20 сентября 2002
№ 38 (226)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Спорт
     Культура
     Красная бурда

 
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     События 

Нефтяные грабли

Андрей ГУБЕНКО

Недавние структурные изменения в правительстве значительно изменили политический ландшафт в стране. Однако слияниями-разделениями комитетов и агентств дело, пожалуй, не закончится. В последнее время в кулуарах власти все активнее циркулируют слухи о создании Министерства нефти и газа. Официальной информации на этот счет пока нет, но как нам стало известно от осведомленных людей, это действительно может случиться еще до конца года. Если так, то Миннефтегазпром появится в правительстве после почти 6 лет отсутствия; напомним, что Министерство нефтяной и газовой промышленности было расформировано в начале 1997 года

 

Оправдана подобная реставрация или нет - так ставить вопрос, пожалуй, не имеет смысла. Во-первых, политическое решение вроде бы практически принято. А во-вторых, любой коллектив, если он состоит из профессионалов и занимается делом, этому делу, как минимум, не повредит.

Другой вопрос - каким будет возрожденный орган. И нужен ли он отрасли, стране в том прежнем виде, образца 1997 года? Сейчас, когда на дворе 2002-й и совершенно иная экономическая картина?

Едва ли.

Самое главное: большинство предприятий нефтегазового сектора на сегодняшний день приватизированы, причем многие отданы в руки иностранным инвесторам. Тенгиз, Кумколь, Карачаганак, Каламкас, Жетыбай, Каражанбас... Все это месторождения, где по большой части или совершенно господствует частный капитал.

А теперь вспомним, что из себя представляло расформированное министерство образца года эдак 1995-го: триста-четыреста чиновников, сферу компетенции которых можно охарактеризовать как безграничную, а контроль - как тотальный. Иными словами, то была структура, по своей природе принадлежащая другому времени; она досталась в наследство от социалистического уклада хозяйства, от так называемой командно-административной экономики.

Так как запрячь в одну телегу коня и трепетную лань? Совместить рыночное содержание и командные методы? Нельзя ведь в самом деле всерьез представить себе ситуацию, что чиновники еженедельно будут собирать капиталистов на планерки, выслушивать отчеты и раздавать директивы.

Очевидно, это невозможно, и, стало быть, Миннефтегаз-2002 будет изрядно отличаться от своих предыдущих версий.

Конечно, и сейчас часть нефтегазового сектора (хотя и малая, а главное, она неизбежно будет уменьшаться, если мы не соберемся опять строить коммунизм) по-прежнему остается в руках государства. Однако все эти предприятия входят в структуру национальной компании “КазМунайГаз”, и, судя по всему, существованию последней в ближайшем будущем ничего не грозит. В принципе, в казахстанской практике нередки случаи, когда два органа практически дублируют друг друга, но все-таки в данном случае скорее произойдет перераспределение функций и полномочий между “КазМунайГазом” и Миннефтегазом.

А также неизбежен переход большого куска полномочий от Министерства энергетики и минеральных ресурсов. (Разумеется, что вместе с тем почти неизбежны и персональные перемещения; более того, иные наблюдатели не исключают, что ради этого, собственно, и задумана вся комбинация. Впрочем, это лишь гипотеза).

Вопрос именно в том, какие полномочия получат чиновники из нового министерства. Если квотирующе-разрешительные, да практически безграничные, то это, конечно же, будет шаг назад, а не вперед. И недавняя история с отстранением от должности по представлению Генпрокуратуры увлекшегося такими полномочиями одного из вице-министров энергетики только подтверждает это.

Мы не удивимся, если через какое-то время, войдя во вкус, эти функционеры распространят свои аппетиты и на частный сектор, предписывая нефтяным компаниям работать себе в убыток (например, направлять нефть на отечественные НПЗ по фиксированным заниженным ценам или отгружать ГСМ на село в период посевной и жатвы по опять же указанным ими ценам - как это уже бывало в ближайшей истории), угрожая в противном случае перекрыть краник.

Вообще, пока в экономике останутся “администраторы”, обладающие этим правом - перекрывать краник и тем самым добиваться повиновения, - бизнес не сможет нормально развиваться, а власть не излечится от своей самой грозной напасти - коррупции.

Но мы отвлеклись. До сих пор “КазМунайГазу” были предоставлены возможности для эффективного самостоятельного и творческого развития. Министерство энергетики и минеральных ресурсов заботилось лишь о материях глобальных; оно отвечало за реализацию единой государственной политики в нефтегазовой отрасли, обеспечение эффективного и рационального освоения нефтегазовых ресурсов республики, а также решало стратегические вопросы по использованию, воспроизводству и дальнейшему увеличению углеводородных ресурсов.

Нетрудно понять, что при таком раскладе в действительности “КМГ” мало зависел от министерских чиновников, ведь в остальном компания обладала полной компетенцией - от выработки собственной экономической политики до представления коммерческих государственных интересов в совместных предприятиях, таких как КИО или ТШО.

С другой стороны, “КазМунайГаз” не вмешивался и в деятельность частных компаний; таким образом, соблюдался известный баланс интересов. И, как показывает опыт, такое положение вещей пошло отрасли на пользу. За прошедшие годы нефтедобывающие предприятия (как частные, так и государственные, входящие в структуру “КМГ”) превратились в локомотив, мощно толкающий вперед всю экономику страны.

Об этом красноречиво говорят и цифры. ВВП за 2000-2001 годы увеличился на 20 процентов (во многом благодаря успехам нефтяников), тенденция сохранилась и теперь, хотя темпы и замедлились, но можно представить, как бы они выросли, если бы нефтяную отрасль, как, впрочем, и весь частный бизнес, не пытались перманентно втолкнуть в прокрустово ложе командно-административной экономики.

Мы неоднократно писали о том, что постоянные перетряски в правительстве - как кадровые, так и структурные - преследуют, несмотря на мнящуюся порой цикличность, все-таки рациональную цель: выстроить наконец цивилизованную компактную исполнительную власть. Кабинет, который не пытался бы “порулить экономикой”, а позволил бы развиваться бизнесу самому, лишь позволяя себе иногда подкорректировать ситуацию, как-то: оказать протекцию отечественному товаропроизводителю, ввести, где надо, налоговые льготы и т.п.

Вероятно, если бы к новому году в Казахстане появилось новое Министерство нефти и газа (или как оно будет называться), весь штат которого состоял бы из человек, скажем, 20-25, причем специалистов-аналитиков, а не бастыков-контролеров, и задачей их было бы не шантажировать нефтяников “перекрытием краника”, а заниматься долгосрочным планированием, стратегическим прогнозированием или, например, созданием благоприятного инвестиционного и налогового климата, то это и не повредило бы отрасли.

Иначе - путь, ведущий к новым знаниям и откровениям.

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии