Сделано в Китае
Талгат Калиев
По-видимому, в ближайшей пятилетке эта марка
станет неизменным атрибутом казахстанского железнодорожного
транспорта. Намеченная широкомасштабная модернизация технического
парка отрасли должна заменить отбегавшие по нашим рельсам
старые советские тепловозы на новые китайские
Локомотивная
модернизация
Согласно
имеющейся на сегодняшний день информации, сборку новых локомотивов
будет производить ЗАО НК “Казакстан темир жолы” на Шуйском
локомотивном депо. Осуществление проекта начнется в этом году,
и в период до 2007 года планируется поставить на рельсы 150
“железных коней”. Комплектующие для новых казахстанских тепловозов
будут поставлены китайской тепловозной компанией Dong Fang.
По некоторым данным, именно она выиграла тендер по осуществлению
данного проекта стоимостью в 190 миллионов долларов. При этом
утверждают, что локомотив оснащен силовой установкой General
Electric. После освоения производства создание отечественного
локомотива планируется полностью перевести на казахстанскую
территорию.
Данный момент особенно актуален в свете того, что практическая
половина из двух тысяч единиц локомотивного парка компании
на сегодня безнадежно устарела и нуждается в обновлении.
Словом, в случае успешной реализации почти двухсотмиллионного
проекта по отечественным рельсам побегут тепловозы, собранные
на депо из китайских запчастей.
Казахстанское
качество?
Казалось бы, за недолгую историю республики подобных глобальных
и амбициозных проектов, помнится, было много. Потому-то и
каждый новый просто обязывает к сомнениям и скептическому
анализу.
Ведь еще не так давно под победный туш выходил собранный на
казахстанском предприятии отечественный джип (кажется, “Тулпар”).
И где он сейчас? Вокруг собранных на нашем предприятии из
украинских комплектующих комбайн “НАН” тоже стал объектом
нареканий со стороны фермеров. Случаев можно вспомнить немало.
Так какая же судьба у этого проекта?
В первую очередь, неясно, о каком тендере идет речь? Ведь
вроде бы нигде доселе и не упоминалось о подобных коммерческих
планах национальной железнодорожной компании. Затем не было
и официальной информации об участниках этого конкурса.
Между тем, по некоторым данным, участие в нем принимали и
российские производители тепловозов, и американские. Правда,
чем отличались предложенные конкурентами условия от заявки
победителя, пока никому неизвестно.
Тем не менее все же некое пространство для скепсиса имеется.
К примеру, почему было отказано российским производителям
со стабильной и практически безупречной репутацией? Тем, чьи
поезда по сей день безотказно колесят по нашим магистралям.
Думается, с ними можно было бы договориться по желанию либо
на поставку готовой продукции или тех же комплектующих.
Сложно предположить также, что американское качество уступает
китайскому. Если в отношении российских можно сослаться на
моральную устарелость советских локомотивов, то наверняка
в отношении “штатовских” данная характеристика была бы неприменима.
Но победили китайские производители. Фирма, о локомотивах
которой у нас и не слышали, а уже тем более не видели. Фирма,
о репутации, стабильности, уровне капитализации которой также
никто не знает.
Нельзя забывать и то, что многие детали для локомотивов требуют
специальной обработки и соблюдения высоких требований к материалу.
В данном же случае весьма кстати вспоминаются огромные партии
уходящего в Поднебесную казахстанского металлолома, который
там, как известно, переплавляется для производства новеньких
товаров. Не из него ли будут произведены узлы и комплектующие
нового казахстанского тепловоза?
То, что сегодня мы знаем о китайском качестве, признаться,
удручает. Достаточно вспомнить кроссовки, долговечностью в
один выход в горы, или приемники, которые ломаются по дороге
с барахолки домой. Каких в данном случае нам остается ждать
локомотивов?!
|