30 августа 2002
№ 35 (223)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
     Мир 

Каспий цвета хаки

Досым Сатпаев,
директор Группы оценки рисков (ARG)

С начала 90-х годов Каспий часто сравнивают с Персидским заливом. Одним это надо было для повышения значимости своей роли в Каспийском регионе. Другим для того, чтобы понять его перспективы. В целом эти сравнения были не безосновательными, хотя и в большинстве случаев пессимистическими. Анализ последних тенденций на Каспии указывает на то, что эта аналогия лишь сейчас начинает полностью оправдываться. Каспийская геополитика входит в ту стадию своей эволюции, когда право силы может перевесить силу права. Это тем более реально в условиях перманентной неопределенности по поводу правового статуса Каспия.

Как и Персидский залив, Каспийский регион начинает приобретать явные признаки милитаризации, которые являются логическим продолжением все более тесного переплетения геополитики с геоэкономикой.
Первым признаком такой милитаризации стал инцидент между Азербайджаном и Ираном из-за спорных месторождений в 2001 году. Тогда корабли ВМС Ирана блокировали азербайджанское геологоразведочное судно, ведущее нефтеразведку в интересах компании “Бритиш Петролеум”. Этот инцидент продемонстрировал усиление силового фактора во взаимоотношениях между государствами Каспийского региона.

В результате практически все прикаспийские государства начали активно увеличивать свое военное присутствие на Каспии. Россия уже имеет здесь свою Каспийскую флотилию, которая состоит из четырех бригад кораблей и катеров (всего 32 единицы). Для тех, кто этого не понял, - Россия, совместно с Казахстаном и Азербайджаном провела демонстративные военные учения в этом регионе.

Аналогичную флотилию имеет Иран, который в ответ на российские военные инициативы также провел презентацию своих военных возможностей. Активизация иранского фактора за последние годы привела к тому, что Турция предоставила Азербайджану своих военных советников и военную помощь. Кроме этого, в ходе визита в марте этого года в Баку помощника министра обороны США Миры Рикардел, был подписан пакет соглашений на общую сумму 4,4 миллиона долларов по оказанию американской военной помощи в сфере совершенствования возможностей Азербайджана по контролю за морским и воздушным пространством в районе Каспийского моря.

Что касается Казахстана, то в июне этого года в Алматы прошла встреча совместной казахстано-американской рабочей группы в области обороны и безопасности. Было принято решение о выделении Соединенными Штатами Казахстану 5 миллионов долларов для строительства военного городка в Атырау и размещения здесь мотострелковой бригады. По словам командующего войсками Западного военного округа Вооруженных сил Казахстана Ратмира Камратова, в создаваемом округе для обеспечения безопасности нефтедобывающих областей Казахстана будут дислоцированы 4 батальона.

По мнению некоторых экспертов, задачей США на среднесрочную перспективу является создание военно-политического союза нефтяных прикаспийских государств с осью Турция-Израиль. В ответ министр обороны России Сергей Иванов заявил о возможном создании Каспийской военной группировки, куда вошли бы Россия и Казахстан, а в перспективе и Азербайджан.

К числу других причин милитаризации Каспия можно выделить и безрезультатность переговоров по правовому статусу Каспия. Как показал апрельский саммит глав прикаспийских государств в Ашгабаде и июльская встреча Специальной рабочей группы по Каспию в Тегеране, серьезные различия между участниками переговоров по статусу Каспия по-прежнему сохраняются. Азербайджан, Казахстан и Россия практически пришли к согласию по поводу разделения Каспия по срединной линии, разделив дно и сохранив в общем пользовании водную поверхность. Иран продолжает настаивать на общем владении морем или на равном делении Каспия - по 20 процентов каждому прикаспийскому государству. Туркменистан выступает за секторальное деление дна и водной поверхности, исходя из существующих государственных границ с выделением в центре моря 20-мильной зоны для свободного судоходства.

Стоит отметить, что с экономической точки зрения каспийские месторождения не сильно интересуют Иран, которого больше волнует сохранение своего политического влияния в районе Каспийского моря. Но для этого необходимо иметь определенный рычаг давления на своих соседей. Таким рычагом является вопрос о правовом статусе Каспия.

Если для Ирана каспийская нефть не так важна, то этого не скажешь о других прикаспийских государствах, тем более на фоне прогнозов о повышении роли каспийской нефти на мировом рынке. Не секрет, что не только Европейский Союз, но также США, Китай и Япония заинтересованы в сокращении в долгосрочной перспективе своей зависимости от ОПЕК. По мнению ряда западных аналитиков, Россия осознает это и активно начала работу по созданию с некоторыми прикаспийскими государствами нефтяного и газового картеля, который может стать серьезным конкурентом ОПЕК. Но для этого необходимо обеспечение безопасности в Каспийском регионе, что и толкает Россию и ее партнеров к усилению военного присутствия на Каспии.

Кроме этого, не стоит забывать, что уже начинается подготовка к активным нефтегазовым разработкам на Северном Каспии. 12 августа российская нефтяная компания “Роснефть” и “Казмунайгаз” приступили к подготовке реализации проекта совместного освоения месторождения “Курмангазы” на шельфе Каспийского моря. Как отмечают российские эксперты, военные учения России в немалой степени были направлены на защиту интересов российского нефтегазового бизнеса.

В то же время есть информация, что Азербайджан одним из условий подписания соглашения с Москвой по разделу Каспия отметил пункт о том, что Россия будет гарантом военной безопасности в зонах добычи нефти. Конечно, Баку в первую очередь заинтересован в получении такой гарантии по поводу спорных месторождений с Туркменистаном.

Одной из существенных причин милитаризации Каспийского региона является также вполне реальная угроза экстремистской деятельности в зоне активных нефтяных разработок в Азербайджане, Казахстане и России. С точки зрения любой террористической организации диверсии в районе Каспийского моря могут привести к достаточно серьезным последствиям:

  1. Спровоцировать межгосударственные столкновения, особенно если диверсии будут осуществлены на спорных нефтегазовых месторождениях.
  2. Ударить по экономической безопасности некоторых государств, чей бюджет зависит от экспорта каспийской нефти.
  3. Ухудшить инвестиционный климат, что также нанесет удар в первую очередь по экономике Казахстана и Азербайджана.
  4. Террористические акты, как, например, взрывы действующих нефтепроводов или танкеров могут вызвать серьезные экологические проблемы, которые также способны привести к межгосударственным трениям.

Хотя нельзя исключать и того, что заявления о борьбе с терроризмом будут использованы некоторыми прикаспийскими государствами для оправдания своего военного присутствия на Каспии. В конечном счете милитаризация Каспийского региона является неизбежным процессом. После того, как Россия усилила свою экономическую активность в районе Каспийского моря и начала разработку месторождений на Северном Каспии, здесь начинается процесс ее военной активизации. Но по мере роста активности России автоматически будет увеличиваться активность США, Ирана, а в перспективе и Китая, которые попытаются сохранить и расширить здесь свои стратегические интересы. Это вызывает цепную реакцию, которая повышает уровень политических и инвестиционных рисков в Каспийском регионе.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии