06 сентябрь 2002
№ 36 (224)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура

 
     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
     События 

Потерявши, заплачем?

Нынешний парламент может не успеть принять 60 законов

Сергей ВОЛКОВ

После выступления президента Нурсултана Назарбаева на открытии очередной сессии парламента республики стало ясно: нынешняя законодательная власть республики стала неинтересна главе государства. Выводов из этого можно сделать много. Выходов из этой ситуации - как минимум два.

О судьбе нынешнего парламента ангажированные политики стали публично задумываться еще прошлой осенью. Но ничего, кроме плохо завуалированных желаний своих заказчиков, “аналитики” тогда предъявить не смогли. Одни (от группы провластных мудрецов) прогнозировали скорый распад дружного коллектива депутатов по причине политических противоречий.

Другие (от только оформляющейся тогда еще оппозиции олигархов) планировали расширение полномочий (особенно контрольных) для парламентариев. Их не смущал при этом даже тот факт, что большинству самих депутатов более чем хватает тех полномочий, что у них уже есть. И статус безвластных “народных избранников” их более чем устраивает.

И те и другие прорицатели в своих прогнозах ошиблись. Парламент не развалился под ударами партийных тяжеловесов. Тем более он не стал бороться за расширение спектра собственных полномочий.
В силу чего уже к весне 2002 года и власти, и олигархической оппозиции стало ясно, что с этим составом парламентариев “каши не сваришь”. Слишком уж вросли те в убогий комфорт парламентских помещений.

В общем, старая история на новый лад. Как обычно это у нас в последнее десятилетие случается, президенту и правительству уже надоели медлительность и внешняя сварливость депутатов. Тем более что последние при всей своей мягкотелости по отношению к реальной власти, как и их предшественники, начали в последнее время слишком уж много внимания уделять выразительности собственных политических лиц. А некоторые из них даже стали участвовать в оппозиционных акциях. К слову, эти факты и послужили основой для утверждений о “старой сказке на новый лад”. Оппозиционеров нынешняя власть, несмотря на всю свою демократичность, на дух не переносит.

“Новая” же оппозиция крайне недовольна нынешним составом казахстанского парламента лишь по одной причине (изгнание Булата Абилова из команды депутатов не в счет) - для нее он слишком однородно-лоялен по отношению к главе государства. Оппозиционеры ведь почти не скрывают, что основная их цель - это назначение досрочных выборов президента РК. А здесь им, кроме парламентариев, помочь-то и некому. Не ждать же, в самом деле, решения вопроса о выборности акимов или окончания акции “Народный контроль за деятельностью правительства и парламента” (объявленной, кстати, бывшими работниками правительства и парламента).

Так что сегодняшний парламент не по душе (а кому - как кость в горле) почти всем активным участникам политического процесса в республике.

Не случайно поэтому глава государства, выступая на открытии нынешней сессии парламента, между дежурными словами о первоочередных законах и современных реалиях как минимум два раза дал понять “народным избранникам”, что он ими недоволен.

Первый раз - когда вполне конкретно заявил о том, что так и не понял, почему депутаты не удосужились рассмотреть 7 из 15 законопроектов, объявленных президентом еще в 2001 году приоритетными. Второй раз случился тогда, когда Нурсултан Назарбаев объявил высокому собранию о создании рабочей группы по подготовке изменений и дополнений в конституционный Закон “О выборах в Республике Казахстан”. При этом он заметил: основной вектор нашей политики будет направлен на повышение роли институтов гражданского общества в политической системе. Только одно это замечание не сулит ничего хорошего нашему современному парламенту...

А ведь были еще и слова президента РК о том, что: а) нельзя расслабляться, “почивать на лаврах”; б) должно соответствовать новым требованиям; в) нужно откликаться на новые вызовы. Вот и судите сами. На данный момент этим трем буквам адекватны только глава страны и “новая” оппозиция. Правительство - в процессе серьезной оптимизации. А парламент?..

Как уже говорилось, выходов из этой ситуации пока видится два. Первый: добровольный самороспуск парламента в связи с принятыми поправками в выборное законодательство. Второй: добровольное же согласие нынешних депутатов на довыборы в парламент по партийным спискам. Также согласно принятым современным парламентом нововведениям в конституционные законы.

Причем “добровольность” - это ключевое понятие при любом раскладе данного процесса. Обновленной команде президента страны сейчас ни к чему очередные обвинения в авторитарности. Новой же оппозиции сейчас любые выборы на руку, тем более республиканского уровня. Так что уезжать из Астаны нынешним парламентариям, по любому, придется добровольно.

Может, конечно, случиться так, что природная медлительность депутатов вкупе с тактическими ухищрениями между исполнительной властью и олигархами-оппозиционерами растянут процедуру ухода нынешнего состава парламента на год - до начала лета 2003 года. Но от этого судьба нынешних парламентариев не изменится. Все, что могли, они уже для страны сделали. Осталось им теперь сделать через “не могу”.

План работ сессии предполагает рассмотрение и принятие депутатами около 60 законов! Кто будет принимать последние из них - нынче угадывается с трудом...

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии