30 августа 2002
№ 35 (223)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
     Мир 

Как птица феникс

Жанна Альжанова-Сагади

Вдохновения, полученного от соблазнительной улыбки Моны Лизы, хватило на те два коротких дня, которые пришлось на большой скорости провести в столице Франции.

(Окончание. Начало в № 34)

Два часа в Лувре, два - в музее импрессионистов д’Орсэй, или, как называют его французы, “МО”, полтора на Эйфелевой башне, давление на земную поверхность которой равнозначно сидящему на стуле человеку, час на Елисейских полях, Триумфальной арке и Тюильри... Словом, галопом.
Вымотанная группа русскоязычных туристов была доставлена в последний день пребывания в Париже к небольшому французскому ресторанчику. Недорогому. Об экономии средств позаботилась принимающая сторона. Так сотрудники турфирмы выказывают свое почтение в честь завершения такого насыщенного и увлекательного путешествия! Меню, как выяснилось из рассказов представителей предыдущих туров, никогда не отличалось здесь разнообразием и изысканностью.
Авокадо, ягненок по-бургундски и малиновая шарлотка, впопыхах поднесенная юным официантом, кстати, по пути (так, невзначай!) обронившему несколько блюд, впечатления не произвели. Звон разбившегося стекла добродушные туристы, изысканные гурманы и патриоты своих кухонь, восприняли спокойно: “На счастье!” Правда, весь этот бургундский обеденный комплекс был заменен позже самими туристами на изысканные французские вина и добротный сыр. Чем и славится сия страна!

Прощание с Парижом выглядело не менее романтично. Прогулка на катере по Сене, ночная экскурсия по второму уровню Эйфелевой башни, кабаре Мулен Руж.
Доброжелательный народ французы! Лучезарные улыбки и приветливое “Бонжур!” сопровождали по-французски ни в зуб ногой туристов везде и всюду. Вот где пришлось сожалеть о том, что зря сбегали в свое время с “универовских” лекций и семинаров!

Герцогство Шарлотты
Путь обратный на нашем излюбленном автобусе отличался меньшей эмоциональностью. Устали. Впереди еще долгий путь с краткосрочными остановками.

Спозаранку толпа взбодрившихся туристов ступила на изумительную землю Люксембурга, которой на протяжении двух мировых войн правила герцогиня Шарлотта. Незаменимый гид Петруха в потугах выискивал в памяти наиболее яркие страницы из истории этого замечательного города-государства.

Право, смешно. Люксембург еще спал. Ни единого автомобиля и случайного прохожего. Местность будто дышала умиротворением и спокойствием. Даже птицы словно вымерли в этом древнем таинственном городке с мощеными улочками и старыми архитектурными постройками. А дружная команда автотуристов уже осматривала в это время так называемые достопримечательности. Городской собор, резиденция герцога, дом, в котором когда-то останавливался Гете... На стене жилого помещения выгравирован девиз люксембуржцев: “Мы будем такими, какими хотим себя видеть”.

Очень много в городе с населением в четыреста тысяч жителей оказалось банков! В богатейшей стране мира большинство зданий принадлежит, как выяснилось, финансовым учреждениям. “Так что, хотите роскоши - живите в Люксембурге!” - так завершил свое красноречивое выступление русскоязычный гид.

Берлинский андеграунд
Мы не остались в заманчивой стране, а вернулись домой, то есть в Берлин. Здесь находилась за время путешествия наша, выражаясь официальным языком, “штаб-квартира”. На самом деле это небольшой уютный домик, принадлежащий родственнику. Кстати, обладающему большими способностями в области экскурсоведения, нежели наш любимый Петя.

На Берлин, конечно, времени было предоставлено через край. Потсдамер-плац, где создается архитектурный облик “города XXI века” с использованием новейших технологий, Рейхстаг с новым стеклянным куполом, Бранденбургские ворота, находящиеся на реконструкции, два километра Берлинской стены, изображающей на каком-то своем отрезке целующихся Брежнева и Хонеккера, университет имени Гумбольдта, золотая Эльза, национальная галерея Пергамон, Берлинский собор...

Весьма увлекателен и ночной Берлин. Вот где начинает цвести пышным цветом андеграунд. Вот где всплывают разного рода неформальные течения. Самое удивительное и приятное - пофигизм в отношении окружающих. Здесь не осмотрят с ног до головы, не осудят, не пошепчутся за спиной.

Делай, что хочешь! Сделай тату на бритой голове, заплети бороду в косичку, протяни цепь между двумя кольцами в сосках, надень колготки в сеточку и закури дорогую сигару.

Тусуйся, как можешь! Особо славится своим андеграундом прославившаяся Ораниенберг-штрассе. Небольшие питейные заведения, расположенные по обочинам дорог, выставили свои летние площадки чуть ли не на проезжей части, что затрудняет движение транспорта и прогуливающихся искателей приключений. Заслышав блюз, заглянули в один из двориков, в котором уютно расположилось кафе. Картина впечатляла. На одном маленьком островке мирно сосуществовали разные социальные слои. Запах наркоты и экспрессивное выступление артистов на импровизированной сцене не смущали заглянувших сюда на кружку “Будвайзера” мужчин в галстучках. Известна эта улица красных фонарей и своими ночными двукрылыми обитательницами.

Саксония
Европейский маршрут продумывался нами заблаговременно. Еще перед вылетом из Алматы я твердо знала, какие города нам предстоит посетить в процессе своего так недолго длившегося свадебного путешествия. Если меня, как, впрочем, и любую женщину, интересовали вопросы семейного бюджета со всей его арифметикой, воображением моей второй половины правили галереи современного искусства и Дрезден, возродившийся из пепла как птица Феникс. Куда мы и попали перед самым отъездом.

Саксонская резиденция немецких монархов интересовала супруга, имеющего отношение к современному искусству, бесспорно. Но любованию Дрезденской галереей и шедеврами мастеров экстра-класса, таких как Корреджо, Тициан, Джорджоне, Рембрандт, Альбрехт Дюрер, Рафаэль с его всемирно известной “Сикстинской мадонной”, (кстати, которую король Август III приобрел в 1754 году за астрономическую сумму в двадцать тысяч дукатов) было посвящено порядка шести часов! Думается, что мы стали одними из последних посетителей картинной галереи в знаменитом дворцовом комплексе “Цвингер перед стихийным бедствием.

Сразу же по отъезде Дрезден настиг нашумевший “саксонский потоп”. Исторический центр города был затоплен полностью. Из-за безнадежности положения борьба с водной стихией была прекращена. Сотрудники галереи занялись перенесением экспонатов на верхние этажи здания, а это около 200 полотен собрания “Старые мастера”, картины Тициана, Рубенса и Рембрандта.

Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура обратился к мировому сообществу с призывом объединить усилия для спасения шедевров мирового искусства, располагающихся в зоне бедствия, и объявил готовность оказать любую поддержку в восстановлении пострадавших памятников.

В настоящее время ситуация на разбушевавшейся Эльбе остается критической, но стабилизация в регионе наметилась. Поговаривают, что очень скоро в Дрездене откроется совершенно новый музей. Переехавшие на верхние этажи экспонаты будут представлены общественности в новом, необычном свете!

Бесстрастная и неземная
Работники Дрезденской галереи особенно пеклись о самом главном своем полотне - “Сикстинской мадонне”, также подвергшейся эвакуации во время потопа.

Предыдущее место ее нахождения - небольшой зал, в котором знаменитая картина Рафаэля занимает центральное место. Рядом расположены миниатюрные диванчики. То есть любоваться шедевром можно сидя. Как и Джоконда, Мадонна помещена в стеклянную раму, в которой сохраняется необходимый микроклимат.

К полотну итальянского живописца невозможно подступиться. Но здесь, в отличие от Лувра, спокойнее. В зале царит убаюкивающая тишина. Да и посетители кажутся совсем другими. Зачарованные присутствующей атмосферой загадки. Возбужденные и немые.

Фотографировать в галерее разрешено только при наличии необходимого документа, который можно приобрести за дополнительную плату при входе.

Собравшаяся толпа молча расходится при подходе следующей волны посетителей. Кто-то равнодушно удаляется к другим творениям живописи и скульптуры, кто-то еще долго остается рядом с прекрасным видением.

“Сикстинская мадонна” в истории искусства - образ совершенной красоты. Папа Сикст, Святая Варвара, два ангелочка, облокотившиеся на парапет и смотрящие вверх... Алтарная композиция, принадлежащая кисти Рафаэля, возвещает о чуде явления небесной царицы, которая несет людям своего сына как искупительную жертву.

Существует мнение, что позировала для создания Мадонны возлюбленная Рафаэля Фарнарина, которую можно распознать по портрету, находящемуся в национальной галерее Рима. Впервые в своем творчестве художник устанавливает контакт религиозного образа со зрителем. Кто она, Сикстинская мадонна? Мать, сочетающая земное с божественным началом..

Из всех мадонн итальянского художника именно Сикстинская напоминает икону. Но, как утверждают искусствоведы, было бы невозможно установить ее в храме, поставить перед ней подсвечники с лампадами и свечами и пропеть молитвенные песнопения. Прежде всего, Мадонна Рафаэля будет оставаться олицетворением красоты. Неземной, небесной, чистой и бесстрастной.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии