Северная вода:
новый поворот
Владимир Литвинов
Будут ли Казахстан и Средняя Азия черпать
воду из Оби?
В
начале декабря мэр Москвы Ю. Лужков отправил президенту РФ
письмо. Президент дал поручение правительству провести экспертизу.
Еще не факт, что инициативе будет дан ход. Однако шум в прессе
поднялся неимоверный. Речь идет о создании в верховьях Оби
водохранилища и сброса из него 4-6 процентов воды в засушливые
районы юга России, в Казахстан и Среднюю Азию. По каналу длинной
около 2,5 тысячи километров, шириной 200 метров, глубиной
16 метров пойдет вода общим объемом 27,2 кубических километра
в год. По сути, это реанимация проекта 1983 года с учетом
новых научно-технических возможностей. Та же идея перекачки
воды каскадом насосных станций на возвышенностях.
Вспомним, почему был закрыт проект в 1986 году. С высоты прожитых
лет лучше видно. М.Горбачев только объявил перестройку, был
на вершине популярности и идти против общественности, поднятой
писателями-почвенниками и экологами, терять рейтинг, было
не с руки. Был еще силен синдром Чернобыля, катастрофа произошла
лишь несколько месяцев назад, и любые проекты с техногенными
и экологическими рисками автоматически шли под сукно. Общая
экономическая ситуация в стране ухудшалась изо дня в день
- не до гигантских инвестиций. Хотя проект был основательно
проработан 120 научными институтами, большую силу в то время
возымели взаимоисключающие аргументы экологов о потеплении
мирового океана и в то же время о смещении границы холода
от Ледовитого океана на юг.
Сейчас Ю.Лужков обосновывает свою инициативу следующим соображением:
“.... для нашего столетия будет характерна продажа пресной
воды на мировом рынке в объемах, сравнимых с объемами продажи
нефти. При этом цена продаваемой воды, как показывает уже
существующий небольшой опыт, будет неуклонно возрастать, а
все затраты на обустройство инфраструктуры торговли водой
будут более эффективными, чем на инфраструктуры торговли,
например, нефти, так как вода является возобновляемым ресурсом,
а нефть - нет... По прогнозам ученых, в XXI веке проблема
пресной воды станет главным источником глобальных конфликтов,
перерастая в главный лимитирующий фактор развития человечества”.
Ю.Лужков сразу попал под перекрестный огонь сил, расположившихся
справа и слева на политической арене России. Невооруженным
глазом видно, что пристальное внимание СМИ привлечено в большинстве
случаев не к сути письма, а более всего к его автору. Мэр
столицы не в чести у лидеров СПС. Достаточно вспомнить, какое
сокрушительное поражение он нанес экс-премьеру С.Кириенко
в борьбе за “мэрское” кресло, а также вечному “мальчику для
битья” на телеканале ТВЦ - главе РАО ЕЭС А.Чубайсау, в затяжных
баталиях за “Мосэнерго”. Критика в подконтрольных правым СМИ
уже сразу с заголовков перешла на личность столичного мэра.
Один только пример заголовков: “Поздравьте, я сошел с ума”.
Слева за дело взялось красное перо №1 - сам главный редактор
газеты “Завтра”, один из лидеров коммунистов Александр Проханов:
“Канал Лужкова и туннель Абрамовича”. Насколько А.Проханова
интересовала суть проекта стоит оценить, процитировав начало
статьи: “Мэр Лужков последнее время выглядел задумчивым. То
прогуливался по азербайджанским рынкам, рассеянно хватая урюк,
то забредал в чеченский игорный дом, тыкая пальцем в рулетку,
то печально брел мимо проституток, нескончаемой шеренгой стоящих
вдоль банков и казино. В программе “К городу - лицом, к России
- задом” без былого азарта, словно его подменили, говорил
о фекалиях, мусорных свалках и запрете фашистских организаций.
Кореец Цой намекал, что в голове благодетеля созревает великий
замысел...” И так далее в том же стиле.
Если бы высказался не влиятельный мэр столицы, центра политических
ристалищ, богатейшего в мире мегаполиса, активный политический
игрок, а скажем, профессионал-гидролог, в прошлом начальник
строительства канала Иртыш-Караганда, губернатор Омской области,
член Госсовета РФ Л.К.Полежаев, навряд ли была бы такая шумиха
в прессе. Кстати, Л.К.Полежаев, последовательный сторонник
переброски северной воды на юг, год назад высказывался в “НГ”
по этому поводу. По сути, Ю.Лужков повторил его мысль: “Я
убежден, Россия со временем будет торговать водой так же,
как нефтью и газом. Конечно, это будут более совершенные технологии
переброски воды, может быть, по трубам большого диаметра,
абсолютно без потерь. Есть избыток воды на севере и кризисная
ситуация с водой на юге, грозящая межгосударственными конфликтами
в азиатских республиках... Что касается проекта поворота сибирских
рек, то его появление совпало с углублением кризисных явлений
в экономике страны, с нараставшими политическими потрясениями.
По своим масштабам он опережал свое время, технические и ресурсные
возможности того времени”.
И даже меньшего масштаба и еще менее технически совершенный
проект - канал Иртыш - Караганда - Л.Полежаев оценивает как
революционный вклад в развитие Казахстана: “ Техническое
решение осуществлялось на уровне тех возможностей, которые
соответствовали этому периоду. Без канала Иртыш - Караганда
даже трудно представить сейчас промышленность Центрального
Казахстана”.
Так что же сегодня по существу вменяется в вину Ю.Лужкову:
прожектерство, желание потрафить азиатским лидерам, причинение
экологического вреда, а также намекают на желание зарыть деньги
кредиторов в безводных степях Казахстана, т.е. буквально априори
обвиняется в нечистоплотности и в воровстве под контролем
МБР.
При этом умалчивается о страданиях населения от почти ежегодных
паводков в низовьях сибирских рек, о фактах экологического
ущерба от избыточной воды, от заболачивания огромных территорий,
т.е. не гипотетическом экологическом вреде будущего проекта,
а сегодняшнем реальном. И ни слова о том, что северная вода,
прежде всего, нужна на юге самой России и в проекте предусмотрено
освоение 1,5 миллиона гектаров орошаемых земель в России и
2 миллиона гектаров в Средней Азии.
Что реально может стать препятствием на пути создания Международного
евразийского консорциума по реализации глобального проекта,
правовой форме, предложенной Ю.Лужковым?
При очевидной привлекательности идеи, бюджеты заинтересованных
ННГ не в состоянии потянуть затраты, а частные и зарубежные
инвесторы могут не договориться или не решиться на длительные
вложения в условиях нестабильности в мире. Ведь нужно учесть
огромное количество условий экологических, финансовых, в том
числе внутриполитических (см. выше реакцию политизированных
СМИ) и геополитических факторов.
Один только приток Оби, Иртыш, дает целый букет проблем. Без
всякого поворота Обь может в ближайшие годы потерять примерно
1,5 кубических километра воды. Дело в том, что Иртыш вошел
в приоритетные стратегические планы и без того бурно развивающейся
экономики Китая.
“Подъем западных районов страны имеет определяющее значение
для экономического и социального развития Китая”, - заявил
председатель КНР Цзянь Цзэминь на одной из последних сессий
Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Хотя
председатель и сменился недавно, никто не сомневается в неизменности
курса партии. Политика Китая известна своей преемственностью.
Китаю остро нужна вода, СУАР давно испытывает хроническую
жажду.
Часть стока верхнего Иртыша тянется к нефтепромыслу близ Урумчи.
Строится канал Иртыш - Карамай. Китай планирует в перспективе
забирать от четверти и более из 9 миллиардов кубометров всей
воды Иртыша. Для России и Казахстана это грозит остановкой
предприятий в бассейне реки. Налицо столкновение интересов,
при условии, что объективно Китай не заинтересован в скорейшем
разрешении проблемы в переговорном процессе.
О других сложностях сообщает в своем письме мэр Ю.Лужков.
В случае улучшения обстановки в Афганистане, начнется развитие
экономики под патронажем и спонсорством Запада и, как он считает,
произойдет забор 10 кубических километров воды из Амударьи
на сельскохозяйственные нужды. Это почти в 2 раза уменьшит
обеспеченность Узбекистана пресной водой, она и сейчас составляет
лишь 70-80 процентов от потребностей. Аналогичные тенденции
наблюдаются и в других республиках, но в целом обстановка
подталкивает к началу работы над проектом.
Ю.Лужков предлагает для подготовки первоначальных предложений
сформировать рабочую группу из представителей министерства
природных ресурсов РФ и представителей правительства Москвы,
также имеющих опыт работы в межбассейновой переброске вод.
Но возможны и другие варианты. Начать с создания международной
рабочей группы, обеспечив прозрачность для всех стран-участников
проекта, при соблюдении главного условия: “Не навреди!”
|