Конец блошиным рынкам Когда-то вещевые рынки, известные в народе как барахолки, соответствовали своему названию: на них действительно продавали барахло. Правда, здесь можно было купить и дефицитные товары. Старшее поколение, наверное, помнит, что в советское время именно на барахолках можно было разжиться импортным эксклюзивом. Но работали вещевые рынки строго в определенные дни, то есть исключительно по субботам и воскресеньям. Наступили новые времена, и почти вся торговля из магазинов переместилась на базары и в “комки”. Это была настоящая эпоха дикого рынка в самом прямом смысле этого слова, без перерывов и выходных. Люди, в большинстве своем лишившиеся постоянной работы, нашли для себя нишу: стали торговать китайским ширпотребом. В принципе, правительство закрывало на это глаза: безработные имеют возможность “заколотить” на кусок хлеба, не бастуют - и ладно. Когда стало понятно, что пора переходить к цивилизованной торговле, первыми в борьбе с городскими властями пали коммерческие ларьки и киоски. Зато стали расширяться торговые сети, открываться бутики. Растут доходы населения, и теперь люди могут выбирать, где им отовариваться: на неустроенных рынках или в магазинах. Но основная масса населения по-прежнему предпочитает рынки - здесь товары дешевле. Еще бы! Ведь владельцы контейнеров не платят налогов, не делают отчислений в пенсионные фонды за продавцов, которые на них работают. Получается, что, голосуя своим тенге за барахолки, мы тем самым лишаем бюджет очень больших средств. Против вещевых рынков существует лишь одно средство - стационарные магазины и торговые центры. Может быть, пока мы не готовы полностью отказаться от барахолок: уж очень различны уровни доходов казахстанцев, но стремиться к этому необходимо.
Все то, о чем мы так долго мечтали
Аркадий Теплухин За последние годы в Алматы и Астане появилось несколько современных магазинов - от ставших привычными супермаркетов до торговых центров, где можно купить почти все. Началась эра цивилизованной розничной торговли. Однако на рынке ритейла у наших покупателей еще слишком ограниченный выбор магазинов и слишком мало громких имен. Восполнять этот пробел придется нарождающимся казахстанским сетям и наращивающим свое присутствие в Казахстане иностранцам.
|
Из западных розничных компаний на казахстанском рынке пока прочно закрепилась только розничная сеть “Рамстор”, которую компания “Рамэнка” строит на территории СНГ. Многим казахстанцам она известна по двум торговым центрам в Алматы и одному в Астане. Стали открываться и отечественные супермаркеты и торговые центры, ориентированные на цивилизованную торговлю. В обеих столицах хорошо зарекомендовала себя сеть магазинов “Ардагер”, где с успехом были использованы новые маркетинговые ходы, например, более низкие цены для пенсионеров. Самая серьезная проблема при выходе на рынок - своеобразный менталитет местного населения. На Западе есть много хороших идей, которые в наших магазинах не работают, их необходимо адаптировать к нашим условиям. Люди воспринимают магазин эмоционально. Поэтому очень важно подключить эмоции покупателей, что сейчас и делают практически все крупные игроки розничной торговли. И нужно учесть тот факт, что развитие казахстанского рынка сегодня проходит те этапы, которые Европа уже очень давно миновала. Рынок будет расти еще не один десяток лет. А это приведет к тому, что произойдет консолидация розничной сети продаж, которая по определению будет современной. Открытие каждого нового магазина, несмотря на наличие отработанных технологий и стандартов, всегда трудно. По мере ужесточения конкуренции трудности будут увеличиваться. От того, как зарекомендует себя магазин в первые дни работы, зависит, пойдут ли в него платежеспособные покупатели. Для тех, кто именно сейчас открывает свой торговый центр, имеет огромное значение ценовая и ассортиментная стратегия. Затем необходимо сформировать команду. Эта на первый взгляд простая задача усложняется отсутствием на рынке квалифицированных кадров, тем более что маркетологи уверены: продавцом нужно родиться. И затем будет происходить главный процесс - раскрутка места. Огромна роль самого открытия. Надо удивить и порадовать жителей города, чтобы они поменяли привычный магазин на новый. Для каждого района бывают свои “фишки”. Это достаточно трудная задача, которой почему-то выделяется мало времени и маркетинговой квалификации. Ведь цель открытия нового магазина - привлечь реальных покупателей. Раньше прибегнуть к услугам цивилизованной торговли, мечтать о покупке нового холодильника или пары новых джинсов могли лишь граждане, чьи доходы прямо или косвенно определялись ценами на экспортируемое сырье. Сегодня такие желания может позволить себе примерно половина казахстанцев. Особенно тех, кто живет в городах - рекордсменах по открытию новых торговых центров и магазинов. Единственная существенная проблема для наших граждан - цены на товары во всех этих магазинах и центрах. Здесь появляется вопрос - где купить? То ли приобщиться к цивилизации, то ли закрыть глаза и пуститься по лабиринтам барахолок и рынков? Этот вопрос не будет решен до тех пор, пока магазины и ТЦ не будут работать в более низкой ценовой нише. А для того чтобы сделать это эффективно, надо работать с более низкими издержками. В этом и заключается одно из важнейших требований казахстанского рынка к его игрокам.
“Эксперт Консалт”Райская торговля Настанет день, когда барахолки и блошиные рынки, неустроенные, грязные и далеко не безопасные, уйдут в прошлое. Еще одним шагом на пути алматинцев к цивилизованной торговле становятся торговые центры, открывающиеся в последнее время в районе вещевых рынков. Принципы торговли в них ничем не отличаются от принятых в лучших супермаркетах и бутиках южной столицы.
|
В настоящее время на Алматы приходится 45 процентов всего товарооборота Казахстана, а доля рынков составляет 70 процентов. Годовой оборот 19 вещевых рынков приближается к 140 миллиардам тенге. Казалось бы, городские власти, ратующие за развитие цивилизованной торговли, могли бы волевым усилием закрыть все барахолки и стихийные рынки и загнать “челноков” за прилавки магазинов. Однако было принято мудрое, на наш взгляд, решение: на примере новых торговых центров показать все преимущества торговли по международным стандартам. Что оценит любой покупатель в первую же минуту пребывания в торговых залах под крышей? Здесь сухо, чисто, зимой - тепло, летом - прохладно. Это вам не по неустроенным базарам толкаться, где от дождя и снега защищает ненадежная полиэтиленовая пленка, где примеряешь приглянувшуюся вещь в антисанитарных условиях, буквально у всех на глазах, а главное, наши сумочки и карманы не застрахованы от ловких рук карманников. Впрочем, что об этом говорить: и покупатели, и продавцы прекрасно это понимают. Однако долгое время существовало стойкое предубеждение против торговых центров, поскольку считалось, что из-за высокой арендной платы здесь и цены будут выше, чем на рынках. Но эти опасения оказались совершенно беспочвенными, ведь с самого начала было принято принципиальное решение не повышать арендную плату. Как рассказали корреспонденту “НП” в “Адеме”, самом крупном торговом центре не только Казахстана, но Средней Азии, у них, например, половина торговых мест была сдана в аренду еще до официального открытия центра. В то же время, поговорив с владелицей двух контейнеров на одном из вещевых рынков, мы узнали, что за них она заплатила 1,5 и 2 тысячи долларов соответственно и, кроме того, ежедневно вносит за место 600 тенге. Прибавьте к этому все неудобства, перечисленные выше. Кстати, продавец еще больше страдает от них, нежели покупатель. Мы-то купили товар и ушли, а он вынужден сидеть здесь и в жару, и в холод. Наверное, каждому из нас приходилось быть свидетелем краж на барахолках: у зазевавшихся покупателей тащат кошельки и сумки с покупками, у продавцов - товары с прилавков. Радует, что у нас развивается цивилизованная торговля не на словах, а на деле. Тот же “Адем”, к примеру, ничем не отличается по стандартам торговли от супермаркетов в европейских странах или США. Кто бывал за границей, успел, наверное, оценить тамошние магазины. Теперь такие же магазины появились и на казахстанской земле. Круглосуточная охрана и система видеонаблюдения гарантируют абсолютную безопасность (со дня открытия здесь не было ни одной кражи); эскалаторы за считанные секунды доставят на второй этаж и спустят на первый: очень удобно, если в руках тяжелые сумки. Сюда можно прийти всей семьей и буквально провести весь выходной день. И не только сделать покупки (а приобрести можно буквально все - от обуви и белья до мебели и бытовой техники), но и развлечься. Да и голодными не останетесь - работают кафе и ресторан. Заодно можно сделать прическу или маникюр - есть свой салон красоты. А малышей пока отправить на игровую площадку. Наравне с покупателями клиентами торгового центра являются и продавцы. Причем условия торговли оценят и розничные торговцы, и оптовики. Оптовые покупатели и продавцы на барахолках подвергаются куда большей опасности, чем обычные: ведь речь идет о крупных партиях товара и больших деньгах. Здесь потери в случае мошенничества или кражи могут составить не одну тысячу долларов. В торговых центрах для оптовиков выделены отдельные торговые площади, хорошо оборудованные складские помещения. И еще одно удобство: необязательно рассчитываться за товар наличными деньгами, все платежи можно провести, не выходя из здания торгового центра, в расчетно-кассовых отделениях банков, благо они работают тут же. Совсем скоро продавцы из других городов Казахстана, а также из-за рубежа смогут останавливаться в гостинице рядом с торговым центром: ее строительство уже идет полным ходом. Открытие торговых центров - часть планов акимата Алматы по благоустройству города и оптимизации рынков. Из 100 городских рынков осталось всего около 80, и их число будет сокращаться.
И на рынках будет цивильно? По данным Ассоциации рынков и предпринимателей Казахстана, более 84 процентов розничной торговли в республике осуществляется на вещевых, смешанных и продуктовых рынках. В сфере обслуживания, в том числе в торговой деятельности, заняты около 1 миллиона человек. Только в Алматы на жизнь себе зарабатывают торговлей более 100 тысяч человек. Почти 90 процентов торгующих составляют женщины, причем 75 процентов из них имеют высшее и среднее образование. Можно сказать, что самый высокий образовательный уровень у нас - среди работников прилавка. По официальным данным, в южной столице 88 рынков. По неофициальным - 80 только крупных и средних и еще порядка 100 мелких рынков, включая стихийные. По мнению специалистов Ассоциации, уровня цивилизованной торговли можно достичь и на рынках. Поэтому эта организация объявила конкурс на звание лучшего рынка. Претендент должен отвечать таким требованиям: цивилизованные формы торговли, высокая культура обслуживания и, главное, качественные товары и сертифицированные безопасные продукты.
|