Бизнесу дали волю
Светлана Грибанова
В “декретный” отпуск отправило правительство
малый и средний бизнес: в течение девяти месяцев - с 1 января
по 1 октября - субъекты предпринимательства освобождаются
от проверок контрольно-надзорными органами. Срок, достаточный
для появления ребенка, должен, очевидно, ознаменовать рождение
казахстанского бизнеса в новом качестве. Продолжая аналогии,
можно сказать, что, судя по тексту постановления, к малому
бизнесу чиновники отныне должны относиться, как к будущей
матери: со всем уважением и любовью
Мораторий
с исключениями
Постановление о введении моратория на проверки субъектов малого
предпринимательства, как сообщается в официальной прессе,
принято в целях исполнения поручения президента страны Нурсултана
Назарбаева, данного на 10-м Форуме предпринимателей. О серьезности
намерений властей говорит факт организации телефона доверия
для предпринимателей в Министерстве индустрии и торговли,
по которому можно сообщать обо всех нарушениях со стороны
проверяющих органов. Чиновники рискуют остаться без работы,
точнее говоря, без приработка. Впрочем, стоит ли так мрачно
смотреть на жизнь, ведь не бывает документа без исключений.
Мораторий распространяется на проверки любого уровня - как
центральными, так и местными органами. Карт-бланш дан лишь
налоговикам. Как говорится в постановлении, налоговые органы
могут проверять малые предприятия на основании заявления самого
налогоплательщика. Кроме того, разрешается проводить встречные
проверки и хронометражные обследования, а также проверки в
целях пресечения уголовных преступлений и административных
правонарушений и для предотвращения “действий, направленных
на нарушение конституционного строя, общественного порядка,
прав и свобод человека, норм законодательства Казахстана о
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Довольно-таки
обтекаемая формулировка, и, если не объяснить, что за ней
стоит, каждый проверяющий сможет трактовать смысл документа
по-своему.
Некоторые разъяснения даются в комментарии,
опубликованном вместе с текстом постановления, но вопросы
все равно остаются. Понятно, что деятельность большинства
малых и средних предприятий связана со сферой обслуживания
и удовлетворением потребительского спроса населения, то есть
производство продуктов питания, лекарств, предметов гигиены
и т.д., поэтому отслеживать их безопасность для здоровья потребителей
необходимо. Но что значит нарушение конституционного строя,
прав и свобод человека? Не лучше ли было выразиться проще:
нарушение прав потребителей?
Масла в огонь непонимания подлил приказ министра финансов
№590. Им приостанавливаются проверки субъектов малого предпринимательства
за исключением налогоплательщиков, осуществляющих производство
или оптовую реализацию подакцизной продукции. В постановлении
же правительства ничего не говорится о проверках, касающихся
предприятий, выпускающих подакцизную продукцию. Налицо явное
противоречие внутриведомственного документа и постановления
правительства.
Производством и реализацией подакцизной продукции занимаются
в основном крупные оптовики и крупные же предприятия. В общем,
это не сфера малого бизнеса, поэтому, скорее всего, в правительственном
документе и не упоминается этот вид продукции. Минфин же решил,
очевидно, на всякий случай подстраховаться: не упускать же
из виду подакцизную продукцию, которая является одним из источников
пополнения местных бюджетов.
В республиканском налоговом комитете также заметили это противоречие.
В начале следующей недели налоговики обсудят эту проблему
с вице-министром финансов. Ожидается, что в постановление
правительства будут внесены изменения в соответствии с приказом
№590.
А дальше что?
Мораторий на проверки субъектов малого бизнеса вводится в
Казахстане не впервые. Предприниматели высоко оценивают заботу
президента и правительства. В то же время многих волнует другое:
что даст мораторий, сможет ли он изменить сложившееся в обществе
отношение к малому бизнесу как к дойной корове. По данным
департамента малого бизнеса г. Алматы, в Казахстане насчитывается
56 только республиканских контрольно-надзорных органа. Следует
сюда приплюсовать еще проверяющие органы областного, городского
и районного уровней. Казахстан с полным основанием можно назвать
страной контролеров. Если бы это шло на пользу дела, возможно,
никто бы не возражал. Но это тот самый случай, когда количество
не переходит в качество: от числа проверок не зависит ни качество
обслуживания, ни качество выпускаемой малыми предприятиями
продукции, да и своевременность и полнота налоговых платежей
тоже.
Как говорит Серик Туржанов, начальник департамента малого
бизнеса г. Алматы, предпринимательство нужно прежде всего
рассматривать с социальной точки зрения. Малый бизнес обеспечивает
работой 900 тысяч казахстанцев. В бюджетной сфере, включая
те самые надзорные органы, трудится 1 миллион 116 тысяч человек.
Для страны, где объявлен курс на приоритетное развитие малого
и среднего бизнеса, это явный перекос. По словам г-на Туржанова,
сейчас молодые люди предпочитают работать в таможенных, налоговых
органах или в финансовой полиции. Во всяком случае, малый
бизнес в списке приоритетных профессий стоит отнюдь не на
первом месте. Молодежь пугают трудности, связанные с открытием
и деятельностью собственного предприятия.
В республике, по официальным данным, 650 тысяч безработных.
Если учесть, что на создание одного рабочего места требуется
около 20 тысяч долларов, то нам нужно более 12 миллиардов
долларов для трудоустройства всех безработных, то есть без
малого три годовых республиканских бюджета. Поэтому так важна
сегодня поддержка малого бизнеса со стороны властей.
|