Каспий
цвета хаки Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков (ARG) С
начала 90-х годов Каспий часто сравнивают с Персидским заливом. Одним это надо
было для повышения значимости своей роли в Каспийском регионе. Другим для того,
чтобы понять его перспективы. В целом эти сравнения были не безосновательными,
хотя и в большинстве случаев пессимистическими. Анализ последних тенденций на
Каспии указывает на то, что эта аналогия лишь сейчас начинает полностью оправдываться.
Каспийская геополитика входит в ту стадию своей эволюции, когда право силы может
перевесить силу права. Это тем более реально в условиях перманентной неопределенности
по поводу правового статуса Каспия. Как и Персидский залив, Каспийский
регион начинает приобретать явные признаки
милитаризации, которые являются логическим продолжением все более тесного переплетения
геополитики с геоэкономикой. Первым признаком такой милитаризации стал инцидент
между Азербайджаном и Ираном из-за спорных месторождений в 2001 году. Тогда корабли
ВМС Ирана блокировали азербайджанское геологоразведочное судно, ведущее нефтеразведку
в интересах компании “Бритиш Петролеум”. Этот инцидент продемонстрировал усиление
силового фактора во взаимоотношениях между государствами Каспийского региона.
В результате практически все прикаспийские государства начали активно увеличивать
свое военное присутствие на Каспии. Россия уже имеет здесь свою Каспийскую флотилию,
которая состоит из четырех бригад кораблей и катеров (всего 32 единицы). Для тех,
кто этого не понял, - Россия, совместно с Казахстаном и Азербайджаном провела
демонстративные военные учения в этом регионе. Аналогичную флотилию имеет
Иран, который в ответ на российские военные инициативы также провел презентацию
своих военных возможностей. Активизация иранского фактора за последние годы привела
к тому, что Турция предоставила Азербайджану своих военных советников и военную
помощь. Кроме этого, в ходе визита в марте этого года в Баку помощника министра
обороны США Миры Рикардел, был подписан пакет соглашений на общую сумму 4,4 миллиона
долларов по оказанию американской военной помощи в сфере совершенствования возможностей
Азербайджана по контролю за морским и воздушным пространством в районе Каспийского
моря. Что касается Казахстана, то в июне этого года в Алматы прошла встреча
совместной казахстано-американской рабочей группы в области обороны и безопасности.
Было принято решение о выделении Соединенными Штатами Казахстану 5 миллионов долларов
для строительства военного городка в Атырау и размещения здесь мотострелковой
бригады. По словам командующего войсками Западного военного округа Вооруженных
сил Казахстана Ратмира Камратова, в создаваемом округе для обеспечения безопасности
нефтедобывающих областей Казахстана будут дислоцированы 4 батальона. По
мнению некоторых экспертов, задачей США на среднесрочную перспективу является
создание военно-политического союза нефтяных прикаспийских государств с осью Турция-Израиль.
В ответ министр обороны России Сергей Иванов заявил о возможном создании Каспийской
военной группировки, куда вошли бы Россия и Казахстан, а в перспективе и Азербайджан.
К числу других причин милитаризации Каспия можно выделить и безрезультатность
переговоров по правовому статусу Каспия. Как показал апрельский саммит глав прикаспийских
государств в Ашгабаде и июльская встреча Специальной рабочей группы по Каспию
в Тегеране, серьезные различия между участниками переговоров по статусу Каспия
по-прежнему сохраняются. Азербайджан, Казахстан и Россия практически пришли к
согласию по поводу разделения Каспия по срединной линии, разделив дно и сохранив
в общем пользовании водную поверхность. Иран продолжает настаивать на общем владении
морем или на равном делении Каспия - по 20 процентов каждому прикаспийскому государству.
Туркменистан выступает за секторальное деление дна и водной поверхности, исходя
из существующих государственных границ с выделением в центре моря 20-мильной зоны
для свободного судоходства. Стоит отметить, что с экономической точки зрения
каспийские месторождения не сильно интересуют Иран, которого больше волнует сохранение
своего политического влияния в районе Каспийского моря. Но для этого необходимо
иметь определенный рычаг давления на своих соседей. Таким рычагом является вопрос
о правовом статусе Каспия. Если для Ирана каспийская нефть не так важна,
то этого не скажешь о других прикаспийских государствах, тем более на фоне прогнозов
о повышении роли каспийской нефти на мировом рынке. Не секрет, что не только Европейский
Союз, но также США, Китай и Япония заинтересованы в сокращении в долгосрочной
перспективе своей зависимости от ОПЕК. По мнению ряда западных аналитиков, Россия
осознает это и активно начала работу по созданию с некоторыми прикаспийскими государствами
нефтяного и газового картеля, который может стать серьезным конкурентом ОПЕК.
Но для этого необходимо обеспечение безопасности в Каспийском регионе, что и толкает
Россию и ее партнеров к усилению военного присутствия на Каспии. Кроме
этого, не стоит забывать, что уже начинается подготовка к активным нефтегазовым
разработкам на Северном Каспии. 12 августа российская нефтяная компания “Роснефть”
и “Казмунайгаз” приступили к подготовке реализации проекта совместного освоения
месторождения “Курмангазы” на шельфе Каспийского моря. Как отмечают российские
эксперты, военные учения России в немалой степени были направлены на защиту интересов
российского нефтегазового бизнеса. В то же время есть информация, что Азербайджан
одним из условий подписания соглашения с Москвой по разделу Каспия отметил пункт
о том, что Россия будет гарантом военной безопасности в зонах добычи нефти. Конечно,
Баку в первую очередь заинтересован в получении такой гарантии по поводу спорных
месторождений с Туркменистаном. Одной из существенных причин милитаризации
Каспийского региона является также вполне реальная угроза экстремистской деятельности
в зоне активных нефтяных разработок в Азербайджане, Казахстане и России. С точки
зрения любой террористической организации диверсии в районе Каспийского моря могут
привести к достаточно серьезным последствиям: - Спровоцировать межгосударственные
столкновения, особенно если диверсии будут осуществлены на спорных нефтегазовых
месторождениях.
- Ударить по экономической безопасности некоторых государств,
чей бюджет зависит от экспорта каспийской нефти.
- Ухудшить инвестиционный
климат, что также нанесет удар в первую очередь по экономике Казахстана и Азербайджана.
-
Террористические акты, как, например, взрывы действующих нефтепроводов или танкеров
могут вызвать серьезные экологические проблемы, которые также способны привести
к межгосударственным трениям.
Хотя нельзя исключать и того, что заявления
о борьбе с терроризмом будут использованы некоторыми прикаспийскими государствами
для оправдания своего военного присутствия на Каспии. В конечном счете милитаризация
Каспийского региона является неизбежным процессом. После того, как Россия усилила
свою экономическую активность в районе Каспийского моря и начала разработку месторождений
на Северном Каспии, здесь начинается процесс ее военной активизации. Но по мере
роста активности России автоматически будет увеличиваться активность США, Ирана,
а в перспективе и Китая, которые попытаются сохранить и расширить здесь свои стратегические
интересы. Это вызывает цепную реакцию, которая повышает уровень политических и
инвестиционных рисков в Каспийском регионе. |