Под небесами
Китай стал не просто крупной экономической державой с
серьезными амбициями, а страной, осуществляющей конкретные
планы внешнеэкономического расширения. Часть этого плана -
стремительное развитие приграничных областей Китая и, в частности,
Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР).
Как это выглядит глазами путешественника, оказавшегося по
ту сторону границы, рассказывает наш корреспондент Ольга
Медведева
Железнодорожный
порт Алашанькоу
Месяц назад журналистские пути привели меня в Джунгарскую
долину, на казахстанские пограничные заставы “Жаланышколь”
и “19-й разъезд”. Я тогда приняла бы за шутку, если бы кто
сказал мне, что в таких природных условиях можно построить
города.
Пески Джунгарии. Долина ураганных ветров и жареного солнца.
Сковородка, подпираемая справа хребтами Заилийского Алатау,
слева - отрогами Тянь-Шаня. “В 50 километрах отсюда - китайский
город”, - сказал вертолетчик.
Кто
знал, что спустя месяц я буду гулять по улицам этого города.
Город Алашанькоу, или порт Дружба, как его знают казахстанцы,
- самое широкое “окно” в Казахстан, а через него в Россию
и Европу.
В сентябре 1990 года здесь состыковался западный участок
железнодорожной магистрали Ланьчжоу - Синьцзян Китая и знаменитый
Турксиб. Таким образом появилась еще одна евразийская трансконтинентальная
железнодорожная трасса. Алашанькоу стал международным сквозным
пунктом для поездов из третьих стран с проектной мощностью
грузопотока в 3,5 тысячи тонн. На второй год после стыковки
грузопоток составил 430 тысяч тонн, в прошлом году - более
5 миллионов тонн, в нынешнем году планируют, что эта цифра
составит более 6 миллионов тонн.
По
подсчетам, расстояние между востоком и западом на этой “железке”
по сравнению с сибирской дорогой сократилось на две тысячи
километров, что сэкономило расходы транспорта на 30 процентов,
а по сравнению с морским транспортом сэкономило время почти
вдвое, а расходы - на четверть.
Стыковка двух дорог в большой степени стимулировала предприимчивость
китайцев. За 10 лет они построили в пустыне настоящий город
с заводами, многоэтажками, пятизвездочными отелями, банками,
парками и фонтанами.
В воскресенье местный таможенный пункт пустовал. Современное
здание из стекла и гранита со стороны Казахстана было глухо
задрапировано мощными железными жалюзи - защита от беспощадных
местных ветров.
- Мы называем его “импортный ветер”, - говорит Чжан Цзюнь,
начальник порта Алашанькоу. - Зимой он способен кирпичи поднять
в воздух. В наших планах в течение 10 лет создать зеленый
пояс и посадить деревья на площади в 1300 гектаров. Благодаря
молодым паркам последние три года 10-балльный ветер стал 8-балльным.
- Город начался вот с этих рынков, - говорит Чжан. - Но он
просуществовал лишь пару лет. Сейчас в пустующих корпусах
разместился деревообрабатывающий завод. Лес поступает из Сибири,
а готовые двери и оконные рамы из него пользуются огромным
спросом в Корее, Японии, той же России и в Казахстане. Обидно.
Почему не мы открыли такой завод?
Туристические
грезы
...Чжан практически каждый день встречается со своими казахстанскими
друзьями из Дружбы. Кроме деловых переговоров обсуждается
и проблема туризма. Алашанькоу - второй по значимости железнодорожный
порт в стране и у него огромный туристический потенциал.
- В нашем городе работают 20 тысяч человек. Огромное количество
людей приезжает сюда по делам бизнеса. Многие из них хотели
бы посмотреть соседний Казахстан. По нашим оценкам, Казахстану
это бы дало до 100 тысяч туристов в год. Наш план открыть
1-3-дневные поездки по вашей стране. Главная проблема - необходим
безвизовый въезд и выезд.
...И впредь, когда разговор заходил о туризме и приграничной
торговле, наши друзья не скрывали, что хотят свободу передвижений
по приграничным территориям Казахстана. Удобней всего это
сделать через туристические маршруты. “Если каждый турист
оставит в Казахстане по 200 долларов, то экономика вашей республики
дополнительно привлечет еще 20 миллионов долларов”, - считают
за нас они.
Кроме прочих дивидендов, львиную долю доходов от туризма
получат, безусловно, сами китайцы. Для этого стремительно
создают инфраструктуру. В их планах построить в Алашанькоу
аэропорт. У Казахстана на этот счет, похоже, пока вообще никаких
планов. А если наш Комитет по туризму созреет до этого проекта,
будет поздно: нулевая инфраструктура не позволит предоставить
туристам даже скромное сервисное обслуживание. Только вакуума
все равно не будет, эту нишу заполнят наши соседи.
Из Бортала-Монгольского автономного округа (здесь ее называют
Внутренней Монголией, в нее входит и порт Алашанькоу) мы уезжаем
по старой монгольской традиции, известной еще со времен Чингисхана:
оставляем свой камень в огромной груде булыжников, оставленных
нашими предшественниками. Говорят, “наш” камень обязательно
принесет удачу и обещает счастливой дороги.
ГАИ по-китайски
...Наш микроавтобус несколько часов упорно лезет в гору. Обгоняя
по пути груженные в три этажа грузовики с товаром: в Казахстан
везут ширпотреб... Кругом девственно пустынные холмы. Взгляду
не хватает чего-то привычного. Потом, задним числом я пойму,
чего же не хватало. Когда один из китайских партийных боссов
обмолвится, что на территории Или-Казахского района расположены
шесть полков, станет ясно: мы проехали тысячи километров и
не встретили ни одной военной базы, ни одного человека в военной
форме. Более того, ни одного китайского милиционера или гаишника!
Лишь однажды в городе Урумчи увидели знакомую картину: полицейский
остановил машину и проверил у водителя документы.
Скажете, там бардак на дорогах. Неправда! Действительно,
снующие велосипедисты для нашего водителя создадут немало
проблем: из-за них рассеивается внимание. Но аварий на дорогах
очень мало. И если они случаются, никто по полдня не ждет
полицейский наряд, создавая пробки. Просто тот, кто виноват,
отдает свои права. Все проходит очень просто и спокойно.
Легенды
Сайрама
... Мы отклонились от темы. Наш долгий подъем по пути в Хоргос
увенчался наградой - остановкой у самого высокогорного озера
Сайрам. Даже в летний зной здесь всегда прохладно. Сайрам
- загадка для китайских ученых. За тысячи лет уровень воды
и границы озера остаются постоянными. Но ни один человек,
ни одна лодка не могла переплыть Сайрам поперек. “Опыты” смельчаков
заканчивались плачевно. Говорят, в центре озера сильные подводные
течения, которые приносят смельчаков в жертву Сайраму. Тут
называют Сайрам китайскими Бермудами, якобы озеро через центр
Земли находится на одной прямой с Бермудским треугольником.
А еще говорят, что оно как-то связано с Казахстаном.
Не поспоришь, красивая легенда. Особенно для привлечения
туристов. Что касается связи Сайрама с Казахстаном, то это
близко: на берегу озера раскинулся большой юрточный городок.
Казахи и киргизы проезжему путнику во всей красе покажут быт
кочевых народов. Чай с дымком, бешбармак, скачки на лошадях,
катания на верблюдах - выполнят любое ваше желание за умеренную
плату. Бутафорным выглядит лишь длиннорогий козел, запряженный
в яркую повозку.
В гостях у китайских казахов
Наш приезд стал целым событием для маленькой чабанской стоянки.
Три юрты вольготно разместились у подножия мохнатой сосновой
горы. В десяти метрах вниз - горная речка. Дальше - серпантин
государственной автодороги. Горный воздух, аромат сосен, невытоптанная
трава и потоки щедрого солнца. Картина, до боли похожая на
пейзажи урочища Медео.
Мемет-ага - глава семьи - в честь гостей по обычаю зарезал
барашка. И только потом согласился дать интервью.
- У меня трое детей, старший учится в 11-м классе. Младший
- в пятом. У меня четверо старших братьев. Все мы чабаны.
Никогда не уходили за пределы СУАР. Отец и дед говорили, что
мы всегда жили в этих краях. Я знаю, что Казахстан стал отдельной
республикой, богатой и независимой. Знаю, что главой государства
стал Назарбаев.
О том, что Казахстан приглашает вернуться на историческую
родину всех этнических казахов, Мемет-ага не слышал. Он несколько
растерялся: давать интервью в присутствии районных чиновников,
согласитесь, нелегко. На наш вопрос, согласился бы он переехать
в Казахстан, ответил без раздумий: “Я бы переехал, но не один,
а со всей родней - вместе с семьями братьев... Они тут живут,
за горой”.
“У меня где-то в Казахстане есть родственники, в городе Жаркенте.
Но общаться с ними, поехать в гости не могу - не могу бросить
отару. Какое хозяйство? Тортулик, то есть бараны, коровы,
лошади и верблюды... - говорит чабан. - Хотел бы изменить
свою жизнь? - Нет!!!”
Наш коллега телеоператор Даурен улыбнулся в ответ: “В любой
точке земного шара казах остается казахом”.
В это время подоспел дастархан. Баурсаки, кумыс, бешбармак
и... китайские палочки - единственное напоминание, что мы
находимся в Поднебесной.
ХОРГОС
Порт Хоргос имеет 100-летнюю историю - это одна из точек Великого
шелкового пути. Местные власти считают, что 1993 год был для
Хоргоса звездным: через порт прошло рекордное количество грузов
(более 1 миллиона тонн). Сейчас торговый поток уменьшился
в пять раз. Отчасти из-за запрета на ввоз из Казахстана в
Китай шкур крупного рогатого скота и шерсти.
- В настоящее время, - говорит Цю Щюй, мэр Хоргоса, - по
требованию госсовета в Хоргосе созданы дезинфекционные базы
по обработке шкур и шерсти. Мы надеемся, что возобновятся
поставки и торговля снова оживится.
- У китайцев появилось много денег и их некуда девать, -
заманчиво улыбается Дю. - Наши люди хотят посмотреть Казахстан.
С 2000 года МИД КНР разрешил безвизовый въезд на территорию
Хоргоса. Почему китайские граждане не могут поехать в ваш
Жаркент?
На наш вопрос, почему именно Жаркент, а, скажем, не достопримечательности
Алматы, Щучинска интересуют хоргосцев, их мэр уклончиво отвечал:
“Сначала Жаркент. Ежедневно из Хоргоса в Жаркент могут поехать
500 туристов. Если каждый из них оставит по 200 юаней (стоп,
мы это уже слышали. - Авт.), то ваш бюджет пополнится на 10
тысяч юаней в день”.
...Вместе с представителями парткома Хоргоса едем на рынок.
Когда-то он кипел, сейчас торговля заметно охладела. По мнению
китайцев, причина этому - односторонность въезда. Гиды настойчиво
обращают наше внимание, что все КАМАЗы и автобусы имеют казахстанские
номера...
У алматинки Гули свое мнение насчет причин снижения товарооборота:
“Большие таможенные пошлины с казахстанской стороны. Практически
невыгодно ездить сюда”.
(Продолжение в следующем номере)
|