04 октября 2002
№ 40 (228)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Культура  

Лунные письма

Гульмира Шалабаева, Асия Камалиденова

Открывшаяся уникальная выставка называется “Алма-Ата в рисунках Сергея Калмыкова”. Графика, представленная на этой выставке, - лишь малая часть обширного его наследия, хранящегося в Центральном государственном архиве Республики Казахстан

Рисунки и пейзажи историчны и реалистичны, но порой превращаются и обретают фантастичность, которая призвана усилить впечатление необычайности. Поэтому совершенно разные рисунки объединены Сергеем Калмыковым под одним названием - “Лунные письма”.
В этом проявилось его стремление уйти, оторваться от обыденности, прозы жизни, которой он придавал так мало значения. Реальность в его воображении и творчестве зачастую переплетается с фантастическими образами.
Интересно посмотреть на те же улицы, дома и достопримечательности, которые все еще узнаваемы по прошествии более 40 лет.
Что такое мир реальности? Конечно, он историчен для человека, как и все в культуре в целом. История человечества показывает, мир реальности не только то, что считается сущим, что существует для духовного зрения, слуха, ощущения, но и то, что постигается этим внутренним миром, управляет в конечном счете всей деятельностью человека.
“Я прохожу по плитам, испещренным разными знаками. Меня сопровождают разные звери и птицы. Рыбы сочувствуют мне в своих водоемах. Мягко изгибает спину пантера и ластится у моих ног. Птицы поют. Солнце светит лучами, все блестит переливами остро-нежных красок. Сколько золота, серебра, черных, белых, розовых и мутно-желтых бледных камней”.
Его мысли не ограничиваются миром людей, их дел, их жизни. Предмет его размышлений - природа. Ее красота, ее меняющиеся лики, ее жизнь, и мы понимаем, что в мире для него нет ничего определенного, но именно это и замечательно.
Поэтому жизнь, природа - источник своеобразного любования, он умеет находить ценность во всем. Ему одинаково интересны и цирк шапито и бочка с квасом, автобусная остановка и деревянный ящик с песком. Создается ощущение равновесия столь различных элементов жизни природы и человека, то есть по-своему гармоничное мироощущение. В этом, наверное, и есть то наиболее существенное, что проявилось в столь разнородных, столь прихотливых (если вы помните его фантастические пейзажи) по содержанию и форме, но всегда тонких и изящных рисунках.
Мне кажется, ему было присуще острое чувство непостоянства бытия. Он считал, что будущее принадлежит творческому человеку.
Творчество как образ жизни спасет современного человека от надвигающейся техногенной катастрофы. “...В отношении заработка художник должен быть обеспечен, общество должно само думать об их пропитании. Если не хочет погрязнуть в собственных отбросах. Их же дело: есть готовое и заниматься своими фантазиями. Искусство - это мифология, магия, а не деловой расчет. Мир болен. И только художники способны привести мир к спасению”.
Он говорил о новой свободной архитектуре приближающегося военизированного периода человеческой истории, размышлял над атомонистическими бомбоотражателями, предвидя негативные последствия прогресса, чувствуя экологическую ситуацию. “Объективные формы природного пейзажа, бронированные и обтекаемые поверхности. Каучуковые, резиновые деревья. Чехлы и противогазные маски всего пейзажа - всех построек”.
По словам его современников, он с удовольствием выполнял обязательные вещи, даже на улице делал театральные декорации, не обращая внимания на окружающих зевак. Всегда получался шедевр декорационного искусства. Он расписал декорации к постановкам “Фауст”, “Кармен”, “Лебединое озеро”, “Травиата”, “Щелкунчик”, “Прекрасная Елена” и другие.
Калмыков не просто театральный художник, он и ироничный мыслитель и станковый живописец. “Хотите знать, кто есть я, Сергей Калмыков? Пожалуйста. Художник, философ, автор многочисленных фолиантов, дневников, жизнеописаний, неотправленных писем, посвящений, афоризмов и лирики.
Живописец, рисовальщик, гравер и скульптор. Декоратор, буквописец, лектор, искусствовед, египтолог. Певец Оренбурга, изобретатель, эксцентрик, резчик цирковых клише, электрик и эстет, мечтатель, фантаст. Великий спец и барельефных дел мастер, архитектор, археолог. Библиофил, прозаик, сатирик и прочее. Моя колыбель - Азия, Европа и Космос одновременно”.
Его творчество производит неповторимое впечатление.
Космичность (космизм), фантастичность, мистичность, загадочность, трансцендентность. Удивительные нереальные сказочные существа. Соприкасаясь с его творчеством, получив приглашение заглянуть в его внутренний мир, начинаешь ощущать “всамделишность” происходящего.
Картины сообщают нечто важное, они передают гармонию мироздания. Ты на этой планете не просто так. На тебя смотрят с иных миров, сверху. А ты серый, нерадостный, суетливый, забывший о душе, “зеваешь и глазеешь”.
И вдруг черно-белый мир становится потрясающе ярким, цветным, красочным и богатым, благодаря произведениям художника.
Калмыков казался странным в поведении, многие старожилы помнят его внешний вид: на нем оранжевый плащ-сюртук, штаны, раскрашенные под закат, скрепленные цветными нитками, необычный берет, большая холщовая сумка с кистями.
“Ну так представь себе - оттуда, с Марса, марсиане в свою чудо подзорную трубу наблюдают Землю. А Земля наша грешная, как ты знаешь, вертится... бегут кто куда, как муравьи... А я сижу. Иногда двигаюсь, но не так быстро, как другие. Никуда не бегу, не тороплюсь... И марсиане видят: только один кто-то, весь в желтом, сидит, когда все вертится... А солнце, мой зонт отражается, как светящийся шар... и марсиане не могут понять, что это за шар... и кто его таскает...” “Великий костюмер” переделывал и разукрашивал подаренные ему костюмы и пальто. А мы, земляне-горожане, можем его понять? Что он хотел передать и сказать нам?
Он мечтал прожить 195 лет и минуту. А можно и 25 тысяч лет, если, конечно, “удастся достать запасное сердце, глаза, легкие и пр... чтобы... работать и воплотить тот рой мыслей и образов, что клубится и распирает мозг”.
Калмыков советовал читать книги, думать больше, не гоняться за дешевой славой и успехом, а просто много и долго трудиться. Слава придет сама, и ты получишь свой “Орден Мухи”. Взгляни на Солнце, Луну и звезды. Вспомни, что ты - часть мироздания, и осознай свою ответственность за мысли и поступки. Сам он “свободно искал все пропорции и отношения действительности”. Вот что он написал об искусстве: “Искусство - есть царапина дикаря, детская игра, и мифы его - стадион будущего! В искусстве есть призрачная свобода. Я - тот инструмент, с помощью которого...”

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии