НАКАзали на астрономические бабки
Ольга
МАЛАХОВА
Небесный мореход
По некоторым данным, потери в случае, о котором мы рассказываем,
равны стоимости арендной платы за Байконур за два года. Сравнение
с ценой аренды космодрома не случайно. Речь идет о стартовом
технологическом оборудовании космодрома и ракетных двигателях,
некогда принадлежавших нашей республике, которые были отданы
России по межведомственному соглашению 1996 года. Теперь выясняется,
что это имущество используется в коммерческих проектах “Морской
старт” и “Атлас”, от которых соседнее государство, именуемое
когда-то “старшим братом”, имеет немало прибыли, имиджевой
и финансовой.
В печати стали появляться сообщения о создании компании “Морской
старт” (Sea Launch) четырьмя индустриальными гигантами - американской
авиакосмической компанией “Боинг”, норвежской “Кварнер”, РКК
“Энергия”, украинским КБ “Южное” и ПО “Южный машиностроительный
завод”. Этот проект называют самым крупным амбициозным коммерческим
проектом ХХ века и беспрецедентным в международно-правовом
отношении. Запуски производятся с экватора, из международных
морских вод частным юридическим лицом, образованным по законам
Каймановых островов. На начало этого года было произведено
восемь запусков ракетоносителей “Зенит”.
Появились также сообщения об успешной реализации проекта “Атлас”,
связанного с продажей Соединенным Штатам Америки ракетных
двигателей РД180 для носителей Atlas3. Через американско-российское
СП “РД-Амросс” уже заказаны для США сто двигателей по десять
миллионов долларов каждый.
Интересно, что на вопрос журнала “Промышленность Казахстана”,
использовалось ли техническое оснащение Байконура в проекте
“Морской старт”, президент ОАО “РКК “Энергия” Юрий Семенов
уклончиво ответил: “Я бы не стал так ставить вопрос. Кое-что
было списано, что-то использовано в качестве заготовок и заново
изготовлено на российских заводах”. Но факты говорят сами
за себя.
В свое время, чтобы обосновать вывоз оборудования с космодрома,
россияне ссылались на международную программу МКС “Альфа”
и необходимость второго резервного старта на космодроме Байконур.
Но никакой доработки простаивающих объектов по программе “Энергия-Буран”
так и не было, аргументы оказались ложными. А резервный старт
“Зенита”, как теперь выясняется, передислоцировался на море.
Эта некрасивая история началась еще в 1995 году, когда российская
ракетно-космическая корпорация “Энергия” предложила Казахстану
взаимообмен, который на первый взгляд казался разумным и обоснованным.
Байконуру, говорили россияне, был необходим второй старт для
ракетоносителя “Зенит” по программе “Альфа”. Чтобы не восстанавливать
разрушенный в 1990 году правый старт на площадке 45, а дооборудовать
для этого универсальный комплекс стенд-старта, РКК “Энергия”
предложила вывести технологическое оборудование на заводы-изготовители
для ремонтно-восстановительных работ, доработки и аттестации.
В письме на имя руководства нашей республики президент “Энергии”
просил дать указание Госкомимуществу, таможенной службе и
МВД оказать содействие в отправке на российские заводы всего
этого имущества. В перечне оборудования, которое необходимо
было демонтировать и вывезти, были стартовое технологическое
оборудование ракетоносителя “Энергия”, передвижные измерительные
лаборатории, двигательные установки, стартовый стол, транспортно-установочный
агрегат ракетоносителя “Зенит” и другая техника. По сути,
был вывезен целый ракетный старт.
Взамен ставилось три условия: выполнение научной программы
Казахстана во время полета космонавта Талгата Мусабаева, создание
СП “Аэлита” для реализации совместных аэрокосмических программ
и доработка стенд-старта под ракетоносители “Зенит”. Сразу
скажем, что выполнено было только одно.
Национальное аэрокосмическое агентство Казахстана (НАКА),
а с его согласия и правительство, пошло соседям навстречу.
Хотя уже тогда многие казахстанские ученые и специалисты считали,
что наша собственность вывозится для участия РКК “Энергия”
в проекте “Морской старт”.
Но казахстанская сторона пошла на компромисс, надеясь, что
ее интересы тоже будут учтены, что страна будет участвовать
в международных космических проектах, что будут финансироваться
наши собственные разработки в этой области. Для этого и было
создано казахстанско-российское СП “Аэлита”.
По оценкам бывшего первого вице-президента СП “Аэлита” Рахметкали
Омара, специалиста по ракетно-космической технике, имеющего
двадцатилетний стаж работы на космодроме, стоявшего у истоков
создания этого СП и уже не раз поднимавшего этот вопрос перед
правительством и парламентом, стоимость вывезенного оборудования
составляет около двухсот миллионов долларов. Эта сумма никак
не может компенсироваться одним или двумя полетами космонавтов.
НАКА Казахстана пыталось хоть как-то вернуть понесенные имущественные
потери через СП “Аэлита”. Размер его уставного фонда отражал
стоимость отданной собственности за вычетом второго полета
Талгата Мусабаева. Однако взносы в уставный фонд внесены не
были. Ведомство, отвечающее за отстаивание интересов Казахстана,
проявляет в течение уже шести лет величайшую “терпимость”.
Уступки, на которые пошла республика для продолжения совместной
аэрокосмической деятельности, оказались напрасными.
Дракон на Байконуре
Между тем очередное растиражированное казахстанскими СМИ
сообщение о передаче Байконура в аренду, на этот раз Китаю,
россияне снова опровергают. В который раз они повторяют, что
казахстанский космодром - единственный, откуда можно запускать
пилотируемые ракеты, и ни один другой не способен его заменить.
В то же время многие их шаги говорят о том, что космические
интересы России постепенно смещаются в другие части света.
Видимо, периодически возникающие слухи о том, что Байконур
может быть оставлен россиянами, не случайны. Несмотря на то,
что средств на развитие этих программ соседям не хватает и
размах освоения космоса уже не тот, как при Союзе, они все
же вынашивают и начинают проекты вне казахстанского космодрома
- в Плисецке или на “Морском старте”.
Но в случае с Китаем журналисты явно перестарались. У Поднебесной
есть свои космические программы, в том числе готовится и пилотируемая.
Так, планируется запуск ракеты “Великий поход”, и для этого
в Китае есть свой старт, такой же, как на Байконуре, сказал
журналисту “НП” заместитель начальника пресс-службы Росавиакосмоса
Вячеслав Михайличенко.
Межгосударственная договоренность сроком на 25 лет с дальнейшей
пролонгацией, напомнил пресс-секретарь недавние слова Юрия
Коптева, продолжает действовать. И с технической, и с политической
стороны Россия без казахстанского космодрома продолжать пилотируемые
запуски не сможет, альтернативы нет. Без этого космодрома
невозможна для россиян и спутниковая связь. А информацию о
передаче Байконура Китаю можно считать не чем иным, как инсинуацией
или непроверенными сведениями, недобросовестностью прессы,
сказал представитель Росавиакосмоса.
|