Культура 

Единство в многообразии

Алиса Фес

“Метафизика ислама: интеллектуальная художественная палитра” - под таким названием состоялся научно-практический семинар, организованный “Центром по изучению наследия Абу Насра аль-Фараби” (КазНУ имени аль-Фараби). Выступления ведущих докладчиков - А.Касымжановой, Б.Нуржанова, Б.Ибраева - послужили основой для свободного, многостороннего диалога, в котором приняли участие философы, историки, архитекторы и художники

Желание понять друг друга в таких масштабных вопросах, как значение религии, духовности, искусства, объединил представителей научной и художественной интеллигенции. Основная тема семинара была посвящена значению Корана и хадисов для становления философии и искусства ислама. Но наряду с выделением философских принципов художественной культуры классического ислама, речь шла и вокруг проблем современного искусства, прежде всего - изобразительного искусства.
Проведение такого мероприятия имело, по словам директора центра, доктора философских наук, профессора Анель Касымжановой, несколько причин. Среди них: тревога за уровень общей культуры современного общества, в котором высокая культура уступает место массовой. При этом шедевры мирового искусства - в том числе и шедевры ислама - оказываются за рамками среднестатистического информационного поля. Обеспокоенность ситуацией, вызванной международными событиями, в результате которых ставятся под сомнение интеллектуальные, эстетические и художественные достижения исламской цивилизации. А также стремление глубокого осмысления философии Абу Насра аль-Фараби, определившего развитие всей арабо-мусульманской философии и культуры.

В своем выступлении “Метафизика и искусство ислама сквозь призму философии аль-Фараби” она говорила о взаимодействии идей мыслителя с практикой искусства. Геометризм форм в искусстве ислама и принципы математики в познании, о которых говорил Абу Наср, пересекаются. Это же относится к проблеме взаимодействия эстетического и этического у аль-Фараби. Заведующий кафедрой истории философии и культурологии философского факультета КазНУ, доктор философских наук, профессор Б. Нуржанов, освещая тему “Ислам и изобразительное искусство”, поставил вопрос о связях философских и художественных постулатов ислама с доисламскими традициями. Проблемы взаимодействия письма и изображения были прослежены им на примерах разных культур. Академик Международной академии архитектуры восточных стран, заслуженный архитектор Казахстана Бекболат Ибраев выделил такую важную проблему, как “Ислам и развитие национальной культуры”, повлекшую за собой ряд вопросов, связанных с предложенными им понятиями “этнического мозга” и “казахстанского этноса”. Право на жизнь имеют, подчеркнул докладчик, действительно оригинальные культуры.
Ирк Молдабеков, художник-мультипликатор и культуролог, особо выделил тот момент из сунны Пророка, который показывает, что речь шла не о запрете изображения как такового, но о предостережении от идолопоклонства. Армат Бектасов, работающий как в области практики, так и теории, обосновал свою концепцию развития искусства, как “Эстетику простых форм”. Абдукарим Исса, автор больших живописных циклов “Тигровой каллиграфии”, выразил уверенность, что искусство Средней Азии, испытавшей воздействие исламской культуры, способно дать толчок к новому витку изобразительного искусства в мировом масштабе. Старший научный сотрудник Центра, доцент Л.Р. Нургалиева поделилась своими планами, связанными с изучением творчества аль-Фараби в Турции, чья культура неразрывно связана с важнейшими страницами исламской цивилизации.
Дизайнер Зауреш Маданова и художник Газиз Ешкенов расставили необходимые акценты в организации интерьера семинара. Великолепные виды Мекки и памятников иранской архитектуры, композиция изразцов, передающая своеобразие убранства казахстанских мечетей, арабская лютневая музыка - создавали особую ауру, символизирующую исламский принцип единства в многообразии. В контекст обсуждаемых на семинаре вопросов органично вписались оригинальные видеоматериалы по искусству классического ислама в Египте и картины современных художников Абдукарима Исса и Армата Бектасова.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск