27 сентября 2002
№ 39 (227)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Власть прошлого  

Компромисс

Андрей ГУБЕНКО

Октябрь 1997 года. Не иначе как юбилейная тень бурного 1917-го взбудоражила казахстанское общество, вызвала здесь тоже почти революцию, разумеется, бархатную. Обнародована новая стратегия развития страны - “Казахстан-2030”. Это значит, что 80-летняя старушка советская власть, последнее время пребывавшая в коме, наконец-то скончалась. Приватизация в целом проведена, и наследство - некогда народное, а по сути, ничье хозяйство - обрело собственников.
Впереди, правда, не менее трудная задача - научиться жить по новым, “капиталистическим” законам. Опыта нет. Нам еще только предстоит узнать, что такое настоящие (в полном смысле слова) политические выборы, как президентские, так и парламентские. Кто такие олигархи, и как они устраивают информационные войны. Что такое отпуск валюты в свободное плавание, мы пока тоже не подозреваем.
Опыта нет и у правительства. Кабинет Сергея Терещенко руководил еще государственной собственностью. Кабинет Акежана Кажегельдина занимался в основном тем, что передавал эту госсобственность в частные руки. Кабинету Нурлана Балгимбаева (октябрь 1997-го - октябрь 1999-го) предстоит управлять уже другой, рыночной, а вернее, переходной экономикой, где предприятия (а порой и целые отрасли) имеют конкретных владельцев. Эксперимент тем более захватывающий, что многие из этих людей, владеющих предприятиями (а порой и целыми отраслями), вошли в новое правительство...

Новая волна
Это сейчас общество пришло к пониманию того, что в условиях рынка правительство должно не управлять (вопреки названию), не командовать экономикой, а создавать благоприятную, питательную среду для развития страны вообще и бизнеса в частности. Мысль немудреная, и тем не менее - чтобы прийти к ее пониманию, понадобились годы проб и ошибок, которые и пришлись на период Кабинета Балгимбаева.
Финансово-экономический блок этого правительства по сравнению с предыдущим был обновлен радикально. Пожалуй, никогда еще в составе кабинета не было такого количества не профессиональных чиновников, а представителей бизнес-элиты. Из бизнеса во власть - так тогда назвали эту дорогу из варягов в греки.
Рассуждали, в общем-то, логично. Если прежним, “народным” хозяйством руководили “слуги народа” по партийной линии, то в нынешней экономике, где бал правит уже частный капитал, кому разбираться лучше, как не капиталистам? Да и сам президент страны, представляя парламентариям главу “Казахойла” в качестве кандидата в премьер-министры, высказался в том смысле, что настала пора от макроэкономики переходить к реформированию на уровне конкретных предприятий, и кто как не бывший хозяйственник лучше займется этим?
Опять-таки это сегодня, после громких коррупционных скандалов, всем ясней ясного, что государственные топ-менеджеры из правительства должны быть (насколько это возможно, по крайней мере) неангажированы, неаффилиированы, независимы, одним словом. Не должны принадлежать к каким-либо финансово-промышленным группам, а тем паче их возглавлять.
Тогда же на горьком опыте выяснилось, что, имея в руках столь могущественные рычаги власти, очень трудно устоять перед соблазном принимать решения не в пользу общего дела, но в пользу своего собственного бизнеса. С другой стороны, всякий народ имеет ту бизнес-элиту, которую заслуживает. Кабинет Балгимбаева вошел в казахстанскую историю как правительство компромиссное; в нем, как в парламенте, были представлены все на тот момент главные силы в стране, и если к тому кабинету были претензии, то это и упрек всему обществу.
Впрочем, ошибаются все, и тем более ошибки свойственны молодости, а ведь не будем забывать, что Кабинет Балгимбаева вошел в историю как самое молодое казахстанское правительство. Многие из видных его деятелей еще недавно были аспирантами - карьерный рост, немыслимый для представителей старшего поколения во власти, прошедшего многоступенчатую партийно-советскую школу.
Этот процесс, однако, не был уникальным казахстанским опытом, он проходил и на другом постсоветском пространстве, в частности, в России. Там новое поколение государственных управленцев получило несколько снисходительное прозвище младодемократов, у нас - по аналогии - младотюрков.
Впрочем, ими, конечно, Кабинет Балгимбаева не исчерпывался. И мы бы, пожалуй, в попытке анализа выделили три составные части этого правительства, выше названного нами компромиссным. Первый блок представляли собой как раз вот эти “молодые и ранние”. К ним мы бы отнесли Ураза Джандосова, Мухтара Аблязова, Сауата Мынбаева, Серика Буркитбаева, Зейнуллу Какимжанова, да и главу “Казахойла” Нурлана Каппарова (хотя формально он и не входил в правительсво)...
Эта “новая волна” государственных топ-менеджеров получила блестящее образование, по-новому мыслила, все схватывала на лету, на ходу входила во вкус власти и постигала ее искусство. Да, они не имели ни малейшего аппаратного опыта, не были знакомы с канцелярскими азами, да что там, с основами документооборота в госаппарате. Но это их ничуть не смущало, ведь они имели главное - инициативность, мы бы сказали даже, дерзость, готовность постигать все на бегу и не бояться совершать ошибки. И даже 8 ошибок на 10 решений не могли ввергнуть их в уныние. Они исправляли эти ошибки и двигались дальше. Следует отметить, что когорта эта внутри была достаточно противоречива, ведь в нее входили представители разных финансово-промышленных групп, что не мешало им блокироваться по принципиальным моментам.
Работа в том составе правительства стала для них школой, своеобразным инкубатором, откуда они двинулись в большую жизнь. Сегодня многие из них пробуют себя в политике, и здесь чувствуется тот же, пятилетней давности, стиль - “война план покажет”.
Впрочем, мы отвлекись. Второй блок в правительстве составляли умудренные опытом, проверенные аппаратчики. Назовем в этой связи Жаныбека Карибжанова, Балташа Турсумбаева, Алтая Тлеубердина, Ержана Утембаева...
И, наконец, третья группа лавировала между двумя первыми (среди этих неприсоединившихся назовем, например, Бауржана Мухамеджанова и Кадыржана Дамитова) и исполняла функцию своеобразного буфера.
Не мудрено, что столь разношерстный коллектив в своей работе был далек от идеала, а отдувался за все шеф. А потому в те годы не раз бывало так, что в один и тот же день принималось два постановления, когда второе отменяло первое. А третье наутро - оба предыдущих. Впрочем, целью настоящего цикла является не поиск проколов в деятельности каждого премьера и каждого кабинета, а объективный анализ с высоты сегодняшних дней событий и решений, принимавшихся в те годы.

Дважды в одну реку
В каком-то смысле этому правительству не повезло. Вскоре после его прихода разразился мировой финансовый кризис; его последствия наложились на и без того неблагоприятные внутренние условия - и ситуация сложилась отчаянная. Последовало падение мировых цен не только на нефть, но и практически на все основные статьи казахстанского экспорта, и в 1998 году были установлены отрицательные рекорды экономических показателей за годы независимости.
Впрочем, кризис кризисом, но на уменьшении, например, объемов импорта и экспорта сказалась также существовавшая в Казахстане практика двойного налогообложения (причиной которого была принципиальная - и не вызывающая ничего, кроме недоумения - разница в порядке взимания НДС у нас и в других странах: по месту реализации и по месту производства соответственно).
Внутренний валовой продукт в 1998 году составил 98 процентов к предыдущему году; затем он только рос: в 1999 - 102,7, в 2000 - 109,8, в 2001 - 113,2. Хотя и тот же 1999 год, осенью которого ушло правительство Балгимбаева, по абсолютным показателям оказался худшим за последнее время - ВВП составил 16, 854 миллиарда долларов. Сравните: в 2001 году, когда в отставку ушел Кабинет Токаева, ВВП вырос до 22, 390 миллиарда долларов.
Тем не менее он же - этот тяжелый 1998 год - стал и точкой отсчета для возрождения нефтегазовой отрасли. Цены постепенно начали расти, нефтедобывающий сектор подниматься, а поскольку он в большинстве своем приватизирован - вырученные деньги будут использованы по-хозяйски, с умом, на обновление и развитие. Придадут оптимизма и благоприятные прогнозы разведки на Северо-Каспийском шельфе. “Углеводородный” акцент в развитии республики лучше всего сказался в том, что премьер-министром был назначен именно нефтяник.
Так вышло, что бывший министр нефтяной и газовой промышленности Нурлан Балгимбаев становился шефом кабинета дважды, единственный в “пятерке” казахстанских премьеров. Но это - не заслуга “главного нефтяника”, а скорее, стечение обстоятельств. Именно при правительстве Балгимбаева, напомним, состоялись выборы президента Казахстана, и разумеется, по закону вновь выбранный президент Нурсултан Назарбаев должен был назначить новое правительство, которое в январе 1999 года стало “старым новым”. Почти все министры сохранили свои портфели, хотя несколько важных рокировок все-таки произошло.
Ушел министр финансов Сауат Мынбаев, его функции взял на себя первый вице-премьер Ураз Джандосов. Аналогично обязанности бывшего министра сельского хозяйства Толеухана Нуркиянова привосокупил к своим полномочиям вице-премьера Жаныбек Карибжанов. Появился в правительстве Зейнулла Какимжанов - министр государственных доходов. Ушел в бизнес Балташ Турсумбаев - опытный аппаратчик, до января 1999 года бывший вице-премьером.
Нурлан Балгимбаев сохранил свой пост, хотя и с предупреждением: работать до первой ошибки. Срок был исчерпан немногим более, чем через полгода.
Однако сведущие люди утверждают, что очень многое и до, и после “промежуточного финиша” зависело в том кабинете от Ураза Джандосова, высоколобого экономиста-кибернетика, успевшего до перемещения в кресло вице-премьера и министра финансов еще и поруководить Национальным банком. Кстати, на заре своей карьеры во властные структуры Джандосов пришел в качестве переводчика нормативных и прочих иных финансовых документов (говорят, очень высокого класса).
Многие из акций того правительства - именно его рук, а точнее, ума, дело. И среди них в первую очередь памятный отпуск тенге в свободное плавание в апреле 1999 года, хотя малопочетная миссия сообщить об этом народу выпала самому премьеру, а на пресс-конференциях отдувался тогдашний глава Нацбанка Кадыржан Дамитов. Несмотря на непопулярность меры (тенге, напомним, упал сразу едва не в два раза), она была необходима, ибо дальнейшими административными мерами по поддержанию “политического выверенного” курса национальной валюты вполне можно было довести дела до состояния узбекских.
Из других кампаний вспомним борьбу с коррупцией, эмоциональный пик которой пришелся как раз на рассматриваемый период. Тогда же был принят небезызвестный Закон “О борьбе с коррупцией”, а большинство громких скандалов было связано с нарушениями в ходе приватизации. К сожалению, желаемых результатов борьба с коррупцией не дала до сих пор.
В 1999 году (и это редкий случай в новейшей политической истории) сразу два высокопоставленных чиновника - первый вице-премьер Джандосов и министр энергетики, индустрии и торговли Аблязов - получили по строгому выговору от главы государства с формулировкой - “за ослабление контроля за деятельностью министерств... и допущенные лично неоднократные случаи несвоевременного исполнения отдельных актов и поручений президента РК”.
И, наконец, отдельным пунктом следует упомянуть прожекты Мухтара Аблязова, в ту пору занимавшего важное место министра энергетики, индустрии и торговли. Это и пресловутый НЭП (для тех, кто забыл, эта аббревиатура означала написанную “группой товарищей” из “Астаны холдинга” программу новой промышленной политики). Кстати, юный руководитель казахстанской индустрии и “автор” новой промышленной политики ни дня не работал в той самой индустрии, которую возглавлял, и не был даже начальником цеха в промышленности, которую перестраивал.
Среди других его шумных акций - запрет на ввоз в страну российского продовольствия и объявленная война “шопникам”. Видимо, по случайному совпадению все эти новации благотворно сказывались на финансовом положении компаний, торгующих лекарствами, мебелью, автомобилями и входившими, опять же, видимо, по случайности, в вышеупомянутый холдинг. Всем этим инициативам следовало бы, наверное, уделить больше места, но поскольку ни одно из начинаний так и не осуществилось, оставим это. Остальные же предприятия бывшего министра ныне служат предметом рассмотрения куда как более компетентных исследователей.

Кто куда, а...
Вот мы и подошли к теме конкретных персоналий. Кстати, отметим любопытную деталь. Среди состава балгимбаевского кабинета есть и такие, которые и по сей день - в правительстве: Александр Павлов, Алтай Тлеубердин, Касымжомарт Токаев, Каирбек Сулейменов, Владимир Школьник. Но все это, заметьте, старые кадры, взращенные в прежние годы. Из тех же, кто пришел непосредственно в Кабинет Балгимбаева, из “новой волны” - в центральной исполнительной власти не осталось практически никого, включая самого премьера. Исключение - Зейнулла Какимжанов.
Часть их - и немалая - перешла на работу в администрацию президента. Это и Ержан Утембаев, который после ухода Балгимбаева пошел на повышение и в правительстве Токаева был вице-премьером, а затем, в декабре 2000-го, стал заместителем руководителя администрации президента. Это и Бауржан Мухамеджанов, занявший равнозначный пост чуть ранее, в сентябре того же года. Сюда же следует отнести и Кадыржана Дамитова с Сериком Буркитбаевым: оба стали советниками президента, первый - в октябре 1999 года, второй - в декабре 2000-го. Правда, буквально на минувшей неделе Серик Минаварович без объяснения причин был освобожден и от этой должности.
В ранге заместителя руководителя администрации президента побывал и Сауат Мынбаев (с января по июль 1999 года), в “представительном” правительстве Балгимбаева представлявший ФПГ Казкоммерцбанка (в противовес аблязовской группе). Затем он был отправлен поднимать сельхознивы и был министром сельского хозяйства до мая 2001 года, после чего возглавил Банк развития, откуда и ушел в отставку. Сейчас он возглавляет недавно созданную на паритетных началах двумя влиятельнейшими финансовыми группировками Каспийскую промышленно-финансовую компанию.
Вернулись туда, откуда начинали Мухтар Алтынбаев, Толеухан Нуркиянов, Наталья Коржова. Министр обороны, генерал-полковник авиации, после скандала с МиГами (о котором мы писали в предыдущих статьях цикла) как настоящий офицер, подал в отставку, чтобы спустя два года вернуться в свой служебный кабинет. Толеухан Нуркиянов, ветеринар по образованию, председательствует в Комитете ветеринарного надзора в Минсельхозе. Бывшая “начальница пенсионеров и безработных” очаровательная Наталья Коржова вернулась в Министерство финансов в ранге вице-министра, где и пребывала до августовских пертурбаций в правительстве, когда пересела на аналогичное кресло во вновь образованном Министерстве экономики и бюджетного планирования. Остается только порадоваться за нее, получившую возможность заниматься любимым делом.
В отличие от предыдущего кабинета, из которого акимами на периферию отправилось сразу шесть человек, из Кабинета Балгимбаева этим путем пошел лишь Крымбек Кушербаев, с декабря 2000 года возглавивший Западно-Казахстанскую область. Большой аппаратный опыт пригодился ему и там, и он единственный из акимов нефтяных регионов смог войти с правом решающего голоса в совместный комитет управления крупнейшего Карачаганакского проекта.
Несколько необычным финтом завершилась аппаратная карьера Балташа Турсумбаева, который был приглашен на пост вице-премьера в ноябре 1998 года, а уже в январе 1999-го, сразу при формировании по Конституции после президентских выборов нового кабинета, ему не нашлось в нем места. Сейчас он ушел в бизнес и политику, говорят, пестует большие надежды, но с радикальной оппозицией, несмотря на ее к нему интерес, пока предпочитает не связываться.
Зейнулла Какимжанов, благополучно пересидевший двух премьеров, в конце нынешнего лета сменил портфель министра госдоходов на портфель министра финансов.
Но самая интересная судьба оказалась у напросившихся на президентский “строгач” Ураза Джандосова и Мухтара Аблязова. Прошлой осенью они, как известно, оказались во главе политдвижения Демократический выбор Казахстана. Судьба оппозиционеров оказалась к ним немилостивой. Ураз Джандосов остался вне правительства (Токаева, где он занимал должность вице-премьера; ранее, с ноября 1999 года он возглавлял КЕГОК), а владелец банков, электростанций, газет, телеканалов и проч., короче, олигарх Мухтар Аблязов сел в тюрьму.
Что, согласитесь, для нашего времени редкость.

Правительство РК под руководством
премьер-министра Нурлана Балгимбаева

Первый вице-премьер Ураз Джандосов

Вице-премьер Александр Павлов

Вице-премьер Жаныбек Карибжанов

Руководитель канцелярии
премьер-министра Алтай Тлеубердин

Министр иностранных дел Касымжомарт Токаев

Председатель Агентства
по стратегическому планированию
(в ранге министра) Ержан Утембаев

Силовой блок

Министр внутренних дел Каирбек Сулейменов

Министр обороны Мухтар Алтынбаев

Министр государственных доходов Зейнулла Какимжанов

Министр юстиции Бауыржан Мухамеджанов

Финансово-экономический блок

Министр финансов Сауат Мынбаев

Министр энергетики, индустрии и торговли Мухтар Аблязов

Министр транспорта и коммуникаций Серик Буркитбаев

Министр сельского хозяйства Толеухан Нуркиянов

Министр природных ресурсов
и охраны окружающей среды Серикбек Даукеев

Социальный блок

Министр информации
и общественного согласия Алтынбек Сарсенбаев

Министр труда
и социальной защиты населения Наталья Коржова

Министр здравоохранения и образования Крымбек Кушербаев

Министр науки и высшего образования Владимир Школьник

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии