Дилерами становятся, лидерами рождаются
Автомобильный бизнес - один из самых развивающихся
секторов экономики Казахстана. Однако в нашей республике он еще
слишком молод, чтобы говорить о каких-то устойчивых традициях. Первая
компания на автомобильном рынке появилась в 1993 году. Через пять
лет в Казахстане было уже несколько вполне официальных автодилеров,
тогда их общие годовые продажи едва достигли нескольких сотен автомобилей.
Сегодня такое количество автомашин продает одна компания в месяц.
И это лидер автомобильного бизнеса Казахстана - Казахская моторная
компания “Астана Моторс”. Об итогах продаж, знаковых встречах на
автосалоне в Женеве и о том, легко ли быть лидером, нам рассказала
вице-президент КМК “Астана Моторс” и директор самого большого в
Средней Азии автосалона “Hyundai Motor Kazakhstan” Лариса Абушеминова
 |
Общий итог продаж 20 официальных автомобильных дилеров
Казахстана в 2004 году составил 8536 автомобилей (по данным журнала
“Салон Авто”). Вопреки принятой практике не вносить в ежегодную
отчетность итоги российских дилеров, в рейтинг продаж попали автомобили
“Шеви-Нива” российского производства. Невзирая на этот факт, доля
КМК “Астана Моторс” с тремя брендами составила 2319 автомобилей:
Toyota - 1394 автомобиля, Subaru - 384 и Hyundai - 541, что подтвердило
лидерство компании на автомобильном рынке Казахстана, уже присужденное
экспертной группой в ходе Международного фестиваля-конкурса “Выбор
года”. Сегодня 30% всех продаваемых официальными дилерами автомобилей
иностранного производства приходятся на долю компании “Астана Моторс”.
Лариса Абушеминова: Если с 2001-го по 2004 год рынок вырос
почти в 5 раз: с 1574 до 7806 проданных иномарок, то мы за это время
выросли в 13 раз: с 179 до 2319 автомобилей. Выходит, динамика нашего
роста более чем в два с половиной раза превосходит динамику роста
всего автомобильного рынка Казахстана. Это хорошо отслеживается
и по отдельным брендам. Например, в 2004 году годовой прирост продаж
по Subaru составил 202% - на Женевском автосалоне нас официально
объявили третьим в мире дистрибьютором Subaru по динамике роста.
Престижную награду Subaru Sales Award из рук президента “Fuji Heavy
Indusrties” Киоджи Такенака получил президент “Астана Моторс” Нурлан
Смагулов.
 |
- Чем обусловлен такой рост? Вроде бы все основные
игроки автомобильного бизнеса имеют равные шансы, начинали с одной
стартовой линии?
Л.А.: Дело в правильно выбранной стратегии. Subaru ассоциируется
с раллийными гонками, драйвом. Мы регулярно проводим соревнования
по автоспорту, начиная от скоростного фигурного вождения и заканчивая
профессиональным подъемом в гору, который никто в нашей стране никогда
не проводил. Если эталон идеального автомобиля для всех субаристов
- Subaru Impreza WRX Sti, на которой в мировых ралли выступает Питер
Солберг, мы приобрели точно такую же машину.
- На долю Toyota приходится более 40% продаж всех автомобилей
на “белом” рынке. Это настоящий рекорд. Правда, меня всегда интересовало,
почему на наш рынок поставляются не все модели Toyota?
Л.А.: Мы работаем прежде всего для потребителя. Сегодня у
казахстанцев есть возможность самим формировать заказ, который мы
адресуем производителю. Естественно, востребованными становятся
только проверенные временем, дорогами, качеством топлива автомобили.
Например, малолитражка Aygo (в ней около 1 л объема), так эффектно
презентованная на автосалоне в Женеве, на наш рынок пока поставляться
не будет. Менеджеры “Toyota Motor Corporation” еще не пришли к выводу,
что в Казахстане автомобиль найдет своего покупателя. А вот Land
Cruiser - это хит больше десяти лет. И его до сих пор нет необходимости
кардинально менять, хотя по городу ходят слухи о скором появлении
якобы нового внедорожника.
- А Hyundai - у нас же средний класс развит очень слабо?
Л.А.: Во-первых, средний класс начал развиваться, во-вторых,
кто сказал, что Hyundai - это машина для среднего класса.
В линейке корейского автопроизводителя есть и представительские
седаны, и полноценные внедорожники, и семейные минивены. По качеству
эти автомобили не уступают другим иномаркам. А по цене даже выигрывают.
Например, Hyundai Sonata VI поколения позиционируется как прямой
конкурент Audi A6, но стоит на порядок дешевле. Кстати, у нас презентация
автомобиля состоялась еще 11 марта, после чего начались его официальные
продажи, а в России седан появится лишь в конце августа. Сам концерн
развивается очень уверенно: совсем недавно состоялось подписание
договора о семилетнем партнерстве “Hyundai Motor Company” с FIFA
- с 2007-го по 2014 год. Официальным автомобилем чемпионатов мира
по футболу будет мировая премьера Женевского автосалона - седан
Hyundai Granduer, который мы уже скоро намерены предложить своим
покупателям. Может быть, так же, как и в 2004 году, будем разыгрывать
среди своих клиентов билеты на чемпионат мира по футболу, который
пройдет в Германии в 2006 году.
Говорят, универсальной формулы лидерства на рынке нет. Бизнес -
это не только наука, но и искусство. Для того, чтобы быть лидером
на рынке, нужно ежегодно расти как минимум вдвое и предлагать рынку
новые продукты.
Прогнозы экспертов о росте автомобильного рынка Казахстана в 2005
году сходятся на цифре в 12 000 автомобилей. Топ-менеджеры компании
“Астана Моторс” планируют продать более 4 000 иномарок, презентовать
несколько новинок и, быть может, получить дистрибьюторство на новый
автомобильный бренд.
|