Кыз-куу, бешбармак и бал-бал
Ася Нуриева
В галерее “Трибуна” завершилась выставка
“Сувенир Казахстана” по итогам очередного конкурса центра
современного искусства “Сорос”
В жюри были приглашены зарубежные эксперты,
такие как дизайнер Морган Сеги (Высшая школа промышленного
дизайна. Париж), а также кандидат искусствоведения Ирина Перфильева
(Москва). Из наших в жюри участвовали Алмаз Ордабаев, известный
архитектор и культуролог, художники Галим Маданов и Ерболсын
Мельдибеков, являющиеся действующими активистами современного
искусства Казахстана.
Участниками конкурса стали художники всех специальностей из
Алматы, Шымкента, Рудного и Павлодара, как знаменитые, так
и только начинающие. Из 33 проектов правлением СЦСИ было отобрано
26.
К сожалению, не все художники успели раскачаться и вовремя
отреагировать на заявленный конкурс, по этой причине за бортом
оказалось немало интересных для данной выставки работ.
Я полагала, что увижу некий стеб и обыгрывание уже существующих
в наших краях изделий подобного рода, порой приобретающих
форму кича, как-то: многочисленные аляповатые камзолы и чапаны,
мягкие зооморфные игрушки в виде верблюдиков, лошадок, беркутов
и барсов, флажки...
А форма стеба сама по себе тоже могла бы стать тем перцем,
который придал бы еще большую остроту и актуальность всей
экспозиции.
Но особого стеба на этой выставке я не увидела. Все было всерьез.
Возможно, время и наш менталитет диктуют свои нормы и правила
игры.
Всерьез и без насмешки художники, архитекторы и дизайнеры
подумали над тем, как можно расширить сознание производителей
в “сувенирном” вопросе.
Несмотря на это, экспозиция впечатляла прежде всего своим
разнообразием и, как полагается для этого жанра, почти балаганной
и сказочной пестротой.
Впечатляла игрушка архитектора Сакена Нарынова, выполненная
по мотивам народной казахской игры “Кыз-куу”, где всадник
и всадница как бы вращаются по своей орбите в ракушечной ленте
Мебиуса, внезапно сменяя друг друга в точке Х, - сочетание
несоединимого: европейской научно-фантастической мысли и восточной
традиции.
Успехом у зрителей пользовался проект студии RJ Rekords (за
этим скрывается семья художницы Юлии Левицкой) “Бешбармак”,
который состоял из видео... и объектов в виде серии подушек
с изображением детей с патриотичным названием “Мой Казахстан
- моя семья”, развешанных по стене.
Особенно зрители упивались, когда в заставке к компьютерной
игре “Бешбармак” начинала петь чуть ли не фальцетом казахскую
народную песенку обаятельнейшая щука.
Очень привлекали и уютные войлочные сумочки с животными все
той же многогранной и трудолюбивой Юлии Левицкой.
Среди этого обилия фантазии были и довольно остроумные вещи,
такие как войлочный ковер с изображением химических элементов,
номинально присутствующих на земле Казахстана, последним из
которых является новый химический элемент “Гулиев”. Кстати,
последний самородок и является автором этого бесценного произведения.
Остроумным показался съедобный и миниатюрный сувенирчик Саида
Атабекова “Бал-бал”, выполненный из курта и дерева (бал-бал
располагался в деревянной шкатулке).
Еще одной, но уже монументальной вариацией на тему “Бал-балов”
была работа из папье-маше Марата Сагитова - “Три эпохи Казахстана”.
Его мысль двигалась от округлого тела культовых сооружений
древности - “бал-балов” к округлому телу культового предмета
3-го тысячелетия - “мобильника”.
Кстати, Марат один из немногих, кто очень много работал в
этом жанре. Движимый собственной инициативой, он создавал
и отливал какие-то свои варианты на тему современного сувенира.
Итоги конкурса, которые были объявлены 15 ноября, были таковы:
Два первых места - Сакен Нарынов “Кыз-куу” и “Бешбармак” RJ
Rekords.
Два вторых - “Три эпохи Казахстана” М.Сагитова и “Войлочные
сумки с животными” Ю.Левицкой.
Три третьих - Ш. Гулиев “Богатства земли казахской” и ироничная
“Маска” А.Беккуловой и “Сувенир “Бал-бал” С.Атабекова. Эта
же работа получила приз зрительских симпатий.
А также третьего места было удостоено нагрудное украшение
“Черепахи” начинающего автора В.Данилова.
Поощрительный приз получил Зейнехан Мухамеджанулы за преданность
и сохранение традиций в народных промыслах, таких как уникальная
вышивка-кестеу.
|