Все
будет джаз! Жанна Альжанова-Сагади Сегодня на площади Астаны
состоятся выступления джазового трио под руководством Франсуа Жанно, профессора
Парижской консерватории. В свой прошлый приезд в Казахстан Франсуа Жанно
провел серию концертов и мастер-классов
в Астане и Алматы. Французские музыканты-джазмены выступили в Национальном театре
оперы и балета имени К.Байсеитовой и Конгресс-холле, где симфоническим оркестром
консерватории имени Курмангазы дирижировал маэстро Кристоф Мангу. Концерты
европейских музыкантов состоялись в рамках сотрудничества между двумя консерваториями:
Казахской и Парижской высшей национальной консерваторией музыки и танца. Тогда
г-н Жанно (саксофон) побывал в несколько ином составе: Мишель Зенино (контрабас),
Джон Квитцке (ударные), Киминтанг Сиссоко (струнные) и Азиз Диоп (народные ударные).
С сенегальскими джазистами Киминтангом и Азизом профессор познакомился в 2000
году на фестивале джазовой музыки в Сент-Луи. За время своего совместного сотрудничества
европейско-африканский квинтет запустил не один экстрапроект. Азиз виртуозно играл
на инструменте,называемом джембе, ну а Киминтанг представил слушателям изумительную
мелодию, рождаемую инструментом хора, внешне похожим на арфу. Позже музыканты
выступили с “народниками” Казахской консерватории. Немало оваций было сорвано
на концерте, где джазмены импровизировали на тему казахской народной музыки с
домбристами и кобызистами. Новый проект Франсуа Жанно - трио: сам маэстро,
Джон Квитцке и новый контрабасист Стефан. В национальной консерватории имени Курмангазы
при непосредственной поддержке г-на Круая, атташе по культуре посольства Франции
в Казахстане, музыканты проводят в настоящее время мастер-классы для студентов
вышеуказанного заведения и учащихся джаз-банда под управлением Тагира Зарипова. -
Г-н Жанно, какие произведения будут исполнены вами на концерте, посвященном Дню
Конституции? - Поскольку я сам сочиняю джазовую музыку, будут исполнены только
мои произведения. Это будет пьеса, которая называется “Meeting in blue”. Композиция
создана для исполнения симфоническим оркестром и джазовыми музыкантами. Вот такой
необычный тандем. - Казахстанскому слушателю впервые будет представлена техника
музыкальной живописи. - Называется она sound-paiting. Музыка, изображаемая
посредством жестов. Это нельзя назвать дирижированием. Как вы знаете, дирижер
классической музыки держит палочку. Здесь же все по-другому. Музыкант жестикулирует
и находится в перманентном движении. Основателем данного течения в музыке является
американец Вальтер Томсон. Благодаря ему “музыкальная живопись” существует вот
уже порядка пятнадцати лет и постоянно обновляется. Sound-paiting объединяет не
только музыкантов, но и танцоров. Получается своего рода импровизированный театр. -
Благодаря вам в Парижской консерватории десять лет назад открылся факультет джаза? -
Добиваться этого пришлось очень долго, противились чиновники от культуры. Но я
пришел-таки к тому, чего хотел. Факультет функционирует, и довольно успешно. В
1985 году поступило предложение из министерства культуры Франции о создании в
Париже национального джазового оркестра. Буквально через год он стал работать!
Помимо трио и оркестра я руковожу еще и квартетом талантливых саксофонистов. -
Как вы оцениваете казахстанскую джазовую школу? - Это мой третий визит в Казахстан.
В каждый приезд нами проводились мастер-классы, каждый раз реализовывался какой-нибудь
новый музыкальный проект. К сожалению, мы не посещали джазовые школы. Лето, время
каникул... Поэтому я не смогу дать конкретную оценку. Но мне понравилось работать
с джаз-бандом Алматы. |