Арт-ателье
Жанна АЛЬЖАНОВА-САГАДИ
Подходит к завершению открывшийся в начале недели международный
арт-фестиваль “Тенгри-Умай 2002”
Мероприятие, объединившее представителей изобразительного
искусства Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, России, Израиля,
США и Германии, проводится в Алматы во второй раз. Под патронажем
общественного фонда “Тенгри-Умай” в партнерстве с Центром
современной хореографии, при поддержке акимата южной столицы,
Министерства культуры, информации и общественного согласия,
ЮНЕСКО, Британского совета, Гете-института, музея имени А.Кастеева,
где и проходят международные выставки, и Аналитического центра
культурной политики.
В минувшем году фестиваль назывался иначе - “Мастер-класс
Казахстан 2001”. Неожиданный успех арт-форума привел организаторов
к довольно смелому решению - осуществлять проект традиционно
в форме биеннале. Сменено было и название.
Вот уже шесть дней как гости фестиваля (более 100 разностилевых
художников, арт-терапевты, музыканты и теоретики искусства)
бороздят просторы южностоличного арта.
В день открытия фестиваля в Государственном музее искусств
имени А.Кастеева стартовала международная выставка, представившая
живопись, графику, творения, выполненные в смешанной технике.
Здесь же разместилось комплексное арт-ателье: изо, музыка,
видео. Долю восторга прибавил проект Сергея Дарагана (Кыргызстан)
“Продолжение темы” с участием ассистента Ларисы Захаровой,
композитора, пианиста Олега Резцова, теоретика искусства Гелены
Мосорюк и режиссера Федора Башинского.
В малом зале академического русского театра имени М.Лермонтова
читались лекции по арт-терапии, проводились мастер-классы,
семинары и вечера современной хореографии. Авангардные проекты
актуальных художников, участников фестиваля, экспонировались
в одном из павильонов выставочного центра “Атакент” и на открытом
пространстве. Тут же проходил воркшоп - открытая творческая
мастерская. Все этапы рождения того или иного художественного
шедевра можно было видеть своими глазами.
В
галерее “Тенгри-Умай” открылась персональная выставка “Открытая
книга” (компьютерная графика, фотография) московского художника
Владимира Опара. Порядка четырех месяцев необычные
полотна Владимира экспонировались на выставке “Абстракция
в России. ХХ век” в Русском музее Санкт-Петербурга. “Поверхность”,
“Дух шамана”, “Послание въезжающему в Иерусалим - ответ въезжающего
в Иерусалим”, “Мальчик-карбюратор и его мама”...
Главная тема его творчества - следы следов, отпечатки отпечатков.
Так он понимает мир. С большой натяжкой можно назвать его
покрытые глиной с выступающими ржавыми металлическими конструкциями
работы картинами. Инсталляции...
“Железный путь” площадью 900 квадратных метров из сварного
металла от электровозов также являет собой отпечатки прошлого,
следы следов...
- Творчество не имеет никакого отношения к тому, что происходит
в мире на самом деле. Я уверен, мир так и устроен как отпечаток
отпечатков. Здесь нельзя что-то изменить, мы следуем этой
парадигме - “отпечатку отпечатков”.
Каждое лето под Москвой устраиваем компьютерные лагеря, с
превеликим удовольствием пишем абсурдистские тексты, генерируем
идеи. Попросту говоря, я выращиваю в Москве мафию, которая
поставит всех на уши. Эти воспитанные мной люди будут понимать
все.
- Образное и безобразное?
- И это в том числе. Надеюсь, что они станут сильными, настоящими
художниками. А те, кто стоит сегодня на Арбате, так они просто
срисовывают! И здесь все, что экспонируется в вашем выставочном
центре, - полная мура, вчерашний день! Забудьте, нет такого
искусства больше! Есть другое, серьезный мир образов...
- Об этом вы говорите с высоких трибун и в своих книгах?
- Книги? Так это же философия! Как учебники их рассматривать
нельзя. Какая сейчас проблема? Пришли технари и быстрее всех
сели за компьютеры, а художники? Они - алкоголики! Я не люблю
их. Технари, конечно, намного подкованней, чем художники,
вот и сидят, клепают плакаты и прочее. Мы потратили семьдесят
часов на то, чтобы выучить новую программу. Сделай это и ты!
Потрать время, сядь, посмотри, что такое виртуальная культура.
Многие из них отделываются: “Я же не художник!” Ну и что?
Хочешь не хочешь, но ты ведь создаешь компьютерные картинки.
- Владимир, выставочный проект “Открытая книга” посвящается
вашему 50-летнему юбилею. Компьютерная графика, фотография
и... тексты, похожие на стихи. Определение, принадлежащее
вам. Что это?
- Человеку исполняется 50 лет, и это уже хорошо. Но весь проект
как медным тазом накрылся.
- Почему?
- Потому что все хорошо. Я самый счастливый человек на свете,
у меня есть все: друзья, дети, любимая супруга. Все прекрасно
и замечательно, что безумно интересно.
Я не поэт и не люблю рифмы “день - пень”, “окно - давно”.
Ритм далеко не в рифме, он существует внутри тебя. Не так
давно состою в обществе охраны стрекоз, как и все великие
поэты. Не потому, что не думаю. Они просто не ожидали увидеть
во мне автора серьезных текстов! Но я оказался намного сложнее
и уверен, что могу дать фору тому же Косте Кедрову!
Да, я - хулиган, пишу про водку, селедку, 25 рублей... Которые
так и стоят в буфете около моей студии! Прихожу, отдаю 25
рублей и пью. Там пьют и журналисты, и полковники... А я прихожу
потому, что буфетчица строит мне глазки...
- После возвращения в 1992 году из США в вашем творчестве
появилась тема башен. Картины с сюжетами “башни” находятся
в коллекции Третьяковской галереи. “Две башни” были написаны
незадолго до событий 11 сентября?..
- Нет, эту картину я написал гораздо раньше. До нее появилось
несколько работ с изображением распятого между башнями человека.
Евреи, помню, тогда спросили меня: “Это Иисус?” Я ответил
им: “Это не Христос, а обыкновенный распятый человек!”
- У вас есть своя студия “О, пара”, в которой вы работаете
с супругой Майей...
- И не только с ней. Активное участие принимают и четверо
моих детей. Хотя я не заставляю их работать на меня и неправильно
пригревать их. Самостоятельность - прежде всего!
- Ваша старшая дочь - будущий искусствовед, сын - талантливый
дизайнер в итальянской фирме, младшая Анастасия села за компьютер
в трехлетнем возрасте. Дети, конечно, будут лучше вас?
- Отчасти. С другой стороны, они никогда не превзойдут меня.
По разным причинам. Возможно, я эмоциональнее и экстремальнее.
Но я люблю их.
- Продолжаете ли вы курировать выставку-фестиваль “ФоКом”,
традиционно проводимую в Москве?
- “ФоКом” мы закрыли в прошлом году, поскольку фестиваль изначально
был рассчитан на пять лет. В настоящее время он мягко трансформировался
в “Арт-фор” - “искусство для”, программу, нацеленную на молодых
художников. Думаю, что мы поступили правильно. Все наше влияние
необходимо употребить не на получение материальной прибыли,
а на воспитание юных мастеров. Поэтому и организовываем летние
компьютерные лагеря. Лично я вкладываю в это немало средств.
Мне их не жалко. Покупаю каждый год новые компьютеры... Молодые
должны стать лучше нас! И я ни в коем случае не пилю сук,
на котором сижу, моя задача - помирить художников, которых
я люблю и знаю...
Генеральные спонсоры арт-фестиваля - гуманистический институт
Хивос (Нидерландское королевство); ОАО “Казкоммерцбанк”;
Спонсоры: ОАО “LG Electronics”, ТОО “АВВ”, ТОО “Deloitte&Touch”;
ЗАО “Glotur”, транспортная компания “Транзит-Сервис”, Центр
израильской медицины, фирма по оформлению художественных произведений
“B-ART”, винзавод “Иссык”, винзавод “Гигант”, “Asia Publishing”,
“Taimas printhouse”, ООО “Косима-СПб”, “Air Kazakhstan”, переводческая
компания “Тандем”.
|