События 

Закон сохранения матери

Талгат Калиев, Андрей Губенко

Труд... Глобальный исторический феномен, краеугольный камень общества, основной человеческий фактор. Газета и альбом группы Queen.
Кроме шуток, со времен земельного закона в парламенте не наблюдалось столь бурных страстей, как по поводу обсуждаемого сейчас Трудового кодекса. За последнее десятилетие труд трансформировался из почетной социалистической обязанности в жесткую рыночную категорию. Старый КЗоТ устарел и потому был “уволен по собственному желанию”. Однако принятый взамен закон “О труде” оказался “устаревшим” еще до принятия. Безнадежно отсталым по мировым меркам. Казахстанцам пришлось во всех красках познать описывавшиеся в древних марксистских учебниках суровые законы дикого капиталистического мира. Мира, которого уже давно нет

В интересах экономики все эти годы государство было вынуждено больше прислушиваться к работодателям, нежели к простым рабочим. Тем более что последние, опасаясь потерять драгоценную работу, превращались в безропотных исполнителей воли хозяев. В итоге рынок труда оказался в жестком дисбалансе, в котором гарантированные Конституцией право на отдых, на восьмичасовой рабочий день, социальные гарантии оказались под вопросом.

Не менее тяжело переживали переход к рынку и профсоюзы. При Союзе они гордо числились социальным придатком работодателей, но в новых условиях необходимо было переориентироваться на жесткое противостояние с последними. Некоторые профсоюзы сочли эти правила игры излишними и продолжили совковую практику, превратившись в жалкую декорацию.
Однако сегодня в условиях стабильного роста экономики, повышения уровня благосостояния людей трудовой вопрос вновь обрел актуальность. Нерешенные проблемы отпусков, бюллетеней, декретных и разного рода компенсаций грозили вылиться в серьезный социально-демографический конфликт. Помимо всего прочего, нашими дырами в законодательстве с успехом пользовались иностранные инвесторы. Отчего у многих соотечественников возникало понятное чувство, что они - люди второго сорта.
Пришла пора разрубить гордиев узел проблем. И принято было сделать это посредством кодификации трудового законодательства. Так появилось сразу два проекта новейшего Трудового кодекса - разработанный правительством и предложенный мажилисменом Шаймерденом Уразалиновым.
Ключевым отличием двух вариантов стали модели социального партнерства. По мнению депутата, главным разрешителем споров должны стать профсоюзы, наделенные достаточно обширными полномочиями. Тем временем работодатели и правительство не считают необходимым расширять полномочия профсоюзов. По их мнению, будет лучше, если каждый работник станет отстаивать свои интересы лично. Хотя неизвестно, для кого лучше. Наверняка не для работников, потому что далеко не каждый решится на конфликт с руководством. Но резонна и логика работодателей и экспертов правительства - профсоюзы имеются не везде и далеко не все являются их членами.
Споры международных экспертов вызывает и норма о запрете принудительного труда, поскольку тогда вне закона окажется деятельность исправительно-трудовых учреждений.
Но особой темой рынка труда являются женщины, которые, по мнению работодателя, могут разорить любого. Поскольку в их жизни традиционно случаются декретные отпуска. А платить тому, кто долго отсутствует на работе и не приносит компании доход, с экономической точки, представляется нерациональным. Ведь социальные и демографические задачи принимать на себя добровольно частный бизнес пока не желает. Правда, при благоприятном раскладе их к этому обяжет новое законодательство.
Это будет справедливо. Государство таким образом реабилитирует себя за десятилетие бесхозного, бесправного положения работника - переложив несвойственные государству функции на работодателя. Мотивируя данную норму, министр труда и соцзащиты Гульжана Карагусова заявила, что ни одно государство мира не берет на себя обязанность оплачивать декретные и больничные листы. Это дело работодателя. Но не только и не столько потому, что в бюджете невозможно спрогнозировать количество намеренных рожать женщин и заложить под это необходимые средства. Равно как и для оплаты бюллетеней, поскольку болезни тоже приходят неожиданно.
А потому что любое другое поведение работодателя в цивилизованном обществе - нонсенс. Такое отношение обеспечивает гражданское общество. И - нарушение закона, чреватое серьезными проблемами и штрафами. Это обеспечивает Закон.
Для нас подобные отношения между государством, работодателем и работником остаются пока недостижимым идеалом, как и само социальное государство. Или исковерканной ностальгией по прошлому. Однако есть опасения, что, если общество не будет стремиться к этому идеалу, завтра работодатели могут инициировать ультрарадикальный опыт “решения” проблем. Например, с внесением в трудовые договоры пункта о стерилизации женщин. И тогда понятия работа и материнство станут несовместимыми и взаимоисключающими. Поскольку государство практически открестится от демографических проблем, а капиталисты будут смотреть на детей, как на вредную экономическую категорию. Словом, в точности так, как описывалось в древних советских учебниках по истории.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск



HotLog

CountZero