И камень слово кажет
Мира Мустафина
Таразу, одному из древних городов Казахстана, на днях
исполнилось 2000 лет. Для нас, казахстанцев, этот юбилей по
значению почти что космический
Сколько общих, невыразительных, повторяющихся слов сказано
в день 2000-летия Тараза. Будем честными, о биографии страны
мы часто говорим сухо, казенно, общо. А между тем как много
еще нераскрытого и тайного хранит история этого города. Одна
из удивительных неопознанных, как летающий объект, - тайна
мавзолея Карахана.
Именами людей принято называть улицы издавна и везде. Великие
мореплаватели, философы, известные политики, писатели, уходя,
остаются в названиях улиц и площадей. “Знаменитый человек
тот, кто знаменит своей знаменитостью” - прочла я в одном
своде советов коллег - американских журналистов. У них за
океаном знаменит - значит знаменит, все равно чем.
А что значит в наших условиях быть знаменитым?
Кто-то может мне возразить, что улицы нередко меняют имена.
И именно эти изменения рассказывают нам, живущим, о переменах
в жизни людей того или иного периода. И рассказывают они лучше,
чем страницы школьного учебника или просто лекции. В книге
Андре Моруа “Париж” (редко попадает в руки объяснение в любви
к родному городу!) читаю: “Вы спрашиваете, почему площадь
называется Конкорд? Сначала она называлась площадью Людовика
XV, затем - площадью Революции, на ней были гильотинированы
Людовик XVI и Мария-Антуанетта. Потом наступило время примирения,
забвения и прощения”.
Забвение - вот то слово, которое я искала. Слово, которое
точно передает мои эмоции.
Алимкул Буркитбаев, доктор педагогических и филологических
наук, профессор пришел к нам в редакцию еще в начале лета
и долго-долго рассказывал нам о камне у мавзолея Карахана.
И честно говоря, я так же долго-долго отмахивалась от него
и даже не попыталась выслушать его: “Подумаешь, камень!” Ан
нет...
Алимкул-ага словно коллекционер бриллиантов, а не историк.
Вынет один бриллиантик, покажет, а потом смотрит на меня:
сумела ли я понять, что мне доверяется.
- В изучении текста на камне у мавзолея Карахана принимали
участие несколько известных российских ученых-тюркологов.
И что - их труды оказались напрасны?
- Первое: весь ученый мир считает, что текст на камне не выбивался,
а на самом деле писался на мягкой китайской глине. Она твердела,
как видим теперь, на целые тысячелетия. Мавзолей Карахана
- это один из 15 таласских памятников. В свое время в их исследовании
принимало участие несколько известных ученых групп, возглавляемых
Петром Мелиоранским, Юлией Немета и Сергеем Маловым. Но используя
один алфавит, вошедший в научный обиход как орхоно-енисейский,
они не смогли прийти к согласию. Каждый прочитал текст по-своему.
- Например?
- Привожу перевод Сергея Малова: “Имя его - Чур. От вас тридцати
огланов, от выгод и благ (мира) он отделился (умер). Вам,
доверенные мужи, оглан-Чур в наследие остался. Жена его вдовою
осталась”.
- Возле Тараза была найдена целая галерея не только архитектурных,
но и письменных памятников.
- Да, половину мне удалось расшифровать. Все они посвящены
великим сакам. Мавзолей приписывается некоему Карахану. По
моему мнению, это большая трагическая ошибка.
- Да?
- Сейчас докажу. Стоит обратить внимание на слова советского
археолога профессора Нины Прозуменщиковой, которая еще в своей
книге “Калчааян” вполне четко заявила о том, что, участвуя
в раскопках десятков могил, отнесенных к караханидскому периоду,
она никогда не находила их следов - все захоронения сделаны
по обычаям саков. Это первое. А второе - не было у саков и
такого имени - Чур.
- И как же тогда выглядит истинный текст?
- Чтобы понять это, надо дать себе труд прочесть как можно
больше письменных источников, оставленных саками, господа.
А истинный текст выглядит так: “Имя его - Кудус. Господь его
- Кажи. Он наследник ханского трона, царь. Царское имя - Сабыр.
Он выходец из саков, император мира, апостол веры”.
Если все учесть, мавзолей в центре Тараза воздвигнут в память
о великом саке Кудусе, апостоле трех религий. Оказывается
так величали своего царя его же современники. Предки казахов
с 10-го века н.э. называли свой город Тараз Аулие-Ата, то
есть святой отец. А камень, на котором сделана эта надпись,
находится у входа в мавзолей.
В советское время этот камень был вывезен в Петербург и хранится
до сих пор в Эрмитаже. Вопрос о возвращении его на родину
- вопрос политический, и вряд ли я, ученый-историк, смогу
решить его в одиночку.
- А кто такой Кудус?
- Первое, что пришло мне на память после расшифровки надписи
- это существование до 1948 года прежнего названия Ерусалима
- Кудус. Значит, подумал я, верный путь держу. Кудус в действительности
был фигурой мирового масштаба. Следующее подтверждение своим
догадкам я получил, увидев в одном из музеев города Конде
миниатюру: на ней был изображен Кудус на троне в момент его
провозглашения императором мира. Коронация произошла в 456
году н.э. Саки веровали в единого бога, и эта вера делала
их народом мудрым и миролюбивым. Пожалуй, в те времена это
был единственный народ, который не имел рабов. Единобожье
не мечом, а словом пытались распространять по всему миру.
Сейчас я скажу вещь, которая повергнет в глубокое изумление
многих.
- Итак?
- По письменным сакским источникам именно Кудус был автором
первого Корана.
- Но ведь нужны доказательства.
- Об этом можно прочесть в хадисе Кудуса в самом Коране, каменном
памятнике “Хак-тасы”, который был найден в долине Орхона.
Есть также посвященный Корану камень среди тех 15 таласских
памятников.
- Этот Коран найден вами?
- Да, в Кельне - это единственное издание священной книги,
на обложке которой указано имя автора: “Кудус. Алланын кулымын”
(“Кудус. Раб божий”).
- И все же этих фактов маловато.
- Есть один прелюбопытнейший. Кудус подписывался одним словом
- Скип.
- Скип - значит скиф?
- Нет, это аббревиатура из четырех имен: Сабыр (имя, данное
при коронации), Кудус (собственное имя, полученное при рождении),
Иосиф (так его называли иудеи), Павел (апостол Павел - имя,
данное христианами). В разных государствах Кудуса знали под
этими именами.
- Алимкул-ага, боюсь реакции историков, археологов, тюркологов.
Историю придется переписывать.
-
Пока меня их реакция не интересует. На мой взгляд, крупных
специалистов в этом направлении нет. Сейчас я занимаюсь накоплением
фактического материала по мавзолею Айша-биби, который находится
опять же у Тараза. Наступит время, когда начну заниматься
широким популяризаторством.
P.S. Пока верстался номер, мы узнали, что известные
востоковеды России на семинаре-совещании тюркологов СНГ в
Санкт-Петербурге после долгих прений признали полностью научные
изыскания профессора Алимкула Буркитбаева. Документально доказанные
факты профессора Буркитбаева взяты за основу научной программы
тюркологов СНГ для дальнейших исследований в изучении сакских
письменных источников.
Досье “НП”
Алимкул Буркитбаев, доктор педагогических и филологических
наук, профессор. Ведет исследования письменного наследия саков.
Составил сакский алфавит. В течение нескольких лет упорно
и скрупулезно расшифровывает письменные памятники. Участник
двух международных конференций тюркологов Турции, Египта,
Ирана, Саудовской Аравии.
|