
ведение эфира, уважительное отношение к слушателю. Ведущий был эталоном.
С него брали пример, прислушивались к его мнению. Сегодня ведение
эфира идет на грани мата, увы. Утвердился жаргон. Не говорю уже
о состоянии музыки: раскручивая российскую эстраду, мы сами себя
перестали уважать.
А между тем во всем мире еще лет сорок назад произошла специализация
- разделение радиостанций на форматы. В Лос-Анджелесе уже в 1996
году было 86 радиостанций. В музыке были охвачены все направления
- фольк, классика, легкая музыка, джазовая, латинская, рок. Очень
популярно ток-радио. По мнению Ноэля Шаяхметова, у нас в Казахстане
все к этому и двигалось когда-то:
- Множество наших радиостанций уже тогда специализировались - “Максимум”
представляла собою то, что делают сейчас “Европа”, “РИК” - предлагала
музыкальное меню 60-70-х, “Тотем” - европейскую музыку, “НС” - русскую,
радио “31” - молодежную. К тому же, ведущие рассказывали о региональных
проблемах. А сегодня впечатление такое, будто мы живем не в собственной
стране: почему я должен слушать Петю Сидорова, который с жаром сообщает
московские время, погоду и новости. Наши радиостанции сохраняли
алматинский дух.
- “Музыка нашего поколения”, которую вы делали, была любима алматинцами.
Именно за эту уникальную программу вы и получали свои “звезды”.
Как удалось добиться такого признания? Почему была закрыта популярная
программа?
- Не сказал бы, что она уникальна. Просто мы делали ее от души.
Я заранее не готовил программу, полагаясь на импровизацию. Мы бесконечно
любим и уважаем свое поколение, дорожим временем, в котором жили.
Пусть сейчас что угодно говорят о том времени, но оно было нашим.
Не хочу брюзжать, что тогда было лучше... Но, гордясь своей независимостью
и достижениями, на самом деле мы не в состоянии оказались создать
достойный эфир в Казахстане. Москва диктует, что нам слушать. Программа
закрылась, потому что Казахское радио стало выполнять свою прямую
функцию - вещание на казахском языке. Это был правильный шаг. Жаль,
что не нашлось волны для нашей программы.
В программе “Музыка нашего поколения” звучали хиты 60-70-х и начала
80-х годов. Ими заслушивались те, кому сегодня 45-50 лет. Транслировалась
также классическая, джазовая, популярная музыка. Ностальгическая
программа черпала из неиссякаемого источника, за пультом находились
романтики-бессребреники с энциклопедическими познаниями о музыкальном
наследии нескольких эпох - Ноэль Шаяхметов и Дементий Сахненко:
- Наши вкусы формировались творчеством “Битлз”, Элвиса Пресли, лучших
групп того времени от The Shadows до Pink Floyd. Эта музыка и сегодня
остается в хитах мировых радиостанций, относящихся к формату “beaиtifull
musiс”. Кстати, есть среди множества радиоформатов и такой - “Все
о “The Beatles””. В программе “Музыка нашего поколения” был также
и джаз. Сегодня его почти нет в эфире, за исключением программы
Степана Потрошкова “101” Казахского радио, но звучит она глубокой
ночью, то есть ею просто “забивают” время.
- Ноэль, насколько мне известно, уже год назад был готов план
по воссозданию программы?
- После закрытия радио “Алматы” в общем-то не поступало подобных
предложений. Я не обижаюсь, возможно, пришло время молодых. Если
ссылаться на рейтинги, значит, сейчас нужна именно та музыка, которая
звучит. Кто проводит эти рейтинги? Кого опрашивают? Меня за последние
5-7 лет никто не спросил, какую радиостанцию я люблю. Вот мы и вынуждены
слушать на всех волнах Сердючку, которую искусственно возвели в
ранг некоего шедевра. Мне кажется, могла бы появиться хотя бы одна
радиостанция, которая вместила бы все жанры музыки, как это делали
мы. И у нее был бы высокий рейтинговый уровень. В настоящее время
все радиостанции дублируют друг друга, потому что источник информации
один: гоняют одну и ту же музыку, вещают одинаковые новости. В таком
случае зачем нам столько радиостанций? У нас свершится прорыв в
радиовещании, когда произойдет специализация - разделение станций
на форматы.
Ноэль Шаяхметов с друзьями, не дожидаясь приглашения какой-либо
из станций, решил создать Интернет-радио. Все, о чем он мечтает,
осуществится в Сети.
- Ваш старший сын разделяет ваше увлечение музыкой?
- Эльнар учится в Международном институте бизнеса. Он всецело поглощен
своей профессией компьютерщика. К сожалению, современная музыка
не воспитывает в Эльнаре, его сверстниках ценностей. У этого поколения
потребительское отношение к жизни. Для них важны машины, аксессуары
красивой жизни. Так как это культивируется на телевидении, на радио.
Наши дети, увы, не читают книг. Мы не имели машин, носили одежду
старших братьев и не чувствовали себя ущербными. Но у нас была хорошая
музыка, хорошие книги, нас окружали хорошие друзья. Я не могу уснуть
без того, чтобы не почитать. Мне брат подарил книгу - новую версию
биографии Эрнесто Че Гевары. Судя по периодике, многие на вопрос
“Ваш идеал политика?” - называют действующих президентов разных
стран, я считаю, что Эрнесто Че Гевара - действительно идеал политика.
Это был честный человек, он отказывался от столь доступных благ,
чтобы люди о нем не подумали как о стяжателе.
- А есть у Ноэля Шаяхметова дерзкая мечта? Или не дерзкая...
- Хочу создать свою инструментальную группу. У меня есть друзья,
очень хорошие музыканты. Это будет группа, подобная The Shadows
50-60-х годов. Музыка нашей группы будет очень позитивной.
Где вы теперь?
|
Ноэль Шаяхметов - известный радиожурналист. Четырежды
лауреат Республиканского конкурса “Алтын Жулдыз”, лауреат
премии имени Ануарбека Байжанбаева. В 2001 году общим собранием
Академии журналистики Казахстана избран действительным членом-академиком
Академии. С 2001 по 2003 годы работал в должности проректора
Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. С 2003
года - вице-президент звукозаписывающей компании КМI.
Окончил Алматинский Государственный университет имени Абая.
По специальности - преподаватель географии и биологии. Параллельно
учился на подготовительном отделении Алматинской государственной
консерватории имени Курмангазы на факультете народных инструментов.
Позже занялся композицией у известного казахского композитора
Нагыма Мендыгалиева. В журналистику пришел в 1992 году с открытием
первой независимой радиостанции “Максимум”.
С 1993 по 1998 годы занимал должность вице-президента радио
“РИК”. С 1999 по 2002 годы - главный редактор радиостанции
“Алматы” Казахского радио. Создатель ряда программ, посвященных
классической и джазовой музыке. В течение семи лет - автор
и ведущий популярной радиопрограммы “Музыка нашего поколения”.
Специалист по британской популярной музыке 60-70 годов ХХ
века. Стажировался в учебном центре Deutche Welle в городе
Кельн (Германия), а также на радиостанции Voice of Amerika
в городе Вашингтон (США).
|
|