Древняя магия лабиринта
Дина Махметова
Жемчужиной фестиваля “Тенгри - Умай” стал перфоманс американской
художницы Монро Ходдер
В
сумерках площадь перед галереей “Тенгри-Умай” расцветает огнями.
На земле раскинуто небольшое полотнище голубовато-зеленых
тонов. По нему вьется золотистая спираль лабиринта. Множество
крохотных свечей обозначает вехи того пути, по которому предстоит
пройти всем нам, ищущим покоя и вдохновения.
Перед входом в лабиринт каждый получает маленький белый камень
и лепесток розы. Мы должны оставить их там, на нашем долгом
пути к себе, и вернуться свободными от груза переживаний и
полными сил.
Камень символизирует бремя проблем, которые омрачают нашу
жизнь, лепесток цветка - обновление. И это не просто правила
игры, придуманной художником. Если так разобраться, это совсем
не игра. Причудливые изгибы лабиринта, таинственное мерцание
огней, первозданная тишина ночи - все это создает особую,
не передаваемую словами атмосферу, как нельзя лучше подходящую
для медитации.
И мы идем по запутанным линиям древней спирали, прислушиваясь
к самим себе. Погружаясь в глубины своей души, мы совершаем
своеобразный ритуал самоочищения. В эти минуты нам доступно
то, что было скрыто от нас в суете будней.
Эта акция настолько понравилась зрителям, что ее повторили
на следующий день. Или, правильнее сказать, продолжили.
P.S. На фестивале это был далеко не единственный перфоманс.
Много интересных творческих акций можно было увидеть в “Атакенте”,
во время воркшопа художников. На той же площадке перед галереей
“Тенгри-Умай” был показан перфоманс, необычный использованными
в нем средствами и краткостью. Киргизский художник Улан Джапаров,
принимавший участие в фестивальной программе видеоарта, с
наступлением темноты объявил о начале представления. После
чего откупорил три бутылки водки, щедро полил ими мостовую
и поджег. Получилось очень эффектное зрелище. На наших глазах
запылала большая и пухлая буква “Я”. А потом по тротуару поползли
голубоватые змейки гаснущего пламени. Это горел спирт, попавший
в расщелины фигурной каменной кладки.
- Госпожа Ходдер, расскажите, пожалуйста, о своем проекте.
- Я хотела сделать такой интерактивный проект, участие в котором
доставило бы людям радость. Все мы испытываем потребность
вырваться из того сумасшедшего ритма, в котором живем, и сосредоточиться
на самом главном. Но, к сожалению, у нас постоянно не хватает
на это времени. В жизни мы слишком много времени уделяем внешнему
миру и часто не замечаем того, что творится внутри нас. “Лабиринт”
- это возможность заглянуть в свой внутренний мир, возможность
самопознания и релаксации.
- Как возникла идея лабиринта?
- В ритуальных целях лабиринт использовался у многих древних
народов. Многие из них, например американские индейцы, считали
блуждания по лабиринту средством излечения от телесных и душевных
недугов. В настоящее время в Европе и Америке лабиринты создаются
при госпиталях, церквах, школах и тюрьмах. Их можно рассматривать
как средство психотерапии или просто как место для отдыха.
Каждый человек вкладывает в посещение лабиринта свой собственный
смысл.
- Глядя на ваш лабиринт, создается впечатление, что искусство
для вас - это прежде всего поиск красоты и гармонии бытия.
- Мне близко то искусство, которое волнует, трогает душу.
Красота - это сила, способная возвысить человека над повседневностью.
Во власти искусства - изменить нашу жизнь в лучшую сторону,
заставить посмотреть на мир другими глазами.
Историческая справка
от Монро Ходдер
Лабиринт широко использовался во многих культурах древнего
мира. Первые дошедшие до нас лабиринты были обнаружены в погребениях
Сардинии, датируемых 3500 г. до нашей эры. Во время существования
Римской империи в разных провинциях было построено около 60
лабиринтов. Величественные каменные лабиринты были возведены
вдоль береговой линии от Скандинавии до России. Американские
индейцы на юго-западе строили лабиринты для ритуалов излечения.
Наиболее известный церковный лабиринт расположен во французском
соборе Шартрез, заложенном в 13 веке. Этот собор по сей день
остается местом паломничества.
Досье “НП”
Монро Ходдер - американская художница, исследующая
выразительные возможности как традиционных техник и
жанров, так и перфоманса, инсталляции.
Получила художественное образование в Институте искусств
Сан-Франциско.
Последнее время живет и работает в Лондоне.
В середине 90-х Монро Ходдер несколько лет жила в Алматы.
Здесь состоялось несколько ее персональных выставок.
Работы художницы находятся в коллекции Государственного
музея искусств имени А.Кастеева, в коллекции галереи
“Тенгри-Умай”.
|
|