Бездействие губительно Талгат Калиев Проблемы энергетической отрасли весьма глубоки, и непринятие мер по ним может иметь в будущем катастрофические последствия. Примерно таково резюме состоявшегося на минувшей неделе в Астане республиканского совещания энергетиков. Ситуацию комментирует один из ведущих экспертов в сфере энергетики Евгений Спасов - О чем шла речь на совещании и с чем связано его проведение? - Тема республиканского совещания энергетиков достаточно широка - это проблемы, задачи и пути дальнейшего развития энергетической отрасли страны. Данное совещание проводится под эгидой Казахстанской энергетической ассоциации. Главная озабоченность, прозвучавшая в выступлениях энергетиков, министра отрасли Владимира Школьника и руководителя Ассоциации Каната Бозумбаева, касалась изношенности основных фондов, возможных сценариев развития событий и требуемых для улучшения ситуации финансовых средств. - Почему об этом заговорили сегодня, а не пять лет назад? - Реформы, которые происходили в сфере энергетики, были совершенно верными, были внедрены рыночные элементы хозяйствования. Но резерв, который был, скажем, шесть-семь лет назад, был достаточным в связи с тем, что промышленность в тот период была приостановлена, потребление энергии упало в полтора-два раза. В связи с чем и объекты энергетики работали в неполном режиме. Сегодня же, в условиях экономического роста, возросли и объемы потребления энергии, соответственно, повысилась и нагрузка на основные фонды энергетической отрасли. И сейчас парковый ресурс энергетиков исчерпан. Но пока есть возможность его продлить. - Какие, в случае их отсутствия, могут последовать сценарии? - Они могут быть не самые радостные. Сегодня еще есть определенный запас, но энергетика - это достаточно капиталоемкая отрасль, и время на обновление и реконструкцию фондов нужно достаточно серьезное. Поэтому меры предпринимать необходимо уже сегодня. Особенно это касается сферы теплоэнергетики. В этом секторе вопросы встают достаточно остро, поскольку в последние пятнадцать лет в него не вкладывались средства, в то время как степень износа здесь приближается к критическому уровню. И если сегодня не предпринимать необходимых мер, то лет через пять мы можем получить повсеместный выход из строя систем теплоснабжения. И в этот момент для быстрого восстановления системы потребуется вложение колоссальных средств. - Какие же средства для изменения ситуации к лучшему нужны сегодня? - В течение ближайших шести-семи лет для проведения плановой реконструкции и обновления основных фондов потребуется около полутора миллиардов долларов. - С чем связан подобный износ? - Настолько, насколько позволяла, наверное, экономика, антимонопольные органы всегда старались не допускать роста тарифов. Прежде всего региональная энергетическая отрасль подпадает под понятие монопольная деятельность, и, естественно, подпадает под регулирование антимонопольным законодательством. И тарифы, которые сегодня существуют, не давали возможности направлять средства для обновления существующих активов. Было предложено и апробировано немало различных методологий, однако не одна из них не отвечает сегодняшней ситуации. Кроме того, тарифы сегодня регулируются индикативными планами, которые жестко расписывают их уровень на среднесрочный период. И происходит, скажем, некое административное субсидирование других отраслей экономики за счет энергетической. Что, разумеется, не совсем отвечает рыночным механизмам и в определенной мере нарушает баланс между отраслями, формируя перекосы в развитии. - Если исходить из необходимости повышения тарифов, то какой их уровень может исправить ситуацию? - Выше я говорил, в ближайшие пять лет в отрасль необходимо вложить порядка полутора миллиардов долларов. В переводе на тарифы это означает их ежегодное повышение на двенадцать-тринадцать процентов. - На 60 процентов за пять лет? - Абсолютно верно - шестьдесят-семьдесят процентов. Эти расчеты производят целый ряд специалистов, но цифры итоговые примерно одни и те же. Понимаю, это может привести к инфляции, ударить по социально незащищенным слоям населения. Поэтому одними тарифами проблему не решить. В вопросах же региональной теплоэнергетики необходимо применить государственную поддержку через льготы и преференции. И потом сегодня в стране сформированы институты развития. Их активы, думается, тоже должны быть направлены не только в индустриализацию, но и в какой-то мере в сферу энергетики, посредством привлечения в нее льготных кредитов, займов. В настоящее время банки второго уровня не желают кредитовать энергетическую отрасль, поскольку не отработан реальный механизм возврата, кроме того, при нынешних ставках вознаграждения сам возврат маловероятен. - Словом, больше вы рассчитываете не на повышение тарифов? - В идеале мы хотели бы принятия комплекса мер. - Насколько наша энергетическая отрасль отвечает мировым стандартам? - В советское время была принята централизация в лице государства. Это считалось эффективным, и сегодня европейское сообщество, в принципе, ориентируется на подобную форму теплообеспечения. С другой стороны, технологии сегодня шагнули далеко вперед, а мы лет пятнадцать не занимались обновлением и реконструкцией основных фондов. В то же время проблема не столько в технологиях, а в том, что сегодня в отрасли очень большие потери тепла при транспортировке. Теряется весь эффект от комбинированного производства. Казалось бы, мы производим электроэнергию, а попутное, бросовое тепло используем для подогрева населенных пунктов. По физике, казалось бы, это выгоднее, нежели отдельное производство тепла. На самом деле, при нынешнем состоянии электротеплоцентралей никакого эффекта и экономии не происходит. Если же говорить о технологиях на основных объектах - котлах, турбинах, генераторах, то они соответствуют современным стандартам. - К какому решению пришло совещание? - Сейчас одобрен проект обращения к премьер-министру с просьбой обратить внимание на проблемы отрасли и консолидацию усилий энергетиков и государства в решении наболевших проблем.
Астана
|