4 февраля 2005 № 05(349)
    Мода 

Ледниковый период?

Ассоль Небесная

Сегодня все больше говорят о глубоком кризисе высокой моды и даже о ее постепенном вымирании. Все больше знаменитых домов моды отказываются от участия в неделях от кутюр и сосредотачивают все свое внимание на подготовке одежды прет-а-порте, которая является более выгодной с коммерческой точки зрения. А самые стойкие, вложив уйму труда и денег в каждую из своих моделей, создают на самом деле уникальные вещи, которым место в первую очередь в музее и лишь затем - в гардеробе какого-нибудь сноба...

Главное,
откуда родом

Два раза в год, летом и зимой, в Париж съезжаются самые известные fashion-журналисты, светские персоны и именитые модельеры. Дважды в год там показывают коллекции от кутюр. С самим термином - haute couture - получилось забавно, практически так же, как и с шампанским. Шампанским сейчас называют любой шипучий напиток в характерной бутылке, сладкий и игристый. И мало кто знает, что шампанское должно быть родом из одноименной французской провинции, чтобы так называться. Ровно так же коллекция может назваться haute couture только в том случае, если ее создал модельер, входящий в избранный круг: синдикат высокой моды.
Синдикат, созданный в 1927 году, в свою очередь, входит во французскую федерацию высокой моды, прет-а-порте и дизайнеров, объединившую под своим крылом также синдикат прет-а-порте.
Дважды в год дизайнеру необходимо представлять полные коллекции haute couture для международной прессы. Каждая модель на 70% должна выполняться собственными руками дизайнера - даже если это будут аппликации, пришитые вручную. Любопытно, что обычно платья от кутюр создаются без обычных выкроек: ткань скалывается булавками, на месте сколов мелом делают отметины, и только потом вырезаются лекала. Ткань, кстати, должна быть не простая, а единственная и неповторимая, созданная специально для определенной модели. Платья, показанные в рамках коллекции, не продаются: клиентки дома могут заказать такие же, но сшиты они будут уже по их меркам. По требованию клиента дизайнер может изменить какие-то детали - вышивку, пуговицы, отделку. Это не совсем в правилах домов высокой моды, но дизайнеры предпочитают идти навстречу клиенткам, способным заплатить несколько тысяч долларов за платье.

Сколько стоит
от кутюр?

Давайте посчитаем. На создание одного платья от кутюр дизайнер тратит от нескольких часов до нескольких недель. Самые большие затраты - это затраты на ткань, фурнитуру, отделку. Бриллиантовые пуговицы или тончайшее кружево ручной работы могут обойтись в несколько тысяч долларов. В каждой коллекции около 50 моделей, продается из них только небольшая часть.
Большинство домов моды, представляющие свои коллекции высокой моды, являются убыточными. Постоянные финансовые проблемы преследуют Версаче, Валентино, Ханаэ Мори, а ее представители и вовсе заявили, что их дом моды прибыльным не становился никогда за всю историю своего существования.
Ив Сен-Лорана после ухода Тома Форда стало очень сильно трясти: предприимчивый американец сумел создать культ своей одежды и рассчитать цену, которая была достаточно невелика для одежды от кутюр, но с избытком покрывала все расходы. С уходом Форда культа больше нет, стало быть, линия Rive Gauche стала обычной очередной статьей расходов.
Руководители домов списывают подобные неудачи на курс евро, участившиеся террористические акты и прет-а-порте. Да, именно прет-а-порте - растущая популярность и востребованность готовой одежды, на которую не нужно тратить баснословные суммы - постепенно вытесняет от кутюр из мира моды.

Границы разумного
Примерно 20 лет назад мода прет-а-порте (готовое платье) развивалась довольно динамично, но однообразно. Готовая одежда всегда была немного скучной. Коллекции от кутюр на этом фоне смотрелись не просто необычно - они были фантастичными. Это был даже не имидж дома моды, это были отдельные дизайнерские проекты, и люди, которые решались на себя надеть платье от кутюр, были действительно одеты оригинально. В мире высокой моды разрешались любые эксперименты, потому что тогда она была за гранью реальной жизни.
С годами подход к моде менялся, одновременно совершенствовался технологический процесс производства одежды. Революционные идеи постепенно зажили новой жизнью в прет-а-порте, стирая грани между оригинальностью haute couture и оригинальностью производственной. Haute couture, наоборот, стал более консервативным, дизайнеры стараются отойти от чистого творчества и создавать более коммерческие коллекции.
В данный момент высокую моду от прет-а-порте отделяют только два фактора: ручная работа (которая для многих потенциальных клиентов, в общем-то, не играет роли) и цена. Заоблачно высокая или приемлемо низкая. От этого резко разделилась и аудитория: выделились покупательницы вещей haute couture, для которых цена не имеет принципиального значения. Проблема в том, что с годами таких покупательниц становится все меньше и меньше: уровень развития технологий таков, что мода pret-a-porte шагает семимильными шагами, и часть аудитории переходит на модную штамповку. Тем более что штамповкой подчас это назвать трудно: вместо платья от Жана-Поля Готье за полсотни тысяч долларов можно купить платье того же господина Готье, но за меньшие деньги. Да, не единственный экземпляр, и, может быть, в талии оно будет чуть-чуть морщить, если талия у вас нестандартного размера, к тому же многие бутики предлагают подгонку одежды по фигуре. Платье будет качественным, с изюминкой, да еще и с именем любимого дизайнера на этикетке - что еще нужно даме с хорошим вкусом? Особенно если у нее нет возможности летать в Париж на примерки. Готовое платье стало дорогим - именно так образовался класс достаточно дорогой одежды pret-a-porte de luxe.

Быть или не быть?
Тем не менее ни PR, ни грамотная реклама, ни отлично подобранная и талантливая команда не спасут “от кутюр” от “вымирания”. Даже столь впечатляющий финансовый успех линий прет-а-порте и аксессуаров не позволит большим модным домам компенсировать затраты на невероятно красивые и дорогостоящие коллекции ручной работы. Существует мнение, что высокая мода уже давно умерла. Если еще лет 20 назад “от кутюр” занимались 50 домов моды, то теперь такие коллекции выпускают лишь 7 марок. Покупателей на платья за 35-50 тысяч долларов практически не осталось, а сама мода-люкс стала значительно доступнее. Это убыточный и очень дорогой эксклюзив, от которого, как это ни прискорбно, постепенно откажутся все дома моды. Ряд экспертов предрекают неминуемый конец эпохи haute couture.
Если вернуться к финансовому аспекту проблемы, можно отметить, что многие дома моды уже нашли решение. Затраты на коллекции от кутюр остаются, но их в какой-то мере компенсирует доход от дополнительных линий: косметики, парфюмерии, прет-а-порте. Это не очень правильное решение проблемы, но оно дает возможность для создания высокой моды - атмосферной, имиджевой, непрактичной. Никто не хочет отказываться от высокой моды, потому что это престиж, имя и уровень дизайнерского искусства.

    Блицопрос 

Любая женщина хочет ощущать себя королевой и поэтому не откажется примерить эксклюзивный наряд от известного кутюрье. Но, к сожалению, быть неповторимой может позволить себе не каждая представительница слабого пола. Не все могут, например, приобрести платья от кутюр за несколько десятков тысяч у.е. Да и зачем? Лучше потратить свои “золотые” на менее дорогую, но зато на более удобную и пригодную для использования одежду! Например, линии прет-а-порте.
Специалисты предсказывают закат эпохи моды от кутюр.

Быть или не быть высокой моде?

Балнур Асанова, дизайнер:
- Нет, высокой моды уже и в Париже, и в России нет. О какой высокой моде можно говорить в Казахстане? Если в России была Неделя высокой моды, то только потому, что там Юдашкин хотя бы состоял во Французской ассоциации кутюрье. Теперь он там уже не состоит. Когда ушел с подиума Ив Сен-Лоран, он попрощался с высокой модой. Дизайнеры вытеснили все. В Париже прошла Неделя высокой моды, все видели, что там вместо 30 домов высокой моды участвовало 8 или 9. Прет-а-порте - это “носибельные” вещи, более дешевые. Вещи от кутюр стоят миллионы, и их могут позволить только звезды мирового масштаба.

Базиля Абдильманова,
генеральный директор дома моды “Макпал”:

- Мода меняется каждый год, так что дорого это или дешево, зависит от финансового положения человека. Я, например, хотела бы иметь одно дорогое платье для особых случаев. Остальные можно недорогие. Это хорошо особенно для молодежи, чтобы можно было без сожаления менять одежду каждый год или через год.

Игорь Горбатенко, тренер моделей:
- Обязательно, потому что это явление. Высокая мода - это не просто игрушка или необходимость. Она предполагает умение автора, который создает эту одежду, выразить свое видение одежды на сегодняшний и завтрашний день, спрогнозировать движение объемов, пропорций, технологий тканей, то есть фактически это фантазия автора, запечатленная не на холсте, а на фигуре живого человека.
Хотя на сегодняшний день одежда прет-а-порте более актуальна. Появилось еще такое понятие, как “одежда прет-а-порте де люкс”, то есть изготовленная по традициям высокой моды, но более подходящая для носки.

Расспрашивала Елена Тумашова
Вернуться назадОбсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск



HotLog

CountZero