27 сентября 2002
№ 39 (227)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Взгляды Сергея Волкова  

Чего хотят депутаты?

 

ергей Довлатов написал когда-то об Иосифе Бродском: “Он не первый. Он единственный”. Сколь бы ни было политизировано сравнение, все же отмечу, что в нынешнем составе казахстанского парламента ни “первых”, ни тем более “единственных” нет. Другое дело, что их там и не могло быть по определению. По определению нашей сегодняшней политической жизни.
Возьмем простой пример: за время проведения третьей сессии второго созыва (осень 2001 г. - весна 2002 г.) только депутатами мажилиса был отправлен в адрес премьер-министров (у нас их за этот срок накопилось целых два) 241 запрос; ответов на них получено лишь 207; а из них только 89 поступили в парламент республики вовремя, то есть в течение оговоренного законодательством месячного срока. Об ответах из других, менее значимых правительственных структур и говорить не приходится. Чиновники ведь всегда хорошо чувствуют настроение своего начальства. А настроение у правительственного начальства в нашей республике ныне таково, что оно фактически не считает парламентариев ни “второй”, ни “третьей”, и даже ни “четвертой” властью в республике. Их, по мнению исполнительной ветви власти, можно назвать, в лучшем случае, “законодательным отделом правительства РК”.
Обидное название, скажете вы. Обидное и не очень точное. Хотя бы потому, что в силу размытости целей и задач перед современным двухпалатным парламентом, с одной стороны, и императивного характера мандата у нынешних депутатов, с другой, создается такое впечатление, что члены высшего законодательного органа страны и не знают, чем бы им заняться в дни очередной сессии.
Во всяком случае, такое впечатление создается, когда знакомишься с данными по депутатским запросам, сделанным мажилисменами за время прошлой своей сессии.
Всего депутатских запросов и обращений за третью сессию было сделано 588. То есть, практически каждый рабочий день мажилисмены умудрялись направлять как минимум по три запроса. И вопрос, когда же они занимались непосредственно законодательной деятельностью, отпадает сам собой. “Контора пишет!” - говорили в таких случаях классики советской сатиры.
Любопытно, что один запрос был отправлен даже президенту Российской Федерации. А вот американского президента наши депутаты почему-то обошли стороной. Зато, не удовлетворяясь личным общением со спикером своей палаты, мажилисмены и ему послали два запроса. То-то он, наверное, удивился.
Как обычно, “чемпионом по запросам” оказался премьерский адресат - 241 депутатское послание. За ним следуют: генеральный прокурор республики, получивший от депутатов “младшей” палаты парламента 121 запрос; министры (все вместе) - 109; председатели республиканских агентств - 21; руководитель администрации президента РК - 19. Все остальные цифры “расползлись” по вице-премьерам, председателю Национального банка страны, председателю КНБ, руководителю канцелярии премьер-министра РК и председателю счетного комитета по контролю республиканского бюджета. В отдельной группе находятся единичные запросы руководителям ЗАО “Казакстан темир жолы”, ОАО “Национальная компания “КазМунайгаз” и муфтию мусульман Казахстана.
Приходится признать, что наши депутаты не так уж и разнообразили адресаты своих эпистолярных посланий. Видимо, и они не до конца осознали свое место в политической иерархии Казахстана. Поэтому большую часть своих запросов они послали главе правительства, министрам и прокурору республики. Осознали, значит, что законы законами, а реальная жизнь делается где-то совсем за пределами парламентского здания.
Справедливости ради необходимо отметить, что часть запросов мажилисменов ставила “запрашиваемых” в легкий тупик. Так случилось, когда 48 депутатов во главе с г-ном Дьяченко “пытали” председателя Нацбанка РК и министра внутренних дел своими запросами насчет несчастных вкладчиков обанкротившегося “Бизнесбанка”. Так было и когда на стол премьер-министра один за другим легли 25 запросов депутатов по проблемам экологии и природоохранной деятельности. Особым памятником депутатской въедливости стоят 9 запросов г-жи Квятковской по различным адресатам по поводу противоправной, на ее взгляд, деятельности одного алматинского РГП.
И совершенно неважно, что коэффициент полезного действия от вышеперечисленного количества бумаг оказался практически нулевым. Ну да, пришли, в конце концов, председатель Нацбанка страны и зампрокурора республики и дали свои версии банкротства несчастного банка, а также дальнейших действий (вернее сказать, бездействий) государства по отношению к разоренным его вкладчикам. Да, члены правительства хором, как могли, успокаивали мажилисменов насчет конкретных (и очень страшных) экологических проблем. Да, “проштрафившееся” РГП из южной столицы по судебному решению собрались (пока только собрались) закрывать. Но об устранении нарушений антимонопольного законодательства, учиненного данным РГП, речи так до сих пор и не ведется. Как не думают топ-менеджеры исполнительной власти и о несчастных участниках “банковских пирамид”, и о спасении природы Казахстана.
Вот такой “политический пинг-понг” с заранее известным результатом. Только вот причем тут мы - простые налогоплательщики, за счет которых и живут, и пишут друг другу письма “слуги народа”, - остается полной загадкой.

Взгляды обозревателя могут не совпадать с мнением редакции

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии