Исследования 

Музыка степного ветра

Константин Маскаев

Позади четыре с половиной тысячи казахстанских дорог и бездорожья. Наш корреспондент в передвижном корпункте объехал территорию, на которой могли бы разместиться Франция и Германия, пересек несколько климатических поясов, из знойного южного лета попал в тронутую очарованием осени среднерусскую равнину, побывал в горной местности и пустыне, степях и лесах и вернулся в Алматы - к подножию тянь-шаньской гряды. И все это - за одну неделю!
Мы уже рассказали читателям о пробеге “Дружба народов-2004” (см. “НП” №40 от 8.10.2004 г.). А сегодня хотелось бы рассказать о тех исторических местах, через которые прошел маршрут пробега

Мавзолей
Айша-Биби

Дорога из Тараза в сторону Шымкента лежит мимо селения Айша Биби. Место это овеяно историей, уходящей в глубь веков. Здесь расположен один из уникальнейших памятников архитектуры XI-XII веков - мавзолей Айша-Биби. Он не имеет аналогов в архитектуре Казахстана и Средней Азии. К сожалению, мавзолей дошел до нашего времени в полуразрушенном состоянии. Сегодня его пытаются воспроизвести, додумать, как он мог выглядеть в своем первозданном виде. В письменных источниках пока не обнаружено никаких сведений об истории создания мавзолея и самой личности Айша-Биби. Лишь народные предания донесли до нас поэтическую легенду о любви и преданности красавицы Айши - дочери знатного богача - к отважному воину Карахану. Не побоявшись проклятий отца, Айша решила поехать вслед за любимым, чтобы разделить с ним радость побед и горечь поражений в борьбе с чужеземцами. Но не суждено было состояться встрече. Во время поездки Айша скончалась от укуса змеи. Потрясенный Карахан воздвигает на могиле возлюбленной мавзолей на высоком холме.
Самое удивительное и прекрасное, что принесло мавзолею всемирную известность - в оформлении стен мавзолея использовано более 60 видов терракотовых плиток различной формы и орнамента.
Рядом с мавзолеем Айша-Биби стоит другой замечательный памятник архитектуры средневекового Казахстана - мавзолей няни и наставницы Айши - Бабаджи-Хатун.
Далее дорога лежит через череду мелких и крупных поселков, которые прижались с двух сторон к трассе. Для постороннего они сливаются в один протяженный населенный пункт - так неявны границы между одним аулом и следующим за ним. Едешь как бы по одной очень длинной сельской улице.

Туркестан
Через три часа пути после Шымкента путник попадет в одну из колыбелей Востока - древние города Отрар и Туркестан, куда стремятся паломники и туристы со всего мира, чтобы увидеть непревзойденный шедевр средневековой архитектуры - мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави, великого философа, просветителя и теолога-суфиста XII века.
Об Ахмеде Яссави ходит множество легенд и преданий, утверждающих, что его род произошел от дочери пророка Мухаммеда, мусульманской Богородицы, основоположницы всех потомков пророка. Родители Ахмеда - Ибрагим-ата и Карачан-ана - были чистокровными тюрками из города Испиджаба и занимались земледелием. Ребенка отдали в ученики к наставнику суфиев. Мальчик прошел полный курс суфия и получил от шейха Ходжи Юсуфа аль Хамадани герщад - право самому поучать пути познания истины - тарикату. Примером личной жизни и простым доступным языком призывал Ходжа Ахмед Яссави людей следовать добру, нестяжательности, смирению и послушанию.
Ахмед Яссави остался в памяти народной не только как выдающийся проповедник, но и как замечательный народный поэт. Его стихи вошли в мировую сокровищницу поэзии и до сих пор почитаемы. Его слава не померкла и после смерти. К его могиле стекались тысячи паломников. Мавзолей воздвигнут спустя 233 года после его смерти по приказу Тимура. Могила Ахмеда Яссави давно уже служила местом паломничества, и ее трехкратное посещение приравнивалось к хаджу в Мекку. Тимур сам определил основные размеры здания, в частности, диаметр большого купола должен был равняться 30 гязам (гяз - равна 60,6 см). В указе Тимура содержались рекомендации относительно декоративных деталей здания и его внутреннего убранства. В 1405 году Тимур умер, и работы приостановились. Незаконченными остались портальная часть и отделка интерьеров некоторых помещений здания. Спустя более двух веков за продолжение строительства взялся Аблай хан. Но также не успел его завершить.
Мавзолей и весь комплекс сооружений вокруг образуют мусульманский монастырь - ханаку. Ханака Ахмеда Яссави сыграла значительную роль в формировании туркестанского некрополя, сложившегося на месте раннесредневекового кладбища, представленного несколькими надмогильными постройками и мавзолеями с традиционной ориентацией их входов на юго-запад - в направлении в сторону Мекки. Здесь находится самое значительное захоронение казахских ханов. В конце XV в. в Туркестане был сооружен мавзолей Рабиги Султан Бегим - дочери знаменитого тимурида Улугбека, жены хана Абулхаира. Позже возле ханаки Ахмеда Яссави сооружались мавзолеи Есим хана, Аблай хана, Джангир хана. Незначительная часть захоронений сделана в самой ханаке, однако уже в более позднее время. По мусульманским верованиям погребение около могилы святого сулит покровительство последнего в загробном мире, и желающих быть похороненными поближе к мавзолею было очень много.

Степной кобыз
За Кызылордой, в сторону Аральска дорога ведет мимо еще одного любопытного места. Примерно через два часа пути среди относительно ровной степной шири слева от шоссе растет возвышенность, увенчанная не совсем понятными сооружениями, напоминающими необычный город. Это легендарный мемориальный комплекс Коркыт Ата. Если посмотреть на комплекс с достаточной высоты, можно увидеть немыслимых размеров кобыз - комплекс, построенный в 1988 году в память о почитаемом мусульманском святом Коркыте, которому Аллах предписал создать кобыз и принести его людям!
Коркыт проживал на берегах Сырдарьи. В предании говорится о необычном рождении Коркыта. Будучи беременной Коркытом, его мать пристрастилась к мясу кулана. У нее были ежегодные родовые схватки, она носила Коркыта в своем чреве три года и девять дней. Родовые схватки матери Коркыта сопровождались сильным небесным громом, грозой и ураганом. Стоял туман, люди были в панике. Родившись, Коркыт сразу заговорил. Это было еще в домусульманские времена. Тогда предки казахов исповедовали дикую религию - шаманизм. Они, например, приносили в жертву своих близких родственников: детей, сестер и братьев, родителей, жен. Считается, что когда Коркыт занес кинжал над горлом своего сына, чтобы продемонстрировать свою любовь к Аллаху, тот преподнес ему барашка. И Коркыту открылось, что отныне в жертву следует приносить лишь животных. Коркыт стал проповедником. Много позже ему явился старец, который указал ему дерево и поручил вырезать нечто, натянуть струны и играть музыку. Народ считает Коркыта создателем кобыза и кюев. С помощью созданного им кобыза Коркыт отгонял смерть. Люди уважают и ценят Коркыта как певца вечной жизни, главного баксы (знахаря) и как великого музыканта.
Это место считается центром Земли, и на расстоянии двух километров от него находится могила Коркыта. Здесь же сооружен памятник-инструмент “Поющие трубы”. Он представляет из себя четыре кобыза, которые смотрят в четыре стороны света. Между ними расположен набор трубок, на которых играет свою замысловатую музыку ветер. И “пирамида желаний”, которую следует обойти трижды, а затем, войдя внутрь пирамиды, коленопреклоненно попросить у неба исполнения желаний. Вероисповедание и число желаний значения не имеют. Главное, чтобы желание было искренним, благородным. И тогда, если верить в его исполнение, оно непременно сбудется!
Теперь, оглядываясь на пройденные дороги, не оставляет мысль, что Казахстан - то место, о котором многие слышали, но сложили совершенно неправильное представление. Об этом говорили не только немцы и россияне, которые участвовали в пробеге, но и коренные казахстанцы, которые впервые побывали в этих местах.
Казахстан может быть привлекателен для туристов не только своей горной местностью. И степные области могут быть интересны! Зависит лишь от того, как это подать.
Казахстанские просторы - идеальное место для проведения масштабных авторалли. Экстрима хватит. Хватит и трудных трасс, и горных перевалов, и равнинных дорог. Причем пролегают они там, где минимален риск, что в зону проведения соревнований попадут посторонние.
Проведение международных соревнований на автомобилях могло бы стать интересным полем деятельности для различных инвесторов, автомобилестроителей, туроператоров. Тот же умирающий Аральск мог бы стать своего рода опорной точкой между этапами. Для туристов можно было бы предложить интересные программы. Многие из них были бы уникальными. Например, по дну ушедшего моря. Или в первую земную космическую гавань, ведь до космодрома - рукой подать!
И пусть не смущает то, что вокруг - пустыни и степи. Тот же Лас-Вегас был создан в калифорнийской пустыне и стал тем, чем стал - благодаря грамотной маркетинговой политике.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск



HotLog

CountZero