Скоро на экранах... Галия Тушкина, кинокритик
На киностудии “Казахфильм” долгожданное оживление. Сразу несколько кинопроектов находятся в стадии завершения, некоторые только снимаются, другие готовятся к съемочному периоду. Похоже, вскоре отечественный кинозритель сможет увидеть качественное казахское кино Сразу три премьеры можно запланировать на осень этого года. Остались небольшие технические доработки, и на экраны выйдут фильмы “Сардар” режиссера Болата Калымбетова, “Остров Возрождения” Рустема Абдрашева и “Маленькие люди” молодого режиссера Наримана Туребаева. Чуть дольше придется ждать премьеры фильма “Охотник” режиссера Серика Апрымова, съемки этой кинокартины заканчиваются буквально на днях. Уже закончил съемки молодой режиссер Абай Кульбаев, действие его короткометражного фильма “300 км” происходит в купе поезда. Похоже, железнодорожная тема становится актуальной для наших кинорежиссеров. В самом разгаре съемки фильма “Путевой обходчик” режиссера Аманжола Айтуарова. Кинокартина по мотивам повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” перенесена авторами сценария в наши дни, действие происходит в казахской степи и во Франции. В фильме снимаются молодые актера-дебютанты Айжан Айтенова и Франсуа Лаббе. Также в картине заняты актер Атырауского драматического театра Тулеген Куанышев и киноактер Нуржуман Ихтымбаев. По стечению обстоятельств в самом сердце казахской степи молодой француз-путешественник вынужден был сойти с поезда. Оказавшись на маленьком полустанке без денег и без знания казахского языка, Этьен, так зовут главного героя, узнает много нового из жизни нашего народа. Влюбляется в Сауле, дочь путевого обходчика, и увозит ее во Францию. Разгневанный Айдар, отец Сауле, бросается в погоню за беглецами. Съемки фильма “Путевой обходчик” проходят на станции Жирен-Айгыр. Франсуа Лаббе, исполнитель главной роли, довольно быстро приспособился к нелегким бытовым условиям, скачет на лошади как заправский джигит, а купание в холодной горной речке даже доставляет ему удовольствие. Сцены на парижских мостовых будут сниматься во Франции, куда в сентябре съемочная группа выезжает в малом составе. Кинопроект “Кочевник” в самом разгаре подготовки, съемки этого масштабного фильма начнутся в начале осени под Капчагаем. Американские и российские коллеги возглавили многие службы в киногруппе и щедро делятся своим опытом по производству первого казахского блокбастера. В начале славных дел художественный фильм “Меч Махамбета”. Режиссером киноэпоса о народном казахском герое Махамбете Утемисове стал Сергей Бодров. Художественный руководитель проекта Олжас Сулейменов. В данный момент проводится кастинг актеров на главные роли. Дом у соленого озера Но пожалуй, самый интересный по своему замыслу и драматургической основе предполагается фильм “Дом у соленого озера”. Автор сценария - известный казахский писатель Сатимжан Санбаев. Его автобиографическая повесть и легла в основу фильма. Последние дни Великой Отечественной войны. Затерянный в солончаках прикаспийский поселок стал зоной, обнесенной колючей проволокой. В поселке сразу два лагеря: один для военнопленных немцев, второй для политзаключенных. В последнем содержатся под стражей литовки, в одну из них - Ивону - влюбляются вернувшийся с войны без ноги молодой казах Сарсен и совсем еще мальчишка Галым. Любовный треугольник не стал кровавым. Когда Галым подрастет, он станет писателем, встретит на своем пути Зигрид, дочь одного из немецких военнопленных, и вместе с постаревшим Серсеном и его внучкой Илоной они передадут немке свирель ее отца. Режиссерами-постановщиками фильма “Дом у соленого озера” стали многолетние соратники по творчеству Асанали Ашимов и Игорь Вовнянко. Съемки фильма запланированы на конец августа в Атырауской области, в поселке Сагиз, в реальном месте описываемых событий. Для казахского кино после долгих лет малокартинья этот фильм должен стать переломным. Многое здесь символично. Конечно, Асанали Ашимов, который, помимо режиссуры, сыграет в фильме главную роль Галыма-ага, гордость и лицо нашего кинематографа. После “Транссибирского экспресса” и “Конца атамана” Асеке больше отдавал себя театру, хотя были роли в кино, но все они не дотягивали до уровня актера такого класса. От многих ролей Ашимов отказывался сам, если не чувствовал профессионального интереса. В свои 65 лет актер и режиссер уверен в собственных силах и знает, что в этом фильме развернется на все сто процентов. Или даже на сто пятьдесят! Другой момент. Почти десять лет не снимал Игорь Вовнянко. После фильмов “Господи, помилуй заблудших” и “Долина смерти” мастер остросюжетного жанра ушел в тень. Это не значит, что Вовнянко отправил себя на пенсию. Просто не было интересных сценариев, да и мода на авторское кино не давала продохнуть зрительским фильмам. Игорь Александрович прямо помолодел на глазах, расправил плечи, в глазах появился огонек азарта. А остренького в фильме будет предостаточно: пожары, погони и перестрелки. Примечательно, что это станет дебютом в кино для молодого атырауского художника Рафаэля Слекенова. Игорь Вовнянко, будучи в командировке на выборе натуры в Атырауской области, случайно забрел на вернисаж художника. И пораженный его работами, тут же сделал лестное предложение Рафаэлю поработать на фильме в качестве художника-постановщика. Картины Рафаэля Слекенова поражают своим детским непосредственным взглядом на жизнь. Молодой художник сделал уже первые эскизы и показал руководству киностудии, которое было шокировано таким подходом к решению постановки кинокартины. Но без неожиданностей и не бывает настоящего искусства. Зато новшество, привнесенное Рафаэлем, помноженное на опыт старейшего художника-декоратора высшей категории Михаила Колбасовского, станут для кинокартины золотой находкой. История пишется заново... И еще этот фильм не просто очередная экранизация. Десять лет независимости нашей республики - не просто слова. История нашего народа пишется заново - правдиво и реально. То, о чем умалчивалось при коммунистическом строе, сегодня восстанавливается в своих правах. “Дом у соленого озера” - это переосмысление нашей истории, переосмысление роли Казахстана в судьбах многих народов бывшего СССР. Тот каспийский поселок, как микромодель Вавилона, в 1945 году стал для многих русских, евреев, немцев, литовцев и чеченцев второй Родиной, а для кого-то и единственной навсегда. Сейчас фильм находится в стадии подготовительного периода. Уже проведены предварительные переговоры и получено согласие на участие известной эстрадной певицы Лаймы Вайкуле. Она сыграет роль Зигрид, журналистки, приехавшей в Казахстан в поисках материала о немецких военнопленных и неожиданно для себя узнавшей о своем отце. Роли Ивоны-Илоны исполнит российская актриса Олеся Судзиловская. В фильме также снимутся Нуржуман Ихтымбаев и Владимир Толоконников. Поиски исполнителя роли маленького Галыма еще продолжаются. Ну и самым главным в фильме станут почти документальные кадры зарождения нефтегазовой промышленности в Казахстане. В годы войны ни на минуту не останавливались разработки новых месторождений, лозунг “все для фронта, все для Победы” был главным и для казахских нефтяников. В финале фильма с высоты птичьего полета будет показан современный нефтеносный комплекс Атырауского ареала.
|
Бюджет фильма наполовину финансирует киностудия “Казахфильм”, вторую часть расходов берут на себя спонсоры. Акимы трех областей - Атырауской, Актюбинской и Мангыстауской, а также ряд нефтяных компаний и концернов, например ОАО “СНПС Актобемунайгаз”, - обещали помочь в съемках фильма. Факт, что китайские нефтяники помогают конкретно, а отечественные раздумывают, но Генеральный директор киностудии “Казахфильм” Сергей Азимов уверен, что помощь придет своевременно и чиновники не останутся равнодушными к судьбе казахского кинематографа. Кино в наше время дорогостоящее удовольствие, на одну только кинопленку, дальнейшую обработку и печатание копий уходит львиная часть бюджета. Но государство понимает, что производство отечественной кинопродукции - дело благодарное. Устал наш зритель от голливудских бессмысленных стрелялок и ужастиков. Настал момент, когда наши фильмы станут долгожданным и дорогим подарком. Подождем... ждать осталось недолго.
|