Асфальтовым катком - по среднему классу Андрей Губенко, Талгат Калиев У чиновников говорить о поддержке малого бизнеса давно уже стало риторическим упражнением, в котором они старательно соревнуются друг с дружкой с высоких трибун. Однако, слезая с демагогических котурнов и переобуваясь в своих кабинетах в административные сандалии, они сочиняют постановления и инструкции, выполнять которые представителям юной казахстанской буржуазии - кратчайший путь к разорению. Примеров несть числа, но сегодня мы выбрали два - по числу столиц - алматинский и астанинский История первая Как в песне поется, есть улицы центральные; в Алматы одна из них - проспект Фурманова. Автолюбителям известно, что порядки здесь особые, поскольку - издавна так повелось - трасса эта правительственная. Например, практически по всей ее протяженности автомобилям запрещено парковаться на обочине. По всей видимости, из соображений безопасности. Простой народ, который наряду с небожителями также иногда пользуется магистралью, все это понимает и особо не ропщет. Привык. Хотя неудобства исключительный статус “правительственной трассы”, конечно, создает.
 | Налог на стекло? Следующий шаг налог на воздух |
Вдоль улицы за последние годы расположились десятки, если не сотни магазинчиков, кафе, аптек и прочих мелких лавочек. Откликнувшись на прозвучавший когда-то призыв главы государства активно осваивать первые этажи жилых домов, организуя нормальный сервис для горожан и зарабатывая одновременно себе на хлеб насущный, сотни алматинцев взяли в банках кредиты и вложили их в свое дело. Нормальная, в общем-то, картина для большого города. Одни, пытаясь снискать хлеб насущный, приторговывают, другие, ведомые тем же желанием, удовлетворяют свои растущие запросы. Разумеется, при этом почти все прибегают к помощи своего верного коня - автомобиля. А так как стоянка на обочинах улицы Фурманова, напомним, запрещена, владельцы магазинов и кафе соорудили подле себя своеобразные “парковочные карманы”, где остановившиеся авто не препятствуют движению основного потока. Но теперь их не станет. Недавно проспект Фурманова решили расширить. Сейчас там вовсю кипит стройка: ломаются бордюры, выкорчевываются деревья, передвигаются арыки. Затем зальют асфальт, и тогда мест для парковки не останется. А это значит, что заниматься мелким бизнесом вдоль “трассы власти” - той самой власти, которая на словах так заботится о развитии малого предпринимательства и создании среднего класса, - будет решительно невозможно. Такая вот ирония судьбы, понимаешь. Да-да, у нас ведь, чуть что, сразу прикрываются именем президента. Вот и встревоженным бизнесменам “асфальтоисполнители” лаконично объяснили, что рыпаться не стоит: мол, ликвидация мест парковки - требование Службы охраны президента, соображения безопасности. Однако знающие люди не поверили. И будто бы спросили у СОПа - действительно ли так? На что те ответили: первый раз слышим. Обратились в дорожную полицию - может, ей жизненно необходимо расширение? Там вообще пожали плечами: мы такие вопросы не решаем. Обескураженные, они задались вопросом: а кто решает?! И, поскольку вопрос этот - риторический, пришли к нам в газету. Мы, конечно, со своей стороны решили разобраться в ситуации и вчера послали официальные запросы во все нужные инстанции. Но думаем, ответ будет тот же. Да и дико, согласитесь, было бы предполагать, что асфальтовым катком по малому бизнесу решил пройтись, например, президент - который, собственно, чуть не в одиночку его и прививает второй десяток лет на трудную казахстанскую почву. Или аким города - надо ему так “подставляться”? Нет, похоже, за всех решил некий Мыркымбай Иванович Пупкинд, никому не известный, но “круто разводящий” чиновник среднего звена. Может, из служебного рвения: решил доработать за СОП. Но скорее всего - просто из намерения подзаработать для себя. Не секрет, что любое крупное строительство или ремонт - отличная “кормушка”. А когда речь идет о дорогах - и подавно. Короче, типичная история: чиновник среднего звена - против среднего класса. И типичные мотивы. Хотя узнать конкретные ФИО господина, принявшего историческое решение, все-таки не мешало бы. Что мы и попытаемся сделать. Возможно, ключ к разгадке лежит на банковском счете фирмы-подрядчика дорожно-строительных работ по проспекту Фурманова. История вторая Поскольку в Астане правят бал бывшие алматинские бюрократы, то и порядки в северной столице мало отличаются от южных. Вот и сейчас: случай другой, а драматургия все та же - вздорные инициативы властей удачно сопрягаются с коммерческим интересом некой крупной фирмы, а страдает опять-таки трудовой мелкобуржуазный элемент. Только в астанинском случае еще и название фирмы известно. Тамошние налоговики решили внести свою лепту в толкование понятия рекламы, а именно рекламы наружной. До сих пор к ней относились билборды, плакаты и прочие художественные композиции коммерческого содержания, расположенные на муниципальной территории. Но с этого месяца столичные фискалы присовокупили к ним еще и всю информацию, которую коммерсанты имеют обыкновение размещать на витринах. Например, сообщения о скидках или новых поступлениях в магазин. Назвали ее витиевато - “визуальной рекламой, размещенной на витринах” (вероятно, картонная табличка у шашлычной с надписью “окорочка” по этой классификации является билбордом.) И сейчас столичные торговцы и рестораторы принимают в гости мытарей, которые требуют не только оплаты налогового сбора, но и штрафа. Еще хуже, если предпринимателя угораздило установить на прилегающей к магазину территории какой-нибудь символ своего магазина. В этом случае данный предмет рискует подпасть под мудреное определение “архитектурное сооружение” и, соответственно, быть обложенным соответствующей данью. Между тем не мешало бы “охотникам за рекламой” вспомнить, что речь-то идет не о муниципальной территории, а о частной собственности, к коей относится и земля, и имущество, и та же самая витрина. Налог за все это уплачен, какие еще могут быть сборы?! Кстати, к рекламе в северной столице вообще непростое отношение. Помнится, в прошлом году городским управлением по наружной рекламе была затеяна целая кампания по улучшению облика центральных улиц. Заключалась она в требовании изменить вывески магазинов и ресторанов как несоответствующие архитектурному облику. Более того, не ограничиваясь предписаниями, городские власти устроили и демонтаж вывесок. Причем никто не учитывал, что в среднем изготовление красочных букв обошлось владельцам в три-пять тысяч долларов. Самое же интересное в том, что демонтировать эти вывески были приглашены работники некой столичной рекламной фирмы “Астана-коркем”, у которой предприниматели в дальнейшем и обязаны были заказывать новый дизайн названий. Каким-то будет коммерческий поворот у нынешней истории?.. В управлении наружной рекламы города нам сообщили, что новый налог введен в соответствии с решением маслихата, который в своих инициативах руководствовался требованиями Налогового кодекса. Все это, конечно, звучит внушительно, но уж как-то чересчур вольно у нас толкуются законы. Иногда, простите за откровенность, даже складывается впечатление, что новая пошлина придумывается исключительно с целью пополнить чьи-то похудевшие карманы. И даже высокие фразы типа “маслихат”, “налоговый кодекс” не в состоянии это впечатление поколебать. Похоже, сочетать государственные интересы с частными интересами граждан у наших чиновников пока получается не очень. Слишком тонка и прозрачна в их понимании граница между тем и другим, и как-то слишком легко и бесцеремонно они через нее проникают. Сегодня они доят, а то и рубят частный бизнес граждан, а завтра в поисках новых сборов залезут и в их личную жизнь? Потребуют, например, убрать цветочные горшки с подоконника как уродующие облик города. А табличку на заборе “осторожно, злая собака” сочтут за кинологическую рекламу и потребуют мзды борзыми щенками?
Алматы - Астана
|