10 декабря 2004 № 49 (341)
    Исследования

Деньги в песок

Амина Джалилова

В парламенте снова обсуждается закон “О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье”. Отмененные в 2002 году льготы собираются вводить вновь.
Между тем уже пятнадцать лет государство и всевозможные международные организации выделяют средства на спасение Арала. А море продолжает уменьшаться, рыболовы сидят без работы, онкологические заболевания в регионе выросли в 15-20 раз. Может, хватит?

Сегодня проблема Арала стала модной в международных экологических кругах. Экономически развитые страны, природоохранная сознательность которых в последние годы просто зашкаливает, считают своим долгом периодически выделять энную сумму Казахстану и Узбекистану на решение их наболевшей проблемы. Однако если в наших странах основная проблема - это коррупция, то международные организации грешат другим. Для них очень важно освоить все средства, выделенные на ту или иную программу, и иногда это выливается в бессмысленную трату тысяч долларов. Синтез двух этих факторов, по всей видимости, и привел к тому, что деньги просто уходят в песок. Туда же, куда и вода Арала.
Аральское море питается за счет нескольких источников: атмосферные осадки, незначительный сток из Сырдарьи и Амударьи и грунтовые воды. Причем роль последних недостаточно изучена, хотя объемы подземных вод значительны. Сегодня многие ученые полагают, что причина высыхания Арала вовсе не в деятельности человека, не в реках, несущих сюда воду. Это природный цикл, вода в море то прибывает, то уходит. Найденный на дне моря средневековый город Арал-Асар свидетельствует о том, что всего пятьсот лет границы моря были примерно такими же, как сейчас, а может, и меньше. Город этот был достаточно процветающим, но существовал недолго. Когда вода вернулась, люди покинули его.
Следовательно, мудрая природа сама решает, кому из ее детей нужно расти, а чья активность должна пойти на спад. И было бы самонадеянно думать, что причина всех экологических изменений - деятельность человека и что он же может все исправить.

Кызылординская область считается одним из депрессивных районов Казахстана. Жители рыбацких районов уже более двадцати лет почти не занимаются рыбной ловлей. Да и что ловить? Осталась лишь живучая камбала, которая не пользуется большим спросом. Да и поблизости нет крупных населенных пунктов, где был бы хороший спрос на рыбу. Только Кызылорда - далеко не самый процветающий город в республике. А жители города Аральска и близлежащих поселков все еще считают себя рыбаками. Хотя уже выросло целое поколение, не представляющее, что такое выходить на большом судне в море, вылавливать тонны рыбы, кормить заработанными средствами семью. По данным международной организации “Врачи без границ”, 70% жителей Приаралья страдают заболеваниями, связанными с плохой экологической ситуацией, онкологические заболевания в этих местах возросли в 15-20 раз. Так что же держит этих людей здесь? Почему они не уедут туда, где их рыбацкий опыт мог быть востребован - на Каспий, на Балхаш, где их дети могут получить профессию, зарабатывать деньги и сохранить здоровье? Их держит псевдоблаготворительность властей и международных организаций, которые выплачивают небольшие, но все же деньги просто за то, что люди живут в неблагополучном регионе. Жить здесь - их работа. Плохо ли, хорошо, но они привыкли. К тому, что моря нет и рыбы нет. К тому, что все им должны. Это напоминает ситуацию в некоторых странах Африки, жители которых считают, что европейцы просто обязаны давать им деньги за то, что когда-то их колонизировали. Справедливое вроде бы требование, если бы оно не соседствовало с ленью и нежеланием менять ситуацию в лучшую сторону.
Жители Приаралья имеют право на помощь. И право на выбор. Но эта помощь должна приносить пользу, а не разлагать общество. Нужно дать возможность этим людям переехать и жить нормально там, где у них есть будущее.
Японский фонд мировой инфраструктуры (Япония - одна из ключевых стран-доноров) уже вынес свой вердикт: Арал - это абсолютно безнадежный к возрождению водный объект. Япония предлагает не экономить воду Амударьи, которая поможет восстановить сельское хозяйство Афганистана. В качестве компенсации высокоразвитые страны намерены все средства, выделяющиеся как помощь Аралу, направить на борьбу с бедностью среди населения Приаралья.
Вот он - шанс, которым нельзя не воспользоваться. Международные организации не поскупятся, их деньги необходимо направить на помощь не морю, но людям. Права была министр труда и социальной защиты населения Гульжана Карагусова, когда говорила, что необходимо разработать программу рациональной миграции жителей Приаралья в более перспективные экологически чистые районы. Ведь в регионе “регистрируется большой приток численности жителей”. Кроме того, здесь фиксируется рост рождаемости, но “при этом велика доля детей с врожденными патологическими отклонениями”. “Есть ли смысл закреплять здесь людей различными компенсационными выплатами?”, - задала вопрос министр.
Нет, ответ однозначен. Прошли те времена, когда людей по велению партии заставляли жить в неперспективных регионах и бросали силы на возрождение того, что возродить невозможно. Сегодня основной вопрос - целесообразность. Разумно ли оставить без воды весь Узбекистан и успешно развивающийся Шымкент ради небольшого городка Аральск, где нет работы, нет производства, нет перспектив. На что могут рассчитывать жители этого населенного пункта? Лишь на подачки. Да на пустые обещания тех, кто присваивает большую часть международных средств.
Сегодня бывшим рыбакам обещают построить дамбу, спасти Малый Арал и наладить здесь рыболовство. Даже осетра предлагают с Каспия переселить, пусть здесь приживется, а то ему там нефть угрожает. Однако в советское время уже запускали сюда разные породы рыб, в том числе осетровых, выжила только камбала. Не самая дорогая и не самая деликатесная, надо сказать, рыба. Просто еще один прожект, под который можно просить денег у стран-доноров.
Еще один миф - нефть Арала. Аральский регион действительно является потенциально перспективным в плане наличия здесь залежей углеводородов. По словам председателя комитета геологии и охраны недр Минэнерго Булата Ужкенова, в северо-западном Приаралье выявлено несколько структур, где могут быть нефть и газ. Однако пока нефтяники слишком заняты новым для них Каспием, где что ни скважина, то фонтан нефти (обычно лишь 20% перспективных пластов дают повод для радости), поэтому маловероятно, что Аральск станет новым Атырау.
А если не думать об интересах чиновников, которые по своему усмотрению распределяют средства иностранных доноров, и прислушаться к предложению мудрых японцев? Что можно сделать для жителей Приаралья?
Прежде всего дать им возможность выбора. Честного выбора общества с рыночной экономикой. Хотят они жить в экологически неблагоприятном и экономически бесперспективном регионе, пусть остаются. А если хотят зарабатывать, нужно дать им такую возможность. Оплатить каждому билет в один конец в любую точку Казахстана. А на месте (будь это поселки и города на побережье Каспия, Балхаша или того же Капчагая) дать им кредиты на жилье и бизнес на общих условиях. Благо дома в рыбацких поселках недорогие, а рыбы в озерах навалом. Именно кредиты имеют смысл, ведь любые дареные деньги только разлагают личность. И, конечно, не стоит забывать о том, что люди много лет прожили в экологически неблагоприятной обстановке, у них должны остаться определенные льготы на восстановление здоровья. На средства стран-доноров также можно наладить инфраструктуру, отстроить дороги, по которым свежая рыба сможет быстро попасть на стол людей, которые могут за нее заплатить. Немаловажно также инвестировать в строительство рыбных хозяйств, где тех же осетров будут выращивать в хороших условиях. Ведь во всем мире сейчас идет именно такая тенденция, поскольку осетровые постепенно вымирают.
Не надо унижать подачками людей, которые могут сами себя обеспечить и внести свой вклад в развитие республики.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск



HotLog

CountZero