Нефтяные грабли
Андрей ГУБЕНКО
Недавние
структурные изменения в правительстве значительно изменили
политический ландшафт в стране. Однако слияниями-разделениями
комитетов и агентств дело, пожалуй, не закончится. В последнее
время в кулуарах власти все активнее циркулируют слухи о создании
Министерства нефти и газа. Официальной информации на этот
счет пока нет, но как нам стало известно от осведомленных
людей, это действительно может случиться еще до конца года.
Если так, то Миннефтегазпром появится в правительстве после
почти 6 лет отсутствия; напомним, что Министерство нефтяной
и газовой промышленности было расформировано в начале 1997
года
Оправдана подобная реставрация или нет - так ставить вопрос,
пожалуй, не имеет смысла. Во-первых, политическое решение
вроде бы практически принято. А во-вторых, любой коллектив,
если он состоит из профессионалов и занимается делом, этому
делу, как минимум, не повредит.
Другой вопрос - каким будет возрожденный орган. И нужен
ли он отрасли, стране в том прежнем виде, образца 1997 года?
Сейчас, когда на дворе 2002-й и совершенно иная экономическая
картина?
Едва ли.
Самое главное: большинство предприятий нефтегазового сектора
на сегодняшний день приватизированы, причем многие отданы
в руки иностранным инвесторам. Тенгиз, Кумколь, Карачаганак,
Каламкас, Жетыбай, Каражанбас... Все это месторождения, где
по большой части или совершенно господствует частный капитал.
А теперь вспомним, что из себя представляло расформированное
министерство образца года эдак 1995-го: триста-четыреста чиновников,
сферу компетенции которых можно охарактеризовать как безграничную,
а контроль - как тотальный. Иными словами, то была структура,
по своей природе принадлежащая другому времени; она досталась
в наследство от социалистического уклада хозяйства, от так
называемой командно-административной экономики.
Так как запрячь в одну телегу коня и трепетную лань? Совместить
рыночное содержание и командные методы? Нельзя ведь в самом
деле всерьез представить себе ситуацию, что чиновники еженедельно
будут собирать капиталистов на планерки, выслушивать отчеты
и раздавать директивы.
Очевидно, это невозможно, и, стало быть, Миннефтегаз-2002
будет изрядно отличаться от своих предыдущих версий.
Конечно, и сейчас часть нефтегазового сектора (хотя и малая,
а главное, она неизбежно будет уменьшаться, если мы не соберемся
опять строить коммунизм) по-прежнему остается в руках государства.
Однако все эти предприятия входят в структуру национальной
компании “КазМунайГаз”, и, судя по всему, существованию последней
в ближайшем будущем ничего не грозит. В принципе, в казахстанской
практике нередки случаи, когда два органа практически дублируют
друг друга, но все-таки в данном случае скорее произойдет
перераспределение функций и полномочий между “КазМунайГазом”
и Миннефтегазом.
А также неизбежен переход большого куска полномочий от Министерства
энергетики и минеральных ресурсов. (Разумеется, что вместе
с тем почти неизбежны и персональные перемещения; более того,
иные наблюдатели не исключают, что ради этого, собственно,
и задумана вся комбинация. Впрочем, это лишь гипотеза).
Вопрос именно в том, какие полномочия получат чиновники
из нового министерства. Если квотирующе-разрешительные, да
практически безграничные, то это, конечно же, будет шаг назад,
а не вперед. И недавняя история с отстранением от должности
по представлению Генпрокуратуры увлекшегося такими полномочиями
одного из вице-министров энергетики только подтверждает это.
Мы не удивимся, если через какое-то время, войдя во вкус,
эти функционеры распространят свои аппетиты и на частный сектор,
предписывая нефтяным компаниям работать себе в убыток (например,
направлять нефть на отечественные НПЗ по фиксированным заниженным
ценам или отгружать ГСМ на село в период посевной и жатвы
по опять же указанным ими ценам - как это уже бывало в ближайшей
истории), угрожая в противном случае перекрыть краник.
Вообще, пока в экономике останутся “администраторы”, обладающие
этим правом - перекрывать краник и тем самым добиваться повиновения,
- бизнес не сможет нормально развиваться, а власть не излечится
от своей самой грозной напасти - коррупции.
Но мы отвлеклись. До сих пор “КазМунайГазу” были предоставлены
возможности для эффективного самостоятельного и творческого
развития. Министерство энергетики и минеральных ресурсов заботилось
лишь о материях глобальных; оно отвечало за реализацию единой
государственной политики в нефтегазовой отрасли, обеспечение
эффективного и рационального освоения нефтегазовых ресурсов
республики, а также решало стратегические вопросы по использованию,
воспроизводству и дальнейшему увеличению углеводородных ресурсов.
Нетрудно понять, что при таком раскладе в действительности
“КМГ” мало зависел от министерских чиновников, ведь в остальном
компания обладала полной компетенцией - от выработки собственной
экономической политики до представления коммерческих государственных
интересов в совместных предприятиях, таких как КИО или ТШО.
С другой стороны, “КазМунайГаз” не вмешивался и в деятельность
частных компаний; таким образом, соблюдался известный баланс
интересов. И, как показывает опыт, такое положение вещей пошло
отрасли на пользу. За прошедшие годы нефтедобывающие предприятия
(как частные, так и государственные, входящие в структуру
“КМГ”) превратились в локомотив, мощно толкающий вперед всю
экономику страны.
Об этом красноречиво говорят и цифры. ВВП за 2000-2001 годы
увеличился на 20 процентов (во многом благодаря успехам нефтяников),
тенденция сохранилась и теперь, хотя темпы и замедлились,
но можно представить, как бы они выросли, если бы нефтяную
отрасль, как, впрочем, и весь частный бизнес, не пытались
перманентно втолкнуть в прокрустово ложе командно-административной
экономики.
Мы неоднократно писали о том, что постоянные перетряски
в правительстве - как кадровые, так и структурные - преследуют,
несмотря на мнящуюся порой цикличность, все-таки рациональную
цель: выстроить наконец цивилизованную компактную исполнительную
власть. Кабинет, который не пытался бы “порулить экономикой”,
а позволил бы развиваться бизнесу самому, лишь позволяя себе
иногда подкорректировать ситуацию, как-то: оказать протекцию
отечественному товаропроизводителю, ввести, где надо, налоговые
льготы и т.п.
Вероятно, если бы к новому году в Казахстане появилось новое
Министерство нефти и газа (или как оно будет называться),
весь штат которого состоял бы из человек, скажем, 20-25, причем
специалистов-аналитиков, а не бастыков-контролеров, и задачей
их было бы не шантажировать нефтяников “перекрытием краника”,
а заниматься долгосрочным планированием, стратегическим прогнозированием
или, например, созданием благоприятного инвестиционного и
налогового климата, то это и не повредило бы отрасли.
Иначе - путь, ведущий к новым знаниям и откровениям.
|