20 сентября 2002
№ 38 (226)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Спорт
     Культура
     Красная бурда

 
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
      Культура  

Арт-ателье

Жанна АЛЬЖАНОВА-САГАДИ

Подходит к завершению открывшийся в начале недели международный арт-фестиваль “Тенгри-Умай 2002”

Мероприятие, объединившее представителей изобразительного искусства Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, России, Израиля, США и Германии, проводится в Алматы во второй раз. Под патронажем общественного фонда “Тенгри-Умай” в партнерстве с Центром современной хореографии, при поддержке акимата южной столицы, Министерства культуры, информации и общественного согласия, ЮНЕСКО, Британского совета, Гете-института, музея имени А.Кастеева, где и проходят международные выставки, и Аналитического центра культурной политики.

В минувшем году фестиваль назывался иначе - “Мастер-класс Казахстан 2001”. Неожиданный успех арт-форума привел организаторов к довольно смелому решению - осуществлять проект традиционно в форме биеннале. Сменено было и название.

Вот уже шесть дней как гости фестиваля (более 100 разностилевых художников, арт-терапевты, музыканты и теоретики искусства) бороздят просторы южностоличного арта.

В день открытия фестиваля в Государственном музее искусств имени А.Кастеева стартовала международная выставка, представившая живопись, графику, творения, выполненные в смешанной технике. Здесь же разместилось комплексное арт-ателье: изо, музыка, видео. Долю восторга прибавил проект Сергея Дарагана (Кыргызстан) “Продолжение темы” с участием ассистента Ларисы Захаровой, композитора, пианиста Олега Резцова, теоретика искусства Гелены Мосорюк и режиссера Федора Башинского.

В малом зале академического русского театра имени М.Лермонтова читались лекции по арт-терапии, проводились мастер-классы, семинары и вечера современной хореографии. Авангардные проекты актуальных художников, участников фестиваля, экспонировались в одном из павильонов выставочного центра “Атакент” и на открытом пространстве. Тут же проходил воркшоп - открытая творческая мастерская. Все этапы рождения того или иного художественного шедевра можно было видеть своими глазами.

В галерее “Тенгри-Умай” открылась персональная выставка “Открытая книга” (компьютерная графика, фотография) московского художника Владимира Опара. Порядка четырех месяцев необычные полотна Владимира экспонировались на выставке “Абстракция в России. ХХ век” в Русском музее Санкт-Петербурга. “Поверхность”, “Дух шамана”, “Послание въезжающему в Иерусалим - ответ въезжающего в Иерусалим”, “Мальчик-карбюратор и его мама”...
Главная тема его творчества - следы следов, отпечатки отпечатков. Так он понимает мир. С большой натяжкой можно назвать его покрытые глиной с выступающими ржавыми металлическими конструкциями работы картинами. Инсталляции...
“Железный путь” площадью 900 квадратных метров из сварного металла от электровозов также являет собой отпечатки прошлого, следы следов...

- Творчество не имеет никакого отношения к тому, что происходит в мире на самом деле. Я уверен, мир так и устроен как отпечаток отпечатков. Здесь нельзя что-то изменить, мы следуем этой парадигме - “отпечатку отпечатков”.
Каждое лето под Москвой устраиваем компьютерные лагеря, с превеликим удовольствием пишем абсурдистские тексты, генерируем идеи. Попросту говоря, я выращиваю в Москве мафию, которая поставит всех на уши. Эти воспитанные мной люди будут понимать все.

- Образное и безобразное?
- И это в том числе. Надеюсь, что они станут сильными, настоящими художниками. А те, кто стоит сегодня на Арбате, так они просто срисовывают! И здесь все, что экспонируется в вашем выставочном центре, - полная мура, вчерашний день! Забудьте, нет такого искусства больше! Есть другое, серьезный мир образов...

- Об этом вы говорите с высоких трибун и в своих книгах?
- Книги? Так это же философия! Как учебники их рассматривать нельзя. Какая сейчас проблема? Пришли технари и быстрее всех сели за компьютеры, а художники? Они - алкоголики! Я не люблю их. Технари, конечно, намного подкованней, чем художники, вот и сидят, клепают плакаты и прочее. Мы потратили семьдесят часов на то, чтобы выучить новую программу. Сделай это и ты! Потрать время, сядь, посмотри, что такое виртуальная культура. Многие из них отделываются: “Я же не художник!” Ну и что? Хочешь не хочешь, но ты ведь создаешь компьютерные картинки.

- Владимир, выставочный проект “Открытая книга” посвящается вашему 50-летнему юбилею. Компьютерная графика, фотография и... тексты, похожие на стихи. Определение, принадлежащее вам. Что это?
- Человеку исполняется 50 лет, и это уже хорошо. Но весь проект как медным тазом накрылся.

- Почему?
- Потому что все хорошо. Я самый счастливый человек на свете, у меня есть все: друзья, дети, любимая супруга. Все прекрасно и замечательно, что безумно интересно.
Я не поэт и не люблю рифмы “день - пень”, “окно - давно”. Ритм далеко не в рифме, он существует внутри тебя. Не так давно состою в обществе охраны стрекоз, как и все великие поэты. Не потому, что не думаю. Они просто не ожидали увидеть во мне автора серьезных текстов! Но я оказался намного сложнее и уверен, что могу дать фору тому же Косте Кедрову!
Да, я - хулиган, пишу про водку, селедку, 25 рублей... Которые так и стоят в буфете около моей студии! Прихожу, отдаю 25 рублей и пью. Там пьют и журналисты, и полковники... А я прихожу потому, что буфетчица строит мне глазки...

- После возвращения в 1992 году из США в вашем творчестве появилась тема башен. Картины с сюжетами “башни” находятся в коллекции Третьяковской галереи. “Две башни” были написаны незадолго до событий 11 сентября?..
- Нет, эту картину я написал гораздо раньше. До нее появилось несколько работ с изображением распятого между башнями человека. Евреи, помню, тогда спросили меня: “Это Иисус?” Я ответил им: “Это не Христос, а обыкновенный распятый человек!”

- У вас есть своя студия “О, пара”, в которой вы работаете с супругой Майей...
- И не только с ней. Активное участие принимают и четверо моих детей. Хотя я не заставляю их работать на меня и неправильно пригревать их. Самостоятельность - прежде всего!

- Ваша старшая дочь - будущий искусствовед, сын - талантливый дизайнер в итальянской фирме, младшая Анастасия села за компьютер в трехлетнем возрасте. Дети, конечно, будут лучше вас?
- Отчасти. С другой стороны, они никогда не превзойдут меня. По разным причинам. Возможно, я эмоциональнее и экстремальнее. Но я люблю их.

- Продолжаете ли вы курировать выставку-фестиваль “ФоКом”, традиционно проводимую в Москве?
- “ФоКом” мы закрыли в прошлом году, поскольку фестиваль изначально был рассчитан на пять лет. В настоящее время он мягко трансформировался в “Арт-фор” - “искусство для”, программу, нацеленную на молодых художников. Думаю, что мы поступили правильно. Все наше влияние необходимо употребить не на получение материальной прибыли, а на воспитание юных мастеров. Поэтому и организовываем летние компьютерные лагеря. Лично я вкладываю в это немало средств. Мне их не жалко. Покупаю каждый год новые компьютеры... Молодые должны стать лучше нас! И я ни в коем случае не пилю сук, на котором сижу, моя задача - помирить художников, которых я люблю и знаю...

Генеральные спонсоры арт-фестиваля - гуманистический институт Хивос (Нидерландское королевство); ОАО “Казкоммерцбанк”;
Спонсоры: ОАО “LG Electronics”, ТОО “АВВ”, ТОО “Deloitte&Touch”; ЗАО “Glotur”, транспортная компания “Транзит-Сервис”, Центр израильской медицины, фирма по оформлению художественных произведений “B-ART”, винзавод “Иссык”, винзавод “Гигант”, “Asia Publishing”, “Taimas printhouse”, ООО “Косима-СПб”, “Air Kazakhstan”, переводческая компания “Тандем”.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии