27 сентября 2002
№ 39 (227)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Культура  

Хаос, структура, милосердие...

Жанна Альжанова-Сагади

Целую неделю арт-жизнь Алматы была взбудоражена проведением второго по счету международного арт-фестиваля “Тенгри-Умай 2002”, организованного одноименным общественным фондом в партнерстве с Центром современной хореографии, аппаратом акима Алматы, Министерством культуры, информации и общественного согласия, ЮНЕСКО, Британским советом, Институтом Гете, музеем имени А.Кастеева и аналитическим центром культурной политики

Целую неделю отголоски художественного мероприятия раздавались в разных уголках южной столицы. Участники фестиваля, талантливые мастера кисти продемонстрировали зрителям новомодное искусство контемпорари в самых разнообразных жанрах: живописи, скульптуре, компьютерной графике. Творчество художников сопровождалось занимательными лекциями по арт-терапии, “современному искусству бессмертных”, мастер-классами и семинарами.
Об итогах прошедшего международного форума художников мы беседуем с арт-директором фестиваля Маргаритой Амвросовой.
- Лично я программой фестиваля довольна. Все, что было задумано, успешно выполнено. Нам удалось собрать самых интересных художников. В целом мероприятие получилось жизнеутверждающим. Ведь среда общения так необходима в настоящее время. Многие участники фестиваля говорили о том, что впредь они не смогут сделать что-то так, как это делали раньше. Произошел активный информационный обмен. На выставках, семинарах и лекциях очень ярко выразились те или иные художественные проекты. А это самое главное!
Да и сами художники увезли с собой массу впечатлений, завязали контакты с коллегами по ремеслу. Словом, в результате мы имеем установление мощных коммуникативных каналов. Мы говорили об интегрировании современного искусства республики в мировой культурный процесс, создании условий для взаимодействия с международным художественным сообществом на территории своей страны. Думаю, в какой-то мере это произошло. Интегрировать сразу все невозможно, но связи были установлены.
- Приходили поглазеть, и не только те, кто рисует?
- Зрителей было удивительно много. Приходили студенты, люди пожилого возраста и даже представители правопорядка. В одном из проектов автор предлагал зрителям вернуться в детство. В развешанных анкетах он спрашивал о детской мечте, о том, кем бы они хотели стать, когда вырастут. Зрителям требовалось либо нарисовать что-то, либо наследить. А проект так и назывался “Следы”. Изначально предполагалась детская аудитория, но оказалось, что и взрослые не прочь в этом поучаствовать.
- Придерживались ли вы каких-либо критериев при отборе участников фестиваля? Насколько я знаю, двенадцать казахстанских художников предварительно прошли участие в грантовом конкурсе на создание инновационных экспериментальных проектов специально для “Тенгри-Умай 2002”?
- Безусловно, критерии отбора были. Все участники прошли конкурсный отбор, многие приглашались специально. В данном случае для нас особо был важен профессиональный критерий, потом мы ориентировались на тех людей, кто совмещает в своем творчестве контемпорари и традиционное искусство.
Да, чтобы как-то усилить некоммерческий характер фестиваля и поддержать отечественных художников, в мае был объявлен грантовый конкурс. Фонд выделялся из донорских средств гуманистического института Хивоса.
Конечно, можно было бы потратить эти деньги на материалы, но тогда не было бы замечательных проектов, сделанных специально для фестиваля! Сумма одного гранта составляла от 200 до 500 долларов. Победило двенадцать проектов. Ализа Сулеева с социально-гуманистическим проектом “Открытый город” с участием детей-инвалидов, Дана Сафарова и Лариса Плетникова, представившие интерактивный выставочный проект “Минус 6”, посвященный истории Караганды, Владимир Данилов и Анна Джолдасова (мультимедийный проект “Лики города”), Галим Маданов (“Транзитные объекты”), Гали Мырзашев (“Геометрия времени”), Георгий Трякин-Бухаров (нестанковая картина - рельеф с зазеркальем “Спящий рыцарь”) и Абдукарим Иса (“Тигровая каллиграфия”). Жанат Баймухаметов и Дастан Кожахметов выступили с классическим перфомансом в постмодернистском духе, Эльвира Гарнышева с пространственной композицией “Письмена”, кстати, по итогам фестиваля завоевавшая приз зрительских симпатий, Рустам Хальфин с Юлией Тихоновой из Москвы с инсталляцией и серией графических листов “Вторая жизнь галереи Look”, Гания Чагатаева (проект “Трансформация воды”), группа “По-Х” - станковая живопись, Анна Маргацкая, Лаура Турарбекова и Карина Чикноверова с интереснейшим проектом под открытым небом “Театр на деревьях: хаос, структура, милосердие”.
- В программу арт-фестиваля были включены концерты авторской песни и вечера современной хореографии. Получается, он не только художественный?
- Да, фестиваль не только художественный. Вообще изначально он был социально ориентирован. Это не биеннале и не смотр искусств. Это творческая площадка, где можно экспериментировать. Была задача сделать фестиваль с глубоким человеческим содержанием. В искусстве ничто не может существовать друг без друга. И любой художник может больше разбираться в других видах искусства. Ничто не существует взаперти. Возьмем британского арт-терапевта Скота Грина, совмещающего живопись, пластику, движения и профессиональное пение. Мы специально приглашали многогранных личностей. Старались обеспечить взаимопроникновение жанров и стилей.
- Изменилась ли концепция фестиваля?
- Программа фестиваля при всей своей разрозненности по городу получилась достаточно цельной и позволила создать диалог между двумя разными пространствами - контемпорари и традиционным искусством. Большая международная выставка проходила в музее имени А.Кастеева, в галерее “Тенгри-Умай” открылись четыре персональные выставки новых технологий, в “Атакенте” - контемпорари и воркшоп. Там работали и прикладники, и живописцы, зритель мог стать свидетелем того или иного художественного процесса, пообщаться с художником.
Многие отмечают, что нынешний фестиваль лучше первого. Если нет развития, движения, реакции, все выглядело бы мертво.

Генеральные спонсоры арт-фестиваля - гуманистический институт Хивос (Нидерландское королевство); ОАО “Казкоммерцбанк”;
Спонсоры: ОАО “LG Electronics”, ТОО “АВВ”, ТОО “Deloitte&Touch”; ЗАО “Glotur”, транспортная компания “Транзит-Сервис”, Центр израильской медицины, фирма по оформлению художественных произведений “B-ART”, винзавод “Иссык”, винзавод “Гигант”, “Asia Publishing”, “Taimas printhouse”, ООО “Косима-СПб”, “Air Kazakhstan”, переводческая компания “Тандем”.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии