Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Политические парии Вячеслав Щекунских Накануне выборов активизировались не только политпартии, но и организации, которые тесно связаны с политикой, - политологические, социологические, консалтинговые. Так, на этой неделе были проведены сразу два “круглых стола”, посвященных политическим процессам - о перспективах демократизации в стране и о прозрачности деятельности партий И хотя идеологически партии разделились на провластные и оппозицию, в принципе диалог оказался возможен. В частности, лидер народной партии “Демократический выбор Казахстана” Асылбек Кожахметов рассказал, что авторитет партий в массовом политическом сознании крайне низок - их функции взяли на себя другие силы - родоплеменные, финансово-промышленные и т. д. Понятно, что партийцам хочется не только большей значимости, влияния но и денег. Значит, есть смысл объединяться ради общей идеи. Возможно, сейчас действительно настал момент, когда при устоявшемся капитализме государство уже может выпустить из рук часть власти - именно это называют демократизацией. Кстати, Асылбек Кожахметов, процитировав кого-то, сказал, что демократия - это обмен мнениями. По мнению директора Международного института современной политики Ерлана Карина, 2004 год имеет шанс определить весь будущий вектор политической модернизации общества. В настоящий момент в Казахстане поле партийной политики оторвано от поля реальной политики. Пропрезидентские партии рассматриваются как пассивные структуры, все значение которых сведено к дружной поддержке действий правительственных структур. Оппозиция в силу отсутствия реальных рычагов воздействия на процесс принятия политических решений вынуждена действовать в рамках “дискуссионного клуба”. Необходимо радикально менять это представление. Политические партии должны выступать в качестве генераторов идей для правительства. В этом заключается их основная миссия. Они должны направлять государственные структуры, указывать существующие и назревающие болевые точки. Пока же необходимо признать, что политические партии не демонстрируют обществу необходимого уровня содержательности. Сегодня не существует препятствий законодательного характера, которые бы ограничивали инициативность партий. Но существует запрет на более высоком уровне - власть сразу отметает партийные инициативы, не создает возможностей для их реализации. Переориентация ответственности на партии существенным образом будет способствовать увеличению качества принимаемых решений. Анонимные чиновники изначально не несут ответственности за последствия реализации своих предложений. Между тем партийная аффилированность не дает покоя политологам - они хотят знать, как формируется бюджет политпартий. Опыт Германии, где финансирование партий частично государственное, конечно, нам пока не по карману, да и не имеет смысла, раз существуют люди, желающие платить политикам. Однако при меньшей аффилированности, возможно, партии были бы более объективны и привержены общественным проблемам. Финансовый ресурс у девяти официально зарегистрированных политических партий совершенно различен. В первую очередь водораздел проходит между партиями власти и оппозиционными политическими силами. По анализу журналиста Владислава Юрицына, одной из самых бедных является Коммунистическая партия (в плане соотношения средств в партийной кассе и количества зарегистрированных членов - 56 тыс. человек). Финансовые ресурсы, которыми располагают коммунисты, очень незначительны (главным образом членские взносы самих партийцев и некоторых предпринимателей, симпатизирующих лидерам казахстанских коммунистов). Партия патриотов Казахстана поддерживается определенными предпринимательскими кругами, в обмен на политическую поддержку. “Ак жол”, оставаясь прежде всего выразителем интересов национальной буржуазии, обладает наибольшими финансовыми возможностями. Однако у нее сравнительно слабый партийный менеджмент, что не позволяет эффективно использовать имеющиеся средства. Это хорошо видно при сравнении с Демократическим выбором Казахстана (ДВК), пытающемся пройти процедуры партийной регистрации. У ДВК финансовые возможности гораздо меньше, зато гораздо выше политический КПД на каждый вложенный тенге. Блок партий власти (“Отан”, “Асар”, Гражданская и Аграрная партии) финансированием никак не обделен, в первую очередь благодаря пресловутому административному ресурсу. Гражданская партия финансируется в основном из фондов горнодобывающих и металлургических компаний, поскольку обеспечивает политическую поддержку их интересов. “Отан” - это партия бюрократии, в первую очередь областных акимов. Поскольку в Казахстане власть и деньги обычно прямо коррелируют, то и финансовый ресурс сопоставим с административным. Скорее всего, без административного ресурса не сможет выжить и партия “Руханият”. Она представляет собой своего рода вспомогательную партию власти. Экономическое проявление административного ресурса может быть самым разнообразным. От принуждения предпринимателей жертвовать деньги в кассы партий власти до оказания бесплатных услуг в партийных интересах - обеспечение транспортом, помещениями, продовольствием, оказанием информационной поддержки, выполнением полиграфических заказов и т.п.
|