Акценты безопасности
Талгат Калиев
Завершившийся год был весьма спорным в части
безопасности. С каким багажом страна преодолела испытания
и каковы перспективы, комментирует секретарь Совета безопасности
при президенте РК Омархан Оксикбаев
-
За десять лет, которые прошли со времени распада СССР, каждое
из государств СНГ сформулировало свои национальные интересы.
Уже давно и много говорится о противоречиях между нашими странами,
близком распаде СНГ. Насколько открыты сегодня к сотрудничеству
страны-участники ДКБ?
- Если говорить об СНГ, то, несмотря на все прогнозы, Содружество
живет и действует. И потом наш президент Н.А.Назарбаев не
раз говорил о том, что интеграция будет развиваться как разноскоростной
и разноуровневый процесс. Разве могут идти в ногу страны,
имеющие разный экономический потенциал, разную политическую
систему, разное геополитическое положение? Поэтому внутри
СНГ появляются новые интеграционные объединения, в том числе
и по инициативе нашего президента Н.Назарбаева. Естественно,
что и в сфере безопасности наблюдаются схожие явления. Но
всех нас объединяет множество общих проблем. И в особенности,
я бы сказал, в вопросах обеспечения национальной безопасности.
Во-первых, идет бескомпромиссная борьба с международным терроризмом.
В течение последнего года чудовищные преступления совершены
против мирных граждан в самых разных частях нашей планеты,
в том числе и на территории государств ДКБ. Во-вторых, не
секрет, что после проведенной операции в Афганистане происходит
передислокация террористов на территорию других стран мира,
в том числе и на территорию СНГ. В-третьих, ясно прослеживается
связь между терроризмом и наркобизнесом. Преступные организации
пытаются расширить транзит наркотиков через территорию наших
государств в Европу. Мы знаем о попытках создания в Центральной
Азии крупномасштабного производства и сбыта наркотиков. В-четвертых,
наши государства, прежде всего на южном фланге СНГ, являются
объектом идеологического воздействия экстремистских организаций,
в том числе и религиозного толка. Не исключена и возможность
новых прорывов боевиков на территорию наших соседей. Решить
все эти проблемы любая страна, даже самая крупная, в одиночку
не в состоянии.
Конечно, в некоторых аспектах сотрудничества у государств
СНГ имеются свои особые мнения. И это я считаю нормальным.
Ведь даже в одной семье у ее членов бывают разные взгляды.
Сегодня нас сближают не только общие проблемы, но и единство
интересов, единство истории, у нас много общего, что и способствует
нашему взаимопониманию. Поэтому обсуждение вопросов носит
откровенный и конструктивный характер. Мы стараемся учитывать
интересы, возможности каждого из партнеров.
И это сотрудничество приносит реальные плоды.
- Среди проблем вы назвали незаконную миграцию. Как отличить
мигранта от террориста? Насколько мы застрахованы от перетекания
их в нашу, привлекательную своей стабильностью, страну? Не
стоит ли их просто пропускать в том случае, если они едут
в Европу или другие регионы мира?
- Сама по себе миграция, если она происходит с соблюдением
национального законодательства, не имеет негативного потенциала.
Глобализация как мировое явление означает и свободное перемещение
людей. Но незаконная миграция ведет к росту социальных противоречий
из-за недобросовестной конкуренции на рынке труда, подрывает
экономику государств и создает множество других проблем. Сами
незаконные мигранты зачастую оказываются на положении рабов
у преступных группировок. Нередки случаи гибели людей в переполненных
трюмах и тесных контейнерах из-за отсутствия элементарных
условий. Мигранты, живущие в криминальных районах, сами становятся
распространителями преступности, наркомании, проституции.
В связи с этим мы укрепляем наши границы, оснащаем их современным
оборудованием, обучаем кадры, совершенствуем взаимодействие
пограничных, таможенных и правоохранительных органов в этой
сфере.
Для пресечения незаконной миграции в Казахстане разработан
ряд правовых и организационных мероприятий. В частности, реализуется
система мер по государственному регулированию и контролю за
миграционными и туристическими потоками. Законодательно предусмотрено
лицензирование туристической деятельности. Утверждены квалификационные
требования к претендующим на получение лицензии на право занятия
туристической деятельностью.
Нами предпринимаются и конкретные меры. Например, в ходе операции
“Мигрант”, проведенной правоохранительными органами с 19 по
25 августа т.г., выявлено 434 гражданина дальнего зарубежья
и 6695 граждан СНГ, нарушивших законодательство Казахстана.
Более 200 иностранных граждан было депортировано.
Незаконная миграция особенно высока из районов военных действий.
После операции в Афганистане международный терроризм пытается
воссоздавать сеть своих организаций во всем мире. Нередко
террористы маскируются под мигрантов и пытаются использовать
территорию Казахстана как транзитную зону для транспортировки
наркотиков и незаконной миграции. Это наносит ущерб не только
нашей стране, но и всему мировому сообществу.
Например, после проведения антитеррористической операции в
Чечне усилился поток вынужденных переселенцев из этого региона.
Среди нескольких тысяч беженцев из Чечни оказалось несколько
участников различных террористических акций, которые были
задержаны нашими правоохранительными органами.
- Насколько активны попытки экстремистов по расширению
влияния в Казахстане и распространению своих идей в нашей
стране?
- Такие попытки есть. Эмиссарами террористических и сепаратистских
организаций предпринимаются меры по идеологической и религиозной
деятельности среди молодежи. Организации “Хизб-ут-Тахрир”,
“Исламская партия Восточного Туркестана”, ИДУ и другие пропагандируют
идеи джихада, насильственного свержения существующего строя
и создания исламского халифата. У членов этих организаций
изымается не только пропагандистская литература, но и оружие,
боеприпасы. Объектом идеологической обработки нередко становятся
молодые казахстанцы, обучающиеся за рубежом, прежде всего
в теологических учебных заведениях.
В нашей стране сформирована серьезная законодательная база
борьбы с терроризмом. В 1999 году был принят Закон “О борьбе
с терроризмом”, специальный Указ президента РК “О мерах по
предупреждению и пресечению терроризма и экстремизма” от 10
февраля 2000 г. В ноябре 2000 года главой государства утверждена
государственная программа борьбы с терроризмом и экстремизмом
в Республике Казахстан на среднесрочный период.
Совет безопасности Казахстана, возглавляемый главой государства,
уделяет неослабное внимание этой проблеме. Профилактика и
пресечение экстремизма и терроризма, борьба с наркобизнесом,
незаконный оборот оружия неоднократно рассматривались на заседаниях
Совета безопасности Республики Казахстан и его межведомственных
комиссий.
Активно работают в этом направлении наши специальные службы
и правоохранительные органы. Мы считаем, что на данном этапе
для Казахстана приоритетным является деятельность по предупреждению,
выявлению и пресечению отдельных попыток экстремизма.
Для обеспечения повышенной боеготовности спецподразделений
органов внутренних дел и национальной безопасности к борьбе
с проявлениями террористического и экстремистского характера
постоянно проводятся учения и специальные тренировки.
Наша страна взяла на себя определенные обязательства по борьбе
с терроризмом в рамках ШОС, СНГ и других международных организаций.
Согласно этим договоренностям на территории нашей страны выявляются
и экстрадируются члены различных террористических организаций.
Еще в древности Саади говорил: “Думать, что бессильный враг
не может вредить, это думать, что искра не может произвести
пожара”. Несмотря на все успехи, борьба с терроризмом - это
не только боевые действия, но и искоренение его социальных
корней - бедности, безработицы, неграмотности, подавления
личности. Поэтому многое, если не все, зависит от состояния
общества, его стремления к решению социальных болезней.
|