Зигзаги нефтяных векторов
Асан Куанов
В последнюю неделю казахстанские официальные лица сделали
сразу несколько громких заявлений вокруг казахстанской нефти
Ваше слово, Москва!
Первого октября министр энергетики и минеральных ресурсов
Владимир Школьник заявил, что в скором времени Казахстан примет
решение о повышении цен на транспортировку нефти по системе
Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
В настоящее время этот вопрос обсуждается в правительстве.
По словам министра, соответствующее постановление будет подписано
уже на следующей неделе. Переговоры по поводу повышения тарифа
на прокачку нефти пройдут в Москве в начале ноября.
Отметим, что с подобным предложением Москва выступила еще
26 сентября. Тогда министр энергетики РФ Игорь Юсуфов предложил
повысить тариф на прокачку нефти по системе КТК с 25 до 38
долларов за тонну.
Как заявил ведущий научный сотрудник Казахстанского института
стратегических исследований при президенте РК Адиль Кожихов,
Москва неоднократно настаивала на повышении цены за прокачку
нефти до 38 долларов. Однако это решение должно быть принято
при согласии всех партнеров КТК.
Работа над ошибками
Не менее интересное заявление сделал президент ЗАО “НК “КазМунайГаз”
Ляззат Киинов. По его словам, “КазМунайГаз” продает 20,2 процента
акций Херсонского НПЗ и прекращает поставку казахстанской
нефти в этом направлении.
Мощность Херсонского НПЗ составляет 8,6 миллиона тонн в год,
нефтепродукты завода занимают 11 процентов рынка ГСМ Украины.
По словам Ляззата Киинова, “цена на поставку нефти была сильно
занижена”. Перед нефтяной компанией стояли обязательства по
загрузке НПЗ нефтью в объеме 1,8 миллиона тонн в год. Роль
оператора проекта была возложена на российское ОАО “Группа
Альянс”.
Глава “КазМунайГаза” считает, что для экономического эффекта
этого проекта в реконструкцию завода нужно вложить около 250
миллионов долларов. “Пока для Казахстана такие капиталовложения
нерентабельны, тем более что мы владеем только 20,2 процента
акций НПЗ”.
Кроме того, он отметил, что “КазМунайГаз” несет многомиллионные
убытки в связи с обязательными поставками нефти на херсонский
завод. В настоящее время по этому вопросу между ЗАО “НК “КазМунайГаз”
и компанией “Роснефть” ведутся переговоры: “Если в России
найдется компания-оператор, которая бы смогла поставлять нефть
по ценам, которые выгодны нам, то тогда поставка нефти на
НПЗ возобновится”.
Теперь нацкомпания будет акцентировать свое внимание на реконструкции
Атырауского НПЗ, который требует капитального ремонта и значительных
капиталовложений для увеличения мощностей.
Это подтверждается заявлением Ляззата Киинова. По его словам,
на реконструкцию Атырауского НПЗ будет выделено 165 миллионов
долларов. И это несмотря на убыточность проекта! “Данное предприятие
политически важно для государства”, - отметил он.
В конце сентября состоялись переговоры между правительством
и “КазМунайГазом”, в ходе которых было решено, что правительство
изыщет требуемую сумму.
Реализация проекта реконструкции позволит наладить глубокую
переработку углеводородного сырья и увеличить выпуск светлых
нефтепродуктов. Предполагается, что производство автобензина
на отечественном заводе возрастет до миллиона тонн в год,
в том числе АИ-80 - в 1,2 раза, АИ-93 - в 6,4 раза. Кроме
того, впервые на заводе будет выпускаться бензин АИ-95. Планируется
увеличение производства зимнего дизельного топлива и авиакеросина.
|