10
декабря 2004 № 49 (341)
Пана можно выбирать
В понедельник глава государства подписал Указ “О проведении
в порядке эксперимента выборов акимов отдельных районов Республики
Казахстан”. Предполагается, что экспериментальные выборы пройдут
в ряде районов областей, городов Астаны и Алматы в августе 2005
года. Если такая практика утвердится, сможем ли мы в скором будущем
выбирать не только глав низовых администраций, но и, например, акимов
городов или областей? Готов ли Казахстан к такому шагу или все же
назначенцы - пока лучший вариант?
Виктор Рогалев, “Отан”
Этот вопрос отмечен в Конституции, поэтому глава государства абсолютно
точно в этом случае следует Основному Закону страны. Главное здесь,
чтобы данный момент шел в контексте с демократическим развитием
республики. Надо не допустить: с одной стороны, выборности ради
выборности, а с другой стороны, надо, чтобы аким был управляемым,
и люди могли спросить с него.
Азат Перуашев, Гражданская партия
В “западном понимании” единые населенные пункты - села, поселки,
города - управляются по принципу местного самоуправления, а это
подразумевает выборность глав исполнительных органов. С этой точки
зрения и надо рассматривать подобные шаги - как этапы введения демократических
процедур в государственной власти на местном уровне. Единственное,
что для Казахстана нежелательно - это, наверное, ставить вопрос
о выборности глав областей, поскольку мы не федерация, это же касается
городов особого статуса - Алматы, Астаны, Байконура, Курчатова.
К тому же совершенно справедливо, что выборы акимов районов вводятся
не повсеместно, а на определенных экспериментальных участках с тем,
чтобы посмотреть плюсы и минусы этого процесса.
Булат Абилов, “Ак жол”
Казахстан был готов к этому еще в 1991 году, так что это нужно было
делать давно. Кроме того, я не согласен с тем, что сейчас это планируется
растянуть на три года. Акимов нужно выбирать в один день и по всей
стране. Мы же идем выбирать президента, парламент в один день. Выборный
человек всегда подотчетен своему народу, своему населению. А когда
их назначают и они все время смотрят вверх на начальство в Астане,
народ у них остается внизу.
Есмухан Шинтеков, Партия патриотов
На низовом уровне уже давно пора избирать администрацию, но для
этого нужно провести децентрализацию власти, распределить финансовые
полномочия органов. Сейчас все упирается в областных акимов, поскольку
у сельских администраций нет независимости в денежном отношении.
Надо проделать соответствующую работу. А общество уже готово.
Анатолий Волков, “Руханият”
Вот в России выбирали-выбирали губернаторов самостоятельно, в конце
концов, решили, что лучше пусть их назначает президент. У нас безоговорочно
назначает президент. Я считаю, что на уровне сельского населения,
где все друг друга знают, выборность акимов - это вполне приемлемый
вариант. А что касается городов и областей то, я думаю, в ближайшее
время это будет бессмысленно, ведь без денег у нас выборов не бывает.
Я могу быть самым умным и талантливым, но меня никто не выберет,
потому что у меня нет денег даже на выборную кампанию. Кроме того,
если завтра выберут кого-то акимом, а он начнет там свои порядки
устанавливать, ничего ему не сделать - ведь он выборный. Может позже,
когда накопим опыта, это станет реально, а пока еще рано.
Владислав Косарев, КНПК
У нас чиновники думают, что только им дано править обществом - это
заблуждение. В народе есть силы, которые могут служить стране. Надо
просто их найти, включить в работу и опасаться их выборности совсем
не надо. Сейчас отвечает за все один аким. Эту систему надо скорее
ломать. Некоторые акимы сами хотят, чтобы пришла выборность, чтобы
избавиться от угроз сверху. Народ уже готов, еще с советских времен
готов сам выбирать своих лидеров.
Петр Своик, ДВК
Безусловно, выборность - это назревшая политическая необходимость,
и готов или не готов Казахстан к такому шагу, это вопрос не к народу,
а к власти. Утвердится ли такая практика, под вопросом, ведь уже
некие эксперименты были проведены, а потом все было заморожено по
политическим причинам. В этом смысле ситуация не только не разрядилась,
но и стала еще более напряженной и продолжение этого эксперимента
- это, скорее, вынужденное объявление. Предметом разговора должны
быть не столько выборы, сколько вопросы избирательной системы. Для
начала надо договариваться о реконструкции избирательной комиссии,
то есть - о честных правилах конкуренции, а после этого уже переходить
к выборности акимов.
Подготовил Андрей Прохоренко
|