5 марта 2004
№ 09 (301)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Люди 

Сильная и ранимая

Галина Галкина

Основные партии в репертуаре Сары Ищановой - Любаша в “Царской невесте”, Амнерис в “Аиде”, Кармен в одноименной опере, графиня в “Пиковой даме”, Ольга в “Евгении Онегине”

- Какая из героинь наиболее близка вам?
- Каждый из образов питает мой внутренний мир. Все героини родные мне. Но моему характеру, внутреннему образу и темпераменту ближе Амнерис. Это человек огромного потенциала, яркого проявления. Сильная женщина, царица, в сцене судилища, когда она остается одна, чувствует себя совершенно уничтоженной, одинокой. Едва справляется со своей болью отвергнутой женщины, открывая душу ранимого человека, свое сердце, полное нежности. Она говорит своему возлюбленному о том, что готова отдать ему все: “Мне не нужны ни трон, ни власть! Всю себя без остатка отдала бы я тебе”. Амнерис охвачена отчаянием, что никогда она не станет такой, какой была раньше - любимой и счастливой. Спела Амнерис 7 раз и, думаю, не исчерпала всего, что заложено в этот удивительный образ.

Досье “НП”
Сара Ищанова - солистка ГАТОБ имени Абая, дипломантка Международного конкурса вокалистов имени Глинки.
Вокальные данные проявились в детстве. Поступила в оперную студию, класс Бибигуль Тулегеновой, при Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая. В 1981 году получила приглашение в музыкальное училище при консерватории в Москве. После окончания училища поступила в Государственную консерваторию имени Чайковского в класс народной артистки СССР профессора Ирины Константиновны Архиповой. С 1991 года - оперная певица в Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая

- Вы не впервые обращаетесь к романсу, чем привлекателен для вас этот жанр?
- Таковы особенности романса: камерная музыка требует большого исполнительского опыта. Романс - это музыкальное кружево, ручная работа. Узор, сплетенный из тонких нитей, которые боишься оборвать. Когда исполняю романс, то думаю об этих кружевных узорах. Два года назад я впервые решила попробовать себя на этом поприще. Петь романсы сложнее, чем оперные партии. Требуется мастерство, чтобы раскрыть замысел авторов романса. Если я сумела донести до слушателей всю глубину чувств, всю красоту произведений, то могу считать, что достойно подошла к столь сложному и интересному музыкальному жанру
Ирина Константиновна Архипова удерживала Сару Ищанову, когда она в творческом нетерпении стремилась как можно скорее обратиться к романсу: “Не спеши, камерная музыка - это то, к чему нужно прийти, созреть. Романс - это высший пилотаж для вокалиста”. Ирина Константиновна Архипова выбрала Сару среди множества студенток-вокалисток консерватории, отметив особую выразительность голоса и яркую артистическую внешность. И потом, став ее наставницей, щедро делилась секретами и тайнами мастерства.
- Я почувствовала, что, наконец, готова подарить слушателям свой романс. Именно свой, пропущенный через сердце и душу, романс.
Концерт Сары Ищановой “Вечер русского романса” из двух отделений длился почти полтора часа. Слушатели наслаждались всем великолепием известных старинных романсов и золотого фонда романсов русских композиторов: Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Мусоргского и других.
Звучали редко исполняемые “Отцвели хризантемы”, “Я помню вальса звук прелестный”, “Калитка”, “Темно-вишневая шаль”, “Ночь светла”, “Только раз”, “Нет, только тот, кто знал...”, “Ночь печальна”, “Песня цыганки”, “Я жду тебя”, “Молчанье ночи тайной” и многие другие.
- Очень люблю романсы Рахманинова. Они требуют особой тонкости и бережности. И я старалась не ранить то произведение, которое создал композитор. Со временем буду пополнять свой репертуар романсов - интересно было бы спеть романсы Де Фальи, Дебюсси.
“С ума схожу иль восхожу к высокой степени безумства”... Примерно такие чувства испытывали слушатели, погружаясь в мир романса, созданный в этот вечер Сарой Ищановой. На концерт русского романса пришли истинные ценители этого жанра, в зале были поклонники, не пропускающие ни одного выступления Сары Ищановой. Прекрасный голос звучал в зале, когда ни шорох, ни шепот, ни, кажется, само дыхание зрителей не вмешивались в пение актрисы, не нарушали тишины пауз.
- Это были очень благодарные зрители. Я чувствовала обоюдную связь с ними, тепло и понимание. На самом деле мне очень важно, что в зале находилась посвященная, я бы сказала, изысканная публика, которая искушена в музыке. Во многом именно для них я работаю.
Сара Ищанова открыла еще в концертах Ирины Архиповой живое звучание голоса, когда певица поет “неформально”, а именно с душой и сердцем, донося биение сердца и души до зрителя. К этому стремилась всегда и в своих выступлениях.
- У вас есть свои ученики?
- Нет, думаю, что мне еще рано заниматься этим видом деятельности. Мне еще нужно найти себя, открыть свой творческий потенциал. Я еще в пути. Мне есть что сказать ученикам, но преподавание отвлекло бы меня от творчества. Но когда-нибудь, конечно, я найду себе учеников и буду отдавать им свои знания.
- Как складывается ваш день, когда вечером вы поете в театре?
- Утром я обязательно должна хорошо распеться. Люблю распеваться именно дома, где ничто не отвлекает. Отключаю телефон. Ни с кем не разговариваю, не растрачивая себя, не отвлекаясь ни на что, иначе в суете можно растерять половину того, что ты должен вынести слушателям в момент выступления. Просматриваю свои партии, обдумываю, нахожу нюансы, интонации к образу. Обязательно иду подготовленной, так как считаю халтурой, когда артист на бегу готовится к роли. Создаю себе определенный настрой с первых минут пробуждения. Я не принадлежу себе, когда готовлюсь к исполнению. Артист принадлежит своим зрителям. Всегда помню об этом и тщательно готовлюсь к выступлению. И прихожу за два часа до начала спектакля.
- Если вы плохо чувствуете себя, отменяете спектакль?
- Никогда. Зритель не виноват, что тебе плохо. Но даже если ты нездоров, на сцене все хвори исчезают. Даже высокая температура пропадает. На сцене я выздоравливаю. Профессионализм артиста предполагает способность к самолечению.
- Были в начале карьеры сомнения в избранном пути?
- Если ты пошел по этому пути, обратной дороги нет. Если ты ошибся - горе тебе и грош цена. Но труд, творческая страсть всегда все преодолевают. Неси свою профессию достойно и высоко. Не представляю себя ни кем иным. Раз Бог дал певческий дар, значит, нужно его развивать. И нести людям радость.
- Самые памятные гастроли?
- Фестиваль в Аспендосе, под Антальей в Турции. В 2002 году ГАТОБ вывез большую оперу. Там я пела Кармен. О такой аудитории - 14 тысяч зрителей - можно только мечтать. Нас принимали потрясающе!
- В семье у вас кто-нибудь пел?
- Мы жили без отца. Мама работала пекарем. Когда у меня обнаружили голос, мама, неграмотная женщина, поддержала меня, она сказала: “Сара, не буду тебе мешать. Учись, доченька, ты будешь певицей”. И помогала всю жизнь. Она дала мне возможность реализовать мою детскую мечту. Мне повезло: не каждый родитель может понять своего ребенка.
- Как сегодня близкие относятся к тому, что вы - женщина, которая поет?
- Мой муж далек от музыки, он электрик. Но с глубоким пониманием относится к моей профессии. Это мой первый и самый внимательный слушатель. Бережет меня, старается браться за все бытовые дела. Я очень благодарна ему. Такого друга иметь в жизни - огромное счастье. Тем более для певицы. Если у нас непогода в доме - это не выносится на сцену. Певцы - народ ранимый.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп