Тема  

Cланцы на воде
Сокровенное желание любого человека, обливающегося потом под жгучим солнцем, - нырнуть поглубже в воду и как можно дольше в ней оставаться. Река, пруд, озеро, море, океан - самый востребованный летом синонимический ряд. И не только в отпуске и на выходных, но и прямо среди рабочего дня, благо есть возможность заменить очередь в столовке в обеденный перерыв на полчаса блаженства в подсиненной воде южностоличных аквапарков. Но куда податься тем, у кого нет банальной “штуки” на билет? Память услужливо подсказывает: Капчагай, Сайран, Первомайские озера... Ну а это название буквально всплыло из глубин детсадовского возраста - Аэропортовское озеро. Правда, у всех этих водоемов несколько подмоченная репутация. Лучше один раз увидеть, решили мы, и отправились по местам водной славы Алматы и окрестностей, чтобы составить собственный рейтинг водоемов

Не ходите детки
к озеру гулять

Почти деревенский пейзаж: поросшие травой и кустарником берега, деревья, заглядевшиеся в воду, грустная корова у воды, мальчишки с удочками. Это Аэропортовское озеро. Называют его озером больше по привычке. На самом деле в кисельных берегах грязная лужа. Яркий пример разрушающего влияния человека. Повсюду по берегам следы его жизнедеятельности: пластиковые бутылки (стеклянные, очевидно, прибрали обитающие тут бичи), мусор, и главное - запах, который ни с чем не спутаешь. Сразу вспомнилось: хорошо в краю родном, пахнет сеном и г... Вся водная поверхность просто источает специфическое амбрэ. В такую воду полезешь только от отчаяния.
Вот и старожил этих мест Михаил Иванович подтвердил нам: “Я тут только загораю, чтобы купаться - ни-ни. А когда-то, лет тридцать назад, тут места свободного не было, чуть ли не вся Алма-Ата сюда съезжалась в жаркие дни. Это озеро образует Малая Алматинка, так что сюда вся грязь во-о-н откуда стекает: и отбросы, и фекалии, и даже кошки дохлые попадаются...”.
Как ни странно, в этом “бульоне” рыба водится - белый амур, толстолобик, сазан. “И что, народ не травится?” - интересуемся мы у Михаила Ивановича. “Едят...”, - пожимает плечами.
В общем, рейтинг у этого водоема - ниже канализации, зато дорога к озеру - неплохая, вся чернеет заплатами недавнего ямочного ремонта.

Частный Первомай
А путь к Первомайским прудам был нелегок: километровые пробки несколько остудили наше желание добраться до воды, к тому же сейчас дорога вдоль берега ремонтируется, и щебенка из-под наших и чужих колес летала, как рой разъяренных пчел.
Про эти озера ходят слухи, что их выкупил какой-то частник, очистил берега от грязи и мусора и собирается устроить водный Диснейленд. Верится с трудом. Но вдруг среди деревьев сверкнуло нечто голубое, цвета Иссык-Куля. Неужели Первомайские пережили столь разительные метаморфозы? Вот что капитал животворящий делает!
Со стороны дороги водоем вместе с поросшей деревьями прибрежной полосой огорожен тонкой проволокой, что подтверждает его частный статус. Это да еще щиток с тарифами: 200 тенге с автомобиля, 400 - с автобуса.
Вблизи оказалось, что воде, конечно, далеко до иссык-кульской, тем не менее она стала гораздо чище. Если бы не водоросли, покрывающие дно озера и образующие островки на поверхности, то была бы совсем хороша. Купающихся немного, но это и понятно - вторник. Но главное, все побережье очищено от мусора, да и чистый воздух, напоенный ароматом разогретой на солнце травы, отличает это озеро от Аэропортовского. Впечатление портит отсутствие какой-либо инфраструктуры, которая обычный водоем превращает в место отдыха. Ни раздевалок, ни лежаков, ни даже скамеек мы здесь не встретили. Единственным искусственным сооружением оказался сколоченный из некрашеных досок туалет, типа сортир. Потом во дворе дирекции мы увидели больше десятка таких сооружений малой архитектурной формы. Зато мы насчитали три общепитовских точки, готовых накормить отдыхающих.
Как выяснилось, озеро действительно выкуплено частной компанией - ТОО “ГЛАВ и К”. Исполнительный директор Павел Климов рассказал, что начали с очистки территории и обрезки деревьев: “Здесь было все завалено мусором: шутка ли, берега не очищались 10-15 лет. И сейчас ежедневно грузовики делают несколько рейсов, чтобы вывезти мусор. Мы пробовали косить водоросли, но это малоэффективный способ. Думали запустить рыбу - белого амура, которого в народе называют водной коровой: он питается водорослями, - однако опасаемся, что хищный судак, живущий в озере, съест мальков, и пользы от этого тоже не будет. Со временем установим скамейки, раздевалки, уже закупили 10 контейнеров для сбора мусора, завезем песок. В общем, надеемся вернуть алматинцев на Первомайские озера. Хотелось бы, чтобы и сами отдыхающие вели себя более цивилизованно. А то ведь у нас привыкли отправлять свои нужды прямо в воде или на берегу”.
Рейтинг по 6-балльной шкале:
вода - 4 балла;
песок - 0;
инфраструктура
и сервис - 0;
дорога - 4 балла;
санитарно-эпидемиологическое состояние - неизвестно.

Сайран, мифы
и реальность

Казалось бы, Сайран находится прямо в жилом районе. Кто-то может любоваться им из окна, а вот добраться до него из центра города не так просто. Три дороги, ведущие к нему, проспекты Абая, Толе би и Райымбека, перегружены транспортом.
Когда-то мои одноклассники, жители микрорайонов, лето проводили, загорая и купаясь в Сайране. Сегодня, думаю, мало кто из них отпустит сюда своих детей. Начальник спасательной станции “Сайран” Дмитрий Юшков нас встретил вопросом: “Что, опять холеру нашли?” К сожалению, санитарные врачи нам отказались рассказать, кто живет в сайранской воде, но, судя по тому, что щитов, запрещающих купаться в водоеме, мы не видели, до холеры дело пока не дошло. Таких явных признаков загрязнения, как на Аэропортовском озере нет, во всяком случае, дурной запах отсутствует. Воздух, конечно, не озон - близость к автовокзалу и столь оживленной трассе, как Толе би, дает мощную примесь выхлопных газов. Да и мусора - старых газет, бумаги, пластиковых бутылок и пакетов, консервных банок - хватает. Вода странного цвета, как будто в нее вылили несколько цистерн молока. Грязь сюда стекается с верховьев Большой Алматинки.
“Никогда бы не полезла в такую воду”, - говорю я спасателю Диме. “Я тоже. Только по необходимости”, - серьезно отвечает он. А необходимость, очевидно, возникает часто. С начала купального сезона в Сайране уже погибли шесть человек. “Четыре криминала, - поясняет Дмитрий, - людей убили и выбросили в воду. И двое ребятишек - 9 и 11 лет - утонули”.
В будний день отдыхающих немного, да и те предпочитают поваляться на травке или позагорать у воды. Возятся в воде в основном дети, как ни грустно, не все под присмотром родителей. А в выходные дни, по словам Димы, народу полно. Подходим к мужчине, который, отфыркиваясь, выходит из воды. Спрашиваем у него, не боится ли он подхватить какую-нибудь гадость. “Это все журналисты раздувают: в Сайране то нашли, это нашли... Чего мне бояться, никогда не слышал, чтобы кто-то здесь заболел”, - отмахивается он от нас.
Если бы не вода и грязь вокруг, Сайран имел бы все шансы стать отличным местом отдыха для изнывающих от жары алматинцев: песчаные пляжи, грибки, скамейки, кафе и рестораны недалеко от озера, выше пляжа - густая тень от деревьев. Городские власти пытались сделать из Сайрана что-то стоящее, но попытка не удалась: то ли денег не хватило, то ли помешал наш менталитет, согласно которому все, что в доме не пригодится, следует отправлять прямо в воду.
Итак, вода - 0;
песок - 2 балла;
инфраструктура
и сервис - 2 балла;
дорога - 1 балл;
санитарно-эпидемиологическое состояние - неизвестно.

Деньги на воде
Судя по ценам, Капчагайское водохранилище приравнено к Персидскому заливу и Средиземному морю. В Дубае я жила в не самой паршивой гостинице и платила 40 долларов в сутки. За эти деньги мне предоставили отличный одноместный номер с кроватью на троих, с кондиционером, ванной и телевизором. Кроме того, кормили завтраком и обедом.
В некоторых из наших так называемых элитных зон на Капчагае 40 долларов в сутки за двухместный номер - это стартовая цена. Говорят, в некоторых пансионатах номера за 100 баксов уходят влет. Как-то мы отдыхали в одной из зон, престиж которой определялся словами “президентский уровень”. Сначала двухместный номер нам предложили за 10 тысяч тенге, после долгих торгов согласились скостить эту цену вдвое. И что мы за эти деньги имели? Лучше сказать, чего не имели: кондиционера, обещанной горячей воды не дали даже на час за два дня, не кормили - за отдельную плату (и какую!) можно было разжиться шашлыком сомнительного происхождения и водкой, не было самых обычных лекарств, а когда мы спросили, где тут медпункт, на нас посмотрели, как на сумасшедших. Зато мы были вознаграждены отличным пляжем и чистой водой. Опять же за отдельную плату предлагали зонтики и шезлонги. И даже спасатели внешностью не уступали киношным коллегам из Малибу.
Это совершенно типичная ситуация для Капчагая: элитные пансионаты (в основном новые) необоснованно задирают цены за весьма умеренный сервис, а на старых зонах, где цены ниже, чистота пляжей и воды не внушают доверия. Хотя заместитель начальника СЭС Алматинской области Айгуль Жунусова успокоила нас: “В Капчагае можно спокойно купаться: лабораторные исследования, которые регулярно проводятся, показывают, что вода нормальная. Во всяком случае, по данным за июнь”.
Значит обстановку за июль мы узнаем в августе.
Вода - от 2 до 5 баллов;
песок - 3 балла;
инфраструктура -
3 балла;
сервис - 1 балл.
дорога - 4 балла.

Пытались отдохнуть
Светлана Грибанова
и Павел Михеев (фото)
Вернуться назадОбсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск



HotLog

CountZero