Как
птица феникс Жанна Альжанова-Сагади Вдохновения, полученного
от соблазнительной улыбки Моны Лизы, хватило на те два коротких дня, которые пришлось
на большой скорости провести в столице Франции. (Окончание. Начало
в № 34) Два часа в Лувре, два - в музее импрессионистов д’Орсэй, или,
как называют его французы, “МО”, полтора на Эйфелевой башне, давление на земную
поверхность которой
равнозначно сидящему на стуле человеку, час на Елисейских полях, Триумфальной
арке и Тюильри... Словом, галопом. Вымотанная группа русскоязычных туристов
была доставлена в последний день пребывания в Париже к небольшому французскому
ресторанчику. Недорогому. Об экономии средств позаботилась принимающая сторона.
Так сотрудники турфирмы выказывают свое почтение в честь завершения такого насыщенного
и увлекательного путешествия! Меню, как выяснилось из рассказов представителей
предыдущих туров, никогда не отличалось здесь разнообразием и изысканностью. Авокадо,
ягненок по-бургундски и малиновая шарлотка, впопыхах поднесенная юным официантом,
кстати, по пути (так, невзначай!) обронившему несколько блюд, впечатления не произвели.
Звон разбившегося стекла добродушные туристы, изысканные гурманы и патриоты своих
кухонь, восприняли спокойно: “На счастье!” Правда, весь этот бургундский обеденный
комплекс был заменен позже самими туристами на изысканные французские вина и добротный
сыр. Чем и славится сия страна! Прощание с Парижом выглядело не менее романтично.
Прогулка на катере по Сене, ночная экскурсия по второму уровню Эйфелевой башни,
кабаре Мулен Руж. Доброжелательный народ французы! Лучезарные улыбки и приветливое
“Бонжур!” сопровождали по-французски ни в зуб ногой туристов везде и всюду. Вот
где пришлось сожалеть о том, что зря сбегали в свое время с “универовских” лекций
и семинаров! Герцогство Шарлотты Путь обратный на нашем излюбленном
автобусе отличался меньшей эмоциональностью. Устали. Впереди еще долгий путь с
краткосрочными остановками. Спозаранку толпа взбодрившихся туристов ступила
на изумительную землю Люксембурга, которой на протяжении двух мировых войн правила
герцогиня Шарлотта. Незаменимый гид Петруха в потугах выискивал в памяти наиболее
яркие страницы из истории этого замечательного города-государства. Право,
смешно. Люксембург еще спал. Ни единого автомобиля и случайного прохожего. Местность
будто дышала умиротворением и спокойствием. Даже птицы словно вымерли в этом древнем
таинственном городке с мощеными улочками и старыми архитектурными постройками.
А дружная команда автотуристов уже осматривала в это время так называемые достопримечательности.
Городской собор, резиденция герцога, дом, в котором когда-то останавливался Гете...
На стене жилого помещения выгравирован девиз люксембуржцев: “Мы будем такими,
какими хотим себя видеть”. Очень много в городе с населением в четыреста
тысяч жителей оказалось банков! В богатейшей стране мира большинство зданий принадлежит,
как выяснилось, финансовым учреждениям. “Так что, хотите роскоши - живите в Люксембурге!”
- так завершил свое красноречивое выступление русскоязычный гид. Берлинский
андеграунд Мы не остались в заманчивой стране, а вернулись домой, то есть
в Берлин. Здесь находилась за время путешествия наша, выражаясь официальным языком,
“штаб-квартира”. На самом деле это небольшой уютный домик, принадлежащий родственнику.
Кстати, обладающему большими способностями в области экскурсоведения, нежели наш
любимый Петя. На Берлин, конечно, времени было предоставлено через край.
Потсдамер-плац, где создается архитектурный облик “города XXI века” с использованием
новейших технологий, Рейхстаг с новым стеклянным куполом, Бранденбургские ворота,
находящиеся на реконструкции, два километра Берлинской стены, изображающей на
каком-то своем отрезке целующихся Брежнева и Хонеккера, университет имени Гумбольдта,
золотая Эльза, национальная галерея Пергамон, Берлинский собор... Весьма
увлекателен и ночной Берлин. Вот где начинает цвести пышным цветом андеграунд.
Вот где всплывают разного рода неформальные течения. Самое удивительное и приятное
- пофигизм в отношении окружающих. Здесь не осмотрят с ног до головы, не осудят,
не пошепчутся за спиной. Делай, что хочешь! Сделай тату на бритой голове,
заплети бороду в косичку, протяни цепь между двумя кольцами в сосках, надень колготки
в сеточку и закури дорогую сигару. Тусуйся, как можешь! Особо славится
своим андеграундом прославившаяся Ораниенберг-штрассе. Небольшие питейные заведения,
расположенные по обочинам дорог, выставили свои летние площадки чуть ли не на
проезжей части, что затрудняет движение транспорта и прогуливающихся искателей
приключений. Заслышав блюз, заглянули в один из двориков, в котором уютно расположилось
кафе. Картина впечатляла. На одном маленьком островке мирно сосуществовали разные
социальные слои. Запах наркоты и экспрессивное выступление артистов на импровизированной
сцене не смущали заглянувших сюда на кружку “Будвайзера” мужчин в галстучках.
Известна эта улица красных фонарей и своими ночными двукрылыми обитательницами. Саксония Европейский
маршрут продумывался нами заблаговременно. Еще перед вылетом из Алматы я твердо
знала, какие города нам предстоит посетить в процессе своего так недолго длившегося
свадебного путешествия. Если меня, как, впрочем, и любую женщину, интересовали
вопросы семейного бюджета со всей его арифметикой, воображением моей второй половины
правили галереи современного искусства и Дрезден, возродившийся из пепла как птица
Феникс. Куда мы и попали перед самым отъездом. Саксонская резиденция немецких
монархов интересовала супруга, имеющего отношение к современному искусству, бесспорно.
Но любованию Дрезденской галереей и шедеврами мастеров экстра-класса, таких как
Корреджо, Тициан, Джорджоне, Рембрандт, Альбрехт Дюрер, Рафаэль с его всемирно
известной “Сикстинской мадонной”, (кстати, которую король Август III приобрел
в 1754 году за астрономическую сумму в двадцать тысяч дукатов) было посвящено
порядка шести часов! Думается, что мы стали одними из последних посетителей картинной
галереи в знаменитом дворцовом комплексе “Цвингер перед стихийным бедствием. Сразу
же по отъезде Дрезден настиг нашумевший “саксонский потоп”. Исторический центр
города был затоплен полностью. Из-за безнадежности положения борьба с водной стихией
была прекращена. Сотрудники галереи занялись перенесением экспонатов на верхние
этажи здания, а это около 200 полотен собрания “Старые мастера”, картины Тициана,
Рубенса и Рембрандта. Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура обратился
к мировому сообществу с призывом объединить усилия для спасения шедевров мирового
искусства, располагающихся в зоне бедствия, и объявил готовность оказать любую
поддержку в восстановлении пострадавших памятников. В настоящее время ситуация
на разбушевавшейся Эльбе остается критической, но стабилизация в регионе наметилась.
Поговаривают, что очень скоро в Дрездене откроется совершенно новый музей. Переехавшие
на верхние этажи экспонаты будут представлены общественности в новом, необычном
свете! Бесстрастная и неземная Работники Дрезденской галереи особенно
пеклись о самом главном своем полотне - “Сикстинской мадонне”, также подвергшейся
эвакуации во время потопа. Предыдущее место ее нахождения - небольшой зал,
в котором знаменитая картина Рафаэля занимает центральное место. Рядом расположены
миниатюрные диванчики. То есть любоваться шедевром можно сидя. Как и Джоконда,
Мадонна помещена в стеклянную раму, в которой сохраняется необходимый микроклимат. К
полотну итальянского живописца невозможно подступиться. Но здесь, в отличие от
Лувра, спокойнее. В зале царит убаюкивающая тишина. Да и посетители кажутся совсем
другими. Зачарованные присутствующей атмосферой загадки. Возбужденные и немые. Фотографировать
в галерее разрешено только при наличии необходимого документа, который можно приобрести
за дополнительную плату при входе. Собравшаяся толпа молча расходится при
подходе следующей волны посетителей. Кто-то равнодушно удаляется к другим творениям
живописи и скульптуры, кто-то еще долго остается рядом с прекрасным видением.
“Сикстинская мадонна” в истории искусства - образ совершенной красоты.
Папа Сикст, Святая Варвара, два ангелочка, облокотившиеся на парапет и смотрящие
вверх... Алтарная композиция, принадлежащая кисти Рафаэля, возвещает о чуде явления
небесной царицы, которая несет людям своего сына как искупительную жертву. Существует
мнение, что позировала для создания Мадонны возлюбленная Рафаэля Фарнарина, которую
можно распознать по портрету, находящемуся в национальной галерее Рима. Впервые
в своем творчестве художник устанавливает контакт религиозного образа со зрителем.
Кто она, Сикстинская мадонна? Мать, сочетающая земное с божественным началом.. Из
всех мадонн итальянского художника именно Сикстинская напоминает икону. Но, как
утверждают искусствоведы, было бы невозможно установить ее в храме, поставить
перед ней подсвечники с лампадами и свечами и пропеть молитвенные песнопения.
Прежде всего, Мадонна Рафаэля будет оставаться олицетворением красоты. Неземной,
небесной, чистой и бесстрастной. |