04 октября 2002
№ 40 (228)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     События  

Технология юбилеев

Аврора Крейсер

На прошлой неделе завершились торжества по случаю 2000-летия Тараза. Отшумел еще один пышный той. Однако по окончании празднеств логично задаться вопросом: за чей счет банкет и для кого весь этот фестиваль?

Казахское гостеприимство
Традиционно казахи очень гостеприимны, об этой национальной черте сложена не одна легенда. Любой уважающий себя казах считал своим долгом безропотно подарить гостю любую понравившуюся ему вещь, выложить на стол все яства и далее в том же духе. Причем многое из этого простой казах чтит по сей день.
В частности, большинство казахских бабушек хранят в сундуках за семью замками сладости, зорко охраняя их от вездесущих внуков - только для гостей. Примерно такова технология гостеприимства. Правда, те, кто может себе позволить, потчуют угощениями и домочадцев, но лучшее все равно оставляют гостям.
Стол столом, это для всех народов, наверное, свойственно. Огромную ответственность для хозяина представляет “степной протокол”. Необходимо четко обозначить место каждого из приглашенных в соответствии с его социальным статусом и весом в собравшемся за столом обществе. Любое недоразумение наверняка будет истолковано неверно, а гость будет кровно оскорблен. Болезненно будет воспринят и запоздало предоставленный тост. Так что в соответствии со схемой расположения за столом и последовательностью красноречивых спичей можно легко вычислить статус каждого из гостей и его ценность для хозяина банкета.
Отдельный ритуал составляют подарки, так называемая процедура “раздачи слонов”. Они являются неотъемлемой частью любого тоя. Ценность подарка также напрямую связана с крутизной гостя и, разумеется, хозяина. Особенно относится это к свадебным застольям. Здесь обмен подарками и вовсе составляет чуть ли не кульминацию всего праздника. Порой молодые даже боятся вступать в брак из-за излишней дороговизны всех этих сопутствующих бракосочетанию процессов.
Примерно такова, в примитивной, конечно, расшифровке, схема казахского гостеприимства.

Той
Это и вовсе особый ритуал приема гостей. Той должен непременно сопровождаться наибольшим количеством гостей, шумными мероприятиями, обильными яствами, а слава о нем должна разойтись по всей степи. Прошли века, а тои со всеми этими наворотами живы по сей день.
Все отшумевшие за период независимости республики юбилеи независимо от статуса, заслуг, возраста и имени юбиляра имели, безусловно, масштабный характер. Огромное количество освоенных средств, пышные тои, массовые гулянья, концерты заезжих и местных звезд - все во имя памяти юбиляра.
Параллельно с этим строятся какие-то объекты, вводятся в эксплуатацию исключительно с торжественной церемонией разрезания ленточки, устраиваются концерты.
Кстати, о концертах. Как правило, доступ на них получают исключительно организаторы, представители власти, гости и их приближенные. Что же касается рядовых горожан, то им приходится довольствоваться стоянием у повсеместно выстроенных турникетов с неприступным полицейским кордоном. Более того, как правило, упивающиеся властью рядовые полицейские не скупятся на достаточно сочные выражения, и, помимо всего, простой люд вполне может нарваться на грубость.
Другой проблемой становится движение. Если в Алматы и в Астане приезд любой делегации не сопровождается ажиотажем, поскольку полицейские давно отработали схемы перекрытия движения, то в регионах все иначе. Непривыкшие к подобной массовости патрульные перекрывают загодя весь маршрут высокого лица, в результате чего образовываются поражающие воображение пробки. Разве это праздник?
Так что ни на концерты, ни на наслаждение праздничным выездом в город, ни на нормальные прогулки по обновленным площадям городов в праздничные дни простому люду зачастую рассчитывать не приходится. Даже лицезреть на расстоянии главу государства тоже проблема.
Тем не менее считается, что праздник устраивается для народа. Действительно, осваиваются выделенные средства, вводятся новые объекты, облагораживаются города. Словом, в регион вдыхается новая жизнь, но... Это только часть средств.
Часть средств уходит на концерты. Причем организаторы, как правило, устраивая их на открытых площадках, не очень-то заботятся об акустике. В итоге слышимость ухудшается по мере отдаления от местонахождения высокого гостя и хозяина банкета. На противоположной же стороне слышен обычно раздражающий слух прерывистый шум. Так что едва ли можно утверждать, что концерт был посвящен народу.
Немалая часть средств наверняка уходит на праздничные застолья. Здесь, думается, народом и подавно не пахнет. Собираются, как правило, сами организаторы, высокие, и не очень, гости.
Третья часть средств тратится на “раздачу слонов”, представленную, как правило, в виде повальной чапанизации. Как заявил недавно один достаточно высокий человек, на первый подаренный ему чапан он смотрел с благоговением, а теперь, после всех юбилеев, наверное, придется покупать специальный “чапанный” шкаф или же передаривать их. Так что и чапаны особо никому не нужны, но каждый хозяин юбилея старается “очапанить” всех гостей. Нужно ли это народу? Вряд ли...
Разумеется, юбилеи как форма оживления регионов, восстановления национальной культуры, традиций и самой истории нужны. Однако какова необходимость столь немалых, надо полагать, финансовых затрат? Или это тоже часть возрождения национальных традиций...

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии