11 марта 2005 № 10(354)
    Акция

Амина Джалилова, Алекс Купер
Игры разума

Публикация в “НП” вызвала ажиотаж в Казахском национальном медицинском университете. В редакцию обратился заведующий кафедрой физики, математики и медицинской информатики с намерением опровергнуть материал, опубликованный в нашей газете две недели назад. Хотя в статье не указывалось, что речь идет именно об этом вузе

Акция “Журналисты против коррупции в вузах” вызвала серьезную обеспокоенность руководства многих учебных заведений, оживление неправительственных организаций, занимающихся этой проблемой, и даже некоторую радость студентов, которым есть что рассказать.

Вовремя
подсуетиться

Полагая, что в позапрошлом номере “НП” (№8 от 24 февраля 2005 года, “Врачебные тайны”) речь шла о государственном медицинском университете, расположенном в Алматы, завкафедрой физики, математики и информатики этого вуза Берик Адибаев решил объясниться. Он пригласил нас в университет и продемонстрировал бумаги, которые должны были опровергнуть информацию, предоставленную студентами.

По словам Берика Мукатовича, он работает в “меде” уже 31 год и взятки не брал никогда. Берик Адибаев связывает публикацию в “НП” с намерением некоторых лиц отстранить его от возглавления кафедры! В материале “Врачебные тайны” говорилось о том, что пятерки превращаются в тройки за счет пустых клеток, благодаря которым кафедра и вытягивает из студентов деньги. Берик Мукатович показал нам все журналы с оценками и объяснил, что по информатике и физике за каждый урок студент получает оценку, так как в начале пары он сдает небольшой входной тест, в конце - выходной. А между ними идет практическая или лабораторная работа. Из трех оценок выводится общая, которая и попадает в журнал. По математике всех подряд опросить не успевают, но оценки выводятся без учета пустых клеток, уверяет Берик Адибаев: просто общая сумма делится на количество отметок, и получается среднее. После публикации “НП” на кафедре физики, математики и информатики проведено совещание, в результате всем преподавателям во избежание недоразумений запрещено оставлять пустые клетки.
Кроме того, Берик Адибаев уверил, что преподаватели принимают все экзамены самостоятельно (здесь он показал подписи в журналах и бумагах по экзаменам), и он не может ставить оценки за них, а следовательно, и брать за это деньги. Да и сотрудники КНБ наведываются в университет часто, так что получать взятки от студентов невозможно.
Берик Мукатович пообещал, что если случаи мздоимства будут выявлены на его кафедре, ответственные за это преподаватели будут тут же уволены.
Что же касается молодого человека, который сообщил нам о взятках в некоем медицинском вузе (Адибаев полагает, что в том самом университете), Берик Мукатович думает, что это один из тех, кто сам обманывает студентов. Несколько раз были выявлены такие случаи: учащийся платил деньги неизвестному, и у него в зачетке появлялась нужная оценка, а в ведомостях ее не было, то есть она никак не могла быть засчитана. Студентов тех отчисляли. На вопрос журналиста “НП” о том, выявили ли мошенника, Берик Адибаев ответил, что это не в его компетенции. Между тем он продолжал обвинять Алексея (студента, который рассказал о взятках “НП”) в нечестности. Хорошо, что мы не указываем настоящие имена людей, которые делятся с нами информацией, а то не поздоровилось бы, наверное, этому студенту...
Впрочем, откровения студентов не пропадут даром. Или их заявления в “НП” помогут вузам избавиться от коррупции, или мы вместе со студентами поможем избавляться вузам от преподавателей-взяточников.
Мы рады, что в Медицинском университете так горячо отреагировали на нашу акцию. Это свидетельствует о том, что на кафедре физики, математики и информатики на самом деле дорожат собственной честью и репутацией вуза. Однако полагать, что республиканский еженедельник затеял акцию ради увольнения завкафедрой в одном из вузов, несколько, согласитесь, самонадеянно. Цель нашей акции - не обвинить кого-то конкретно, а разложить по полочкам сложившуюся ситуацию, чтобы выработать наиболее действенные методы ее улучшения. Несмотря на то, что в материале не было указано название вуза, Берик Адибаев счел свои долгом отвести подозрения от возглавляемой им кафедры. Мы не сомневаемся в честности Берика Мукатовича и в правдивости его слов. Радует, что у нас есть честные преподаватели и руководители.
Другое дело, что зачастую такие порядочные заведующие кафедрами, деканы или ректоры вузов могут не знать, что творится на подведомственных им территориях. Однако счастливое неведение не избавляет от проблемы.

Справка “НП”

Пять наиболее коррумпированных вузов
по информации “Трансперенси Казахстан” (данные за 2002 год):
1) КазНУ (21%);
2) КазГЮУ (16,5%);
3) АГУ (14,4 %);
4) КазГАУ (12,5 %);
5) КазГМУ (4,5 %).

Статистика
неумолима,
Или взгляд НПО

Международная организация “Трансперенси Казахстан” занимается выявлением коррупции во всех сферах жизни. В 2002 и 2004 годах эта НПО проводила исследования по масштабам этого явления в вузах Казахстана. Были опрошены студенты и преподаватели 11 казахстанских вузов, расположенных в Алматы. И вот какие выводы были сделаны.
Коррупция в вузах необязательно предполагает получение преподавателями или работниками администрации денег от студентов. Есть и такие варианты взяток: определенный подарок, приобретение у преподавателей учебной литературы, оказание трудовых и сексуальных услуг. Причем о последних упомянули 10% опрошенных. Неслабый процент. Каково нам знать, что каждая десятая из опрошенных студенток оценки получает через постель.
Респонденты, опрошенные “Трансперенси”, оценили и степень противодействия коррупции со стороны тех или иных субъектов. Эффективность, конечно, оценена как очень низкая. Причем меньше всего коррупция в вузах волнует Министерство образования (60%), высшую аттестационную комиссию (54%) и ректорат вуза (52%). Студенты же и преподаватели не борются с коррупцией вообще. В крайнем случае отказываются от провокационных предложений.
Еще один интересный факт. По мнению респондентов, наиболее подвержены коррупции государственные вузы, менее - частные.
Основной же причиной мздоимства в системе высшего образования называют низкую зарплату преподавателей.

Цены и схемы,
Или факты
от студентов

Учащиеся между тем рассказывают о том, что где и сколько стоит. И как преподаватели избегают ответственности.
Первокурсники крупного юридического вуза поделились эмоциями от первого года учебы. Говорят, что все студенты разделены на две категории: тех, кто ездит на дорогих машинах и платит за сессию, и тех, кто сидит в библиотеках и пытается учиться. Так как последняя категория зачастую денег не имеет, дружба у двух этих групп не получается. По ценам же информации у первокурсников немного, но она впечатляет: один из зачетов в этом вузе стоит 130 долларов США!!
В техническом вузе стоимость традиционно ниже. Можно даже сказать, несравнимо ниже. К примеру, преподаватель по геодезии берет за зачет всего 200 тенге. Очень демократично.
Причем этот наставник молодежи поступает почти честно, судить его за аморальность сложно: рано утром, примерно до 9 утра, он принимает зачеты по-настоящему. Позже, а студенты любят понежиться в постельке, уже приходится платить. Причем принимает он не на кафедре и не в своем кабинете, а в одном из свободных. Преподаватель не берет денег сам, их нужно тихонько положить в ящик стола в этом кабинете. Так что поймать учителя геодезии на взятке невозможно.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск



HotLog

CountZero